Гендер. Феминизм

Jun 24, 2019 13:22

"Наверное, всем людям, считающим себя феминистками и феминистами, в какой-то момент задавали вопрос: мы же современная страна, у нас равноправие между мужчинами и женщинами, равный доступ к образованию и работе - за что вы еще боретесь? Мне его, по крайней мере, задают регулярно. И в этой лекции я хочу поговорить о том, что же такое гендерное неравенство и как его можно преодолеть, то есть достичь гендерного равен­ства, почему равенства на уровне прав в этом случае недостаточно и, наконец, при чем здесь феминизм.

Вообще про категорию гендерного неравенства можно сказать, что она дважды значима. С одной стороны, проблематика гендерного неравенства и путей его преодоления лежит в основе академических гендерных исследова­ний и феми­нистской мысли. То есть гендерное неравенство - это категория критической теории. С другой стороны, вопросы гендерного неравенства в современном мире обрели обществен­ное и политическое значение. Серьез­ные международ­ные организации наподобие Мирового банка подсчиты­вают индексы гендер­ного равенства и составляют рейтинги стран в соответ­ствии с этим индексом. Эксперты Международного экономического форума пишут о связи между уровнем гендерного равенства в той или иной стране и уровнем ее экономиче­ского развития, а комитет министров Совета Европы совсем недавно издал междуна­родные рекомендации по борьбе с сексизмом.

Социальные и гуманитарные исследо­вания часто могут показаться оторван­ными от реальности. Но проблема гендерного равенства представляет собой в этом смысле исключение. Научные теории здесь имеют практические последствия. Разные представления о гендерном неравенстве находят свое отражение в политических решениях, и это в конечном счете сказывается на повседневной жизни мужчин и женщин.

Обычно, когда говорят о гендерном неравенстве, имеют в виду, что женщины по тому или иному парамет­ру находятся в невыгодном положении по сравне­нию с мужчинами. Например, что на тех же должностях они получают более низкую зарплату, а их шансы на карьерный рост ограничены. К проявлениям гендерного неравенства также могут относить сексуальную эксплуатацию и домашнее насилие по отношению к женщинам. Однако в действитель­ности это более сложное явление. Оно может принимать множество разных форм в зависимости от экономической и социальной структуры конкретного общества. Например, в предыдущих лекциях уже обсуждалось, что проблема гендерного неравенства может затрагивать и мужчин. В уязвимом положении могут оказаться мужчины, принадлежащие к ряду социальных групп: муж­чины с негетеросексуальной ориентацией или безработные мужчины.

В гендерных исследованиях существует три основных подхода к пониманию того, что собой представляет гендерное неравенство и как его можно преодо­леть. Эти подходы связаны с разными этапами развития феминистской мысли, с так называемыми тремя волнами феминизма. И каждый из этих подходов нашел свое воплощение в определенных политических реше­ниях. Об этих пересечениях волн феминизма, гендерной политики и представлений о ген­дерном неравенстве мы дальше и поговорим.

Итак, первое и, наверное, наиболее привычное для нас определение гендерного неравенства было сформулировано в конце XIX - начале ХХ века в рамках движения суфражисток, которое также принято называть первой волной феминизма. На повестке дня суфражисток стоял вопрос о том, чтобы женщины стали гражданами на равных с мужчинами условиях, то есть обрели права, которые мы сегодня считаем само собой разумеющимися: право на образова­ние, право на владение имуществом, избирательное право. Еще в 1792 году провозвестница данного подхода британка Мэри Уолстонкрафт высказывала радикальные для своего времени суждения о том, что женщины занимают незавидное положение в обществе не потому, что они глупее мужчин, а потому, что они поражены в правах, в частности ограничены в доступе к образованию. В основе данного подхода - идея, что гендерное равенство будет достигнуто, когда к людям независимо от их пола будет применяться один и тот же набор законов и правил. Это по сути своей либеральный взгляд. Также данный подход ассоциируют с равными возможностями для мужчин и для женщин в том смысле, что на уровне закона им гарантирована одина­ковая стартовая позиция, а то, как они реализуют имеющиеся права и чего достигнут, - это уже вопрос их индивидуальных способностей и мотивации. Воплощение в жизнь этого взгляда на гендерное равенство и успехи женщин в борьбе за свои права стали крайне важным этапом социального развития.

Однако по мере того как женщины в разных странах стали добиваться равноправия с мужчинами, становилось очевидно: равенства на уровне закона недостаточно для того, чтобы мужчины и женщины на самом деле стали равны. Так, Советский Союз был весьма передовым государством в смысле обеспечения равной платы за равный труд и мужчин, и женщин, вообще в смысле привлечения женщин к производственной деятельности. Согласно переписи населения 1970 года, 82 % советских женщин трудоспособ­ного возраста были заняты на произ­вод­стве. Однако, возвращаясь домой, работ­ницы сталкивались с необходи­мостью отработать полноценную вторую смену, заботясь о детях и занимаясь домашними делами. Вряд ли в этом случае можно было по-настоящему говорить о равенстве полов. В Европе и США примерно в этот же период, в 60-70-е годы прошлого века, разворачивается интел­лектуаль­ное и активистское движение, получившее название второй волны феминизма. В фокусе этого движения также была проблема гендерного неравенства, однако новое поколение феминисток увидело корень этой проблемы не только в области правовых норм, но и в области повседневной жизни, которая у мужчин и у женщин организована очень по-разному. И дело здесь не только в биологических различиях или законодательстве. При патри­архате существуют культурные и социальные ограничения, которые мешают женщинам пользоваться своими правами, связанными с публичной сферой, а мужчинам - правами в области заботы. Это неписаные нормы, но они тем не менее определяют наши действия. Например, в России и мужчины, и жен­щины имеют право на отпуск по уходу за ребенком. Но на уровне стереотипов правильной и нормальной считается ситуация, когда о ребенке заботится мать. В результате в абсолютном большинстве случаев отпуск по уходу за новорож­денным в семьях берут именно женщины.

Мне однажды встретилась в интернете ироничная картинка. На ней было представлено воображаемое соревно­вание между слоном, обезьяной, золотой рыбкой и пингвином, а также был дан комментарий судьи: чтобы соревнова­ние было максимально честным, задание для всех одно - залезть на верхушку вон того дерева. Когда мы понимаем гендерное равенство как равенство прав, то есть как равенство правил на старте, мы оказываемся в позиции этого судьи. Ведь даже если правила одинаковые, оказывается, что они лучше соответст­вуют образу жизни одних людей, чем образу жизни других. Так, даже в ситуа­ции равных прав женщина, на которой лежит дополнительная ответствен­ность по заботе о детях, не может строить карьеру действительно на равных с мужчиной. И даже женщины без семейных обязанностей могут страдать в данном случае от дискриминации, ведь к ним нередко предвзято относятся при найме, так как видят в них в первую очередь потенциальных матерей, для которых трудовые обязанности, предположительно, менее важны, чем семей­ные. Таким образом, при равенстве прав на практике гендерное неравенство сохраняется. Оказывается, что женщины всегда как бы не дотяги­вают до муж­ской нормы. Они недостаточно хорошие работники, поскольку отвлекаются на семью.

Как добиться гендерного равенства, но при этом учесть отличия в социаль­ном опыте мужчин и женщин? Этот вопрос стал одним из основных для феми­низма второй волны. Предложенное решение - признать, что даже при равен­стве прав женский опыт отличается от мужского. И на уровне практик часто сохраняется дискриминация по признаку пола. Для достижения гендерного равенства с точки зрения данного подхода необходимы не равные права, но позитив­ные действия, то, что по-английски называется affirmative action, которые учитывают гендерные различия при формулировании критериев трудоустройства, продвижения по службе или участия в политике. Подобное понимание гендерного равенства находит свое воплощение, например, в идее квот для женщин в законодательных органах или, наоборот, в мерах семейной политики, которые, как в Швеции, стимулируют отцов брать отпуск по уходу за ребенком. Это значит, что теперь мы воспринимаем гендерное равенство не как равенство возможностей, но как равенство результата. Если мы пони­маем, что при патриархате женщинам сложнее сделать карьеру, то для дости­жения равенства в сфере труда нам нужно отдавать предпочтение женщинам при найме на работу. Если мы пони­маем, что отцы мало вовлечены в заботу о детях, нужно не просто гарантировать их родительские права, но, скажем, предоставлять им дополнительный месяц отпуска по уходу за ребенком. Нам как бы нужно намеренно сместить баланс в противоположную сторону, осуществить некий перегиб.

Надо заметить, что в конце ХХ века феминистская повестка становится гораздо более многоголосой, чем в XIX веке. Многие феминистки продолжают бороться в первую очередь за права женщин - их большую представленность в поли­тике, а также в профессиях, где традиционно доминируют мужчины. Для дру­гих феминисток самыми значимыми проблемами становятся сексуальное насилие, проституция, порнография, проблема сексизма в СМИ и сексуаль­ные домогательства на работе. Третьи сосредотачиваются на том, чтобы изменить само наше видение гендера, изменить наши знания и способ говорения о муж­чинах и женщинах. С последним из этих направлений, которое представлено постструктура­листским феминизмом и постколони­аль­ным феминизмом, связан следую­щий шаг в осмыслении проблемы гендерного неравенства. Как и в пре­дыдущих случаях, этот подход вырос из критики более ранних подходов. В 1990-х годах феминистские авторы пришли к двум важным выводам. Первый из них - что сводить проблему гендерного неравенства к неравенству между двумя полами неверно. Гендер­ное неравенство сущест­вует не только между мужчинами и женщинами: крайне значимо и неравен­ство между разными группами мужчин и женщин. Давайте представим себе с одной стороны состоятельную женщину-профессионала, которая может нанять няню для своего ребенка, и с другой стороны - саму эту няню, которая, осуществляя труд заботы, не развивает свою профессиональную карьеру. Весьма вероятно, что это вообще няня-мигрантка, которая оставила собст­венную семью в далекой стране ради того, чтобы ухаживать за чужими детьми. Очевидно, что нельзя объеди­нять этих двух людей в одну универсаль­ную категорию «женщины, заботящиеся о детях» и говорить о том, что обе эти женщины переживают схожий опыт неравенства. Важной здесь становится метафора перекрестка, по-английски intersection. Эту метафору и связанную с ней категорию интерсек­циональности в научный оборот ввела американская исследовательница Кимберли Креншоу, которая изучала трудовую дискрими­нацию по отноше­нию к афроамериканкам. Интерсекцио­нальный подход к гендерному неравенству говорит нам о том, что в обществе существуют особенно уязвимые позиции, которые возникают на пересечении нескольких осей неравенства: неравенства по гендер­ному, классовому, этническому и иным признакам.

Второй важный тезис, выдвинутый в рамках третьей волны феминизма, состоит в том, что необходимо вовсе уйти от мужской нормы, которая находилась в центре всех предыдущих дискуссий о гендерном неравенстве. С этой точки зрения первая волна феминизма была про то, чтобы встроить женщин в мужскую систему прав, вторая волна была про то, чтобы признать отличия женщин от мужской нормы и каким-то образом это отличие компенсировать. Феминистки третьей волны предлагают уйти от бесконеч­ного обсуждения двух полов, один из которых находится в привилегиро­ван­ном положении, а второй - в угнетенном, одному предписана функция добытчика, а другому - роль заботящейся. Новая модель предлагает признать множество гендерных различий, то, что называется diversity, как основу гендерного равенства. В рамках этого подхода к гендерному неравенству мы больше не можем говорить о мужчинах вообще и женщи­нах вообще, а также о том, что первые всегда угнетают вторых. Постмодер­нистский феминизм и квир-теория ставят под вопрос привычный гендер­ный порядок, создают новые гендерные категории, говорят о множестве изменчивых гендерных идентич­ностей. На уровне политических решений этот взгляд на гендерное неравен­ство воплощается в концепции гендерного мейнстриминга и в принципе признания гендерных различий - собственно, принципе gender diversity. В первом случае речь идет о том, что при осуществлении любых политических действий необходимо учитывать гендерную перспективу, оценивать с точки зрения гендера практические последствия разных программ и инициатив, а также сам язык, на котором эти программы написаны. Второй принцип предпола­гает равную представленность всех гендеров в разных сферах социаль­ной жизни - мужчин, женщин, но также, например, и людей с небинарной гендерной идентичностью.

Признание всей сложности гендерных отношений, конечно, выглядит хорошо на бумаге. Но основная сложность здесь состоит в том, как реализовать эту концепцию на практике, как перейти от принципов к действию.

Итак, подходов к гендерному равенству много, и в современном обществе уже наивно сводить гендерное равенство только к равенству прав мужчин и жен­щин (хотя некоторым странам и этого еще нужно достичь). Но при всех разли­чиях во взглядах все исследователи сходятся в том, что гендерное неравен­ство - это не индивидуальная пробле­ма и не проблема, затрагиваю­щая исклю­чительно женщин. Гендерное неравенство встроено в структуру общества и проявляется на уровне семьи, работы, политики, искусства, в самом языке, на котором мы говорим. В этом смысле противодействие гендерному неравенству - это наша общая задача". Екатерина Бороздина
Previous post Next post
Up