... В ее сторону публика вышагивала стройными рядами, а в фойе даже образовался маленький затор.
Учитывая специфику места, я не надеялась увидеть там что-то полезное, и больше интересовалась стенами, чем картинами.
Особняк относится к образцам ампира первой трети XIX века, но все интерьеры - новодел, выполненный с большой претензией.
По замыслу дизайнеров, публика должна ощутить на себе всю прелесть роскоши и богатства.
Чего тут только нет: и хрусталь, и мрамор, и бархат, и золото, и бронза...
Конечно, это очень необычно - отдать целую галерею одному здравствующему портретисту, но, как бы то ни было, все стены здесь увешаны фотокарточками в стиле «я и другие звезды».
Для начинающего музееведа оформление культа личности может представлять практический интерес, но в галерее этого слишком много, и я не планирую такое копировать.
А вот одну идею мне удалось почерпнуть даже здесь. Из целого ряда музеев галерея оказалась единственным местом, где можно садиться не везде, где можно.
Возьмем на заметку: если возле стула поставить указатель, запрещающий к нему прикасаться, обстановка моментально станет по-настоящему музейной.
Правда, на запрет обращают внимание не все, и потертый паркет безжалостно изобличает нарушителей.
Думаю, если в больничном музее повсюду раскидать таблички «руками не трогать», можно добиться аналогичного эффекта и без дивана.
Если вы соберетесь в эту галерею, прихватите с собой суточный запас еды, воды и сменное белье.
Дело в том, что осмотр экспозиции задуман таким образом, что вы будете лишены возможности дать задний ход и покинуть здание, пока не ознакомитесь со всеми полотнами во всех залах.
А залов там видимо-невидимо, и в каждом - бесчисленное количество портретов в массивных резных рамах.
И не важно, что через час вас начнет подташнивать от обилия автопортретов и портретов, нарисованных как будто с фотокарточек или с восковых копий.
За тем, чтобы вы не улизнули от высокого искусства и поглядели на все без исключения картины, строго следят смотрительницы. Ни в одном музее я не встречала такого внимательного отношения к невнимательным посетителям.
Оказавшись на третьем этаже, я решила избавить себя от удовольствия рассматривать все портретные лица и прошествовала в дальний зал, не заглянув в ближний.
- Девушка, - окликнула меня смотрительница, - здесь тоже картины! Вы же их не посмотрели!
Деликатно чертыхнувшись (разумеется, про себя), я поблагодарила смотрительницу и послушно направилась в ближний зал, пытаясь сделать вид, будто я его не заметила.
На мой сугубо субъективный взгляд, совершенно разные модели выходят у художника на одно лицо. Видна необычайная тщательность проработки изображения, но оно так и остается изображением…
И вспомогательная лестница тоже весьма хороша.
Утомленные мучительным осмотром посетители попадают на нее в надежде незаметно выскочить на улицу, прошмыгнув мимо смотрительниц.
Не тут-то было! Здесь выхода нет.
Когда леди и джентльмен с изможденными лицами, спускаясь по «черной» лестнице, спросили меня, есть ли здесь выход, и я честно ответила, что «выхода нет, но есть еще несколько залов», они испуганно побежали вверх, пока их не засекла бдительная смотрительница.
Да, друзья, тут повсюду такая засада. Куда ни шагни, везде подстерегает живопись.
Запомните, а лучше запишите: выход - через второй этаж.
Записали?
Это специально так сделано, чтобы запутать публику.
На втором этаже, если вы не хотите подвергнуться повторному осмотру экспозиции, сделав морду кирпичом, уверенно шагайте ко входу - он и есть выход.
Когда смотрительницы начнут кричать вам вслед: «Господа, вы пропустили сорок девятый зал», не оглядывайтесь. Бегите прочь без промедления!
Скорость и решительность в этой галерее - главные достоинства.
А вот пейзажи мне очень понравились, но их совсем мало.
Ольга Серебровская
Кратко отсюда:
https://olga-srb.livejournal.com/886300.html