Половозрастная структура избыточной смертности в России 2020 г

Nov 17, 2021 15:09

Раз уж в наших руках оказались полные еженедельные данные о смертности в России с разбиением на пол и возрастные группы по пять лет, можно посчитать избыточную смертность в 2020 для разных когорт.


1) Архив с исходными данными тут: https://www.mortality.org/Public/STMF/Outputs/stmf.csv

2) До 2019 года возрастные когорты были по пять лет, начиная с "0-4" и до "90+". После 2019 младшую когорту дополнительно разбили на две группы "до года" и "1-4", а старшую - на "90-94" и "95+". Я все привел к пятилетним группам.

3) Разбивка дана на календарные недели по стандарту ISO, а в 2020 году их оказалось 53. Т.е. строго говоря речь идет не о календарном 2020 годе, а о 53 неделях (371 день), которые захватывают весь 2020 год плюс последние два дня 2019 и первые три дня 2021 года.

4) Для расчета бейслайна я брал соответствующие недельные значения прошлых лет. Для тех годов, в которых нет 53 недели, я создавал "виртуальную" 53 неделю как среднюю между 52 неделей и 1 неделей следующего года.

5) Все данные приведены без учета Крыма. Если принципиально важны абсолютные числа, то увеличьте их примерно на 1.4%

6) В сумме по отдельным когортам за 2020 год у меня получается избыточная смертность 355 тысяч. Если добавить 1.4% Крыма, то получается 360 тысяч - ровно столько столько же, сколько получилось у kobak по итогам года для популяции в целом. Так что не думаю, что я сильно накосячил.

7) Есть некоторое количество смертей с неустановленным возрастом - их я игнорировал.

8) Избыточную смертность я суммировал начиная с 10 недели. Строго говоря, наверное, надо начинать складывать с 12 недели (первая официальная смерть от ковида в России - 19 марта). Но это мало на что влияет, избыточная смертность до начала ковида колеблется вокруг нуля для всех когорт.


Для популяции в целом линейная экстраполяция их предыдущих пяти лет работает прекрасно - по крайней мере для 2020 года. Но для отдельных возрастных когорт все не так просто. Во-первых, из-за российской специфической возрастной пирамиды (с демографическим провалом войны, его эхом, а также провалом 90-х годов) из года в год сильно меняется размер когорт. Во-вторых, есть объективные процессы, как рост продолжительности жизни и падение младенческой смертности. Скажем, каждый год в когорте "90+" все больше и больше смертей - и это не только из-за демографической пирамиды, но и просто потому, что все больше и больше людей доживают до 90 и более лет.
Как я делал: брал смерти по неделям за 2015-2019 год, фиттировал их линейно или параболой (когда линейный фит очевидно плохо работает), экстраполировал вперед на 2020 год. Потом для каждой календарной недели между 2015 и 2019 я брал относительное отличие от этого генерального тренда, усреднял, и применял к экстраполированному тренду для 2020 года. Таким образом получается предсказанная смертность, которую можно вычесть из наблюдаемой.

Несколько примеров ниже

Мужчины 55-59: линейный тренд работает хорошо


Синяя линия - смертность по неделям за 2015-2019
Пунктирная линия - линейный тренд за 2015-2019
Темно-оранжевая линия - ожидаемая смертность в 2020
Желтая линия - наблюдаемая смертность в 2020

Женщины 50-55: пример "параболического" тренда


Если вы обратили внимание, в обоих случаях предсказанная новогодняя 53 неделя 2020 кажется завышенной. Но вообще именно на 53 неделю и пришелся Новый Год (28 декабря - 3 января), когда обычно в этих возрастах так подскакивает смертность. Кажется, что прошлый Новый Год действительно отмечался с куда меньшим, чем обычно, размахом (и это проявляется в смертности).
UPD: как мне подсказали в каментах, якобы данные за 53 неделю 20202 года на самом деле не содержат настоящей информации о смертности 1-3 января, и просто являются данные за 28-31 декабря, умноженные на 7/4. Так что замечание снимается - реальная смертность 53 недели после пополнения данными наверняка будет сильно выше, как и всегда на новый год.

Мужчины 75-79: один из сложных случаев, когда диапазон подгонки (2.5 года) и форма аппроксимации (линейная) выбираются фактически волюнтаристски методом "на глазок"


Собственно, результат ниже.





Discussion


Кажется, что избыточная смертность становится заметной уже начиная с 25 лет. Сама форма избыточной смертности для всех возрастов практически одинаковая. Сначала весенняя волна, потом спад летом, потом осенне-зимняя, более тяжелая волна. Тут ничего неожиданного.

Половозрастная структура выглядит так:


Для сравнения: как выглядит такая же пирамида ковидной (не избыточной) смертности для других стран:
Швеции (источник) и Израиля (источник):


В России избыточных смертей среди женщин больше чем среди мужчин, что кажется странным на первый взгляд (ведь мужчины от ковида умирают немного чаще, чем женщины). Но это из-за структуры населения - среди пожилых у нас существенно больше женщин. Если нормализовать на размер когорт, то получается так:


Аналогичным образом нормализованные гистограммы для Швеции и Израиля выглядят так:


Что из этого можно узнать? Кажется, что в России самая старшая группа (90+) пострадала относительно меньше, чем в Швеции и Израиле. Скорее всего, это тот же фактор домов престарелых. В эпоху ковида 95-летнему старику гораздо безопаснее жить одному или в семье, чем в доме престарелых.

Интересен вот еще какой аспект. Еще год назад я обсуждал с одним врачом то, как можно разделить избыточную смертность на собственно ковид и на медицинский фактор (из-за перегрузки медицины не оказывается медицинская/профилактическая помощь обычным больным). Идея в том, что возрастная зависимость смертности от ковида и всех остальных причин имеют разный наклон. И вот что получается:



Черная кривая IFR ковида взята отсюда.

Мы видим, что наклон избыточной смертности гораздо ближе к черной кривой (ковиду), но все-таки чуть более пологий. Если взять возраст 30+ и усреднить по полу, то лучший фит получается такой:


Исходя из предположения, что ковид был распределен по всем возрастам равномерно, и что кривая IFR Левина сотоварищи верна, то наилучшим образом избыточная смертность в России в 2020 году описывается так: 14.4% населения переболело ковидом, а за время эпидемических всплесков, общая нормальная годовая смертность увеличилась на 5.9%.

Если пересчитать это обратно на души населения, то получается, что 70% избыточной смертности - ковид и 30% - прочие последствия пандемии.

Мне лично кажется, что эта оценка сильно искажена, и в реальности доля собственно ковида в избыточной смертности существенно больше - не менее 90%. В первую очередь потому далеко не факт, что ковид был равномерно распределен по возрастам. А во вторую очередь, потому что далеко не факт, что смертность из-за перегрузки медицины имеет такую же возрастную структуру, что и обычная смертность.

Если сделать обратное предположение (что вся избыточная смертность - это ковид), то доля переболевших в разных возрастах получается такая:


Такое монотонное падение кажется мне подозрительным. Скорее всего истина где-то посередине, и часть избыточной смертности - все-таки не ковид. Ну или же возрастную зависимость IFR, полученную для Нью-Йорка, нельзя так в лоб переносить на Россию.
Previous post Next post
Up