(no subject)

May 11, 2017 21:04

Конспект лекции Ивана Куриллы "Новый презентизм, или куда пропала революция?". Прогресс-школа, цикл лекций по истории 20 века.
1. Современное историческое сознание описывается французским историком Франсуа Артогом термином "презентизм". Это время, подчинившее прошлое и будущее настоящему. Время, в котором исчезли идеалы, лежавшие в прошлом ("золотой век") или в будущем ("прогресс" и утопии), а вместо них пришло замкнувшееся на себе вечное "сегодня". У человечества теперь нет образца в прошлом (потому что стало ясно, что не было никакого золотого века, когда боги жили среди людей и текли молочные реки) и нет идеала, к которому нужно стремиться в будущем (коммунизм, освоение Марса и т.д.). Мы в стагнации, и есть ли из нее выход - неясно.
2. Понятие исторической памяти и коллективной травмы. События, произошедшие менее 100 лет назад, еще живы в нашей памяти, они еще болят и говорить о них нейтально не получается. Например: изучение ВОВ или сталинизма. Попробуй сказать, что советские солдаты насиловали немок или описать количество дезертиров в Красной армии (здесь два примера: первый - коллега лектора, который защищал в Петербургском институте истории работу про Власова. Он пытался изучать его объективно, не зацикливаясь на клейме "предатель"- работу провалили на защите. Второй - мой однокурсник, который писал работу о Ленинградском ополчении и привел данные о самоубийствах среди солдат. Наши преподаватели просто завалили его вопросами, что было очень непривычно для нашей полусонной защиты с одним-двумя формальными вопросами к выступающему). То есть здесь политика перекрывает историю и попытки всестороннего изучения темы.
Но вот революция 1917 года - это уже не больная тема, все ее участнкии умерли, она отходит в прошлое, куда-то к Наполеону и не задевает больную память. Поэтому ее можно изучать всесторонне. Однако наша власть в этот юбилейный год молчит, нет никаких высказываний или оценок ни о Февральской революции, ни об отречении царя. Возможно, как раз потому, что неясно - а что же говорить? Нет однозначной оценки, хорошо это или плохо, поэтому лучше обойти это событие молчанием.

История, Лекция

Previous post Next post
Up