Продолжение. Начало:
Из палаццо Бонапарте мы вышли примерно в 12 часов, а на 15 часов у нас снова были билеты в Ватикан, потому что мы заранее решили, что за один раз все там не обоймем. Я немного волновалась, что совсем не увижу Рима со всеми этими несчастными музеями, но меня успокоили, что все тут находится в шаговой доступности и за 3 часа весь центр Рима мы спокойно обойдём и я все увижу, а мне хотелось хотя бы фонтан Треви и Испанскую лестницу.
Мы ходили очень сумбурно, впереди меня или рядом со мной шла моя спутница как опытная путешественница, второй раз в Риме, и с Гугловской картой в руках. Что удалось таким образом увидеть?
Конечно, наше внимание продолжали привлекать арки и подворотни.
Очень быстро мы вышли на площадь Святого Игнатия.
Дома на этой площади имеют очень необычную форму. Такое ощущение, что архитектор, строивший их, никогда не слышал о прямых углах. Архитектор (Филиппо Рагуццини) противопоставил вытянутому фасаду церкви несколько вогнутых построек: среди них центральное здание, ныне штаб-квартира Командования карабинеров по охране культурного наследия, имеет необычный треугольный план, а вогнутый фасад, на четырех уровнях, украшен балконами и коваными перилами. Дворцы с видом на площадь - первые примеры домов, построенных дворянами для получения дохода от их сдачи в аренду.
Форма площади направлена на то, чтобы поразить прохожих, усиливая контрасты размеров между скромными домами и массивным церковным фасадом. Кроме того, планировка зданий не позволяет увидеть церковь полностью, напротив, боковые улочки, ведущие на площадь, позволяют увидеть только частичный и эпизодический вид на большой фасад. Я стала бегать вокруг этого замечательного домика, но моя спутница повела меня в церковь его имени; фото Штаб-квартиры сделано со ступенек церкви.
Церковь Святого Игнация на бывшем Марсовом поле (Sant'Ignazio di Loyola a Campo Marzio) - шедевр архитектуры и живописи. Строительство начато в 1622 году для учащихся ешивы иезуитского колледжа, и церковь является, собственно, университетской. Если я верно поняла, проект здания церкви бурно широко обсуждался в среде широкой иезуитской общественности.
Уникальность церкви Св. Игнатия заключается в том, что у нее - по недостатку средств спонсоров строительства - плоский потолок и отсутствует купол, чего абсолютно незаметно. Уже в 16 веке итальянские мастера виртуозно овладели приемами перспективы, и написать объёмный потолок на плоскости для них не представляло никакой трудности. Художник Андреа Поско увековечил свое имя в истории искусства фресками в этой церкви. При входе в помещение перед посетителями установлено чуть наклонное зеркало, в которое можно поближе разглядеть роспись потолка. Все фотографируют и быстро отходят, чтобы дать возможность подойти к зеркалу и другим посетителям.
Фреска Андреа Поско "Триумф Игнатия Лойолы":
Поццо, математик и художник, начинал в Риме как сценограф религиозных театрализованных представлений. Идет ли его "иллюзионизм" оттуда или наоборот - не важно, важно, что роспись совершенно фантастическая, где непонятно, что там оптическая иллюзия, а что нет (все там иллюзия, эти колонны, выступы, углы - нарисованы на плоскости) - пишет Лана Устинов в своем посте в ЖЖ и дает немало хороших фотографий, где можно подробнее рассмотреть фреску.
В церкви есть несколько точек, с которых особенно удобно рассматривать плоский потолок, кажущийся уходящим ввысь.
Когда вы смотрите вверх, стоя в точке, отмеченной на земле золотым диском на полу нефа, вы можете полюбоваться перспективной симуляцией второго храма, наложенного на первый, реальный храм; эта смоделированная архитектура в перспективе «снизу вверх» состоит из двух порядков, одного нижнего и одного высшего, и с извилистым движением колонн, арок и антаблементов простирается вверх, где в светлом золоте находится триумф св. Игнатия, он рядом с Христом. Луч света исходит из бока Христа и освещает Игнатия, от которого, в свою очередь, он исходит к четырем аллегорическим фигурам вокруг него, которые представляют четыре континента, известные в то время. Другая обманка - черный свод "купола", которого нет.
Моя спутница обратила мое внимание на фигуры, выходящие за границы архитектурных деталей; как мы видели в Орвието вылезающего из своего круга персонажа, так и здесь, стремясь на свободу, данный персонаж высовывает свою руку к окну:
Часовня Людовизи с надгробным памятником Папы Григория XV работы Пьера Легро и четырьмя лепными статуями Добродетелей работы Камилло Рускони. Хоть они и олицетворяют добродетели, но выглядят как четыре гурии, развлекающие правоверного в раю.
Выйдя из церкви Святого Игнатия, мы оказались у Пантеона. В Пантеон была небольшая очередь, которая быстро двигалась.
(фото из интернета)
«Храм всех богов» построен в 27-25 годах до н. э. в память о морской победе Октавиана Августа в 31 году до н. э. при мысе Акциум над флотом Антония и Клеопатры (флотом Октавиана командовал Марк Агриппа). Он задуман как династическое святилище, являющееся частью культа правителя эпохи Августа с посвящением Юлию Цезарю, прародителю семейной линии Августа и обожествленным решениями Сената. Об этом, прежде всего, свидетельствует расположение здания. Согласно преданию, с того места, где теперь находится Пантеон (в древности - «Козье болото», лат. Palus Caprae), Ромул, основатель Вечного города, был вознесен на небо богом Марсом, после чего Козье болото стало Марсовым полем.
Римский Пантеон представляет собой крупнейшее в мире купольное сооружение, построен из кирпича. Купольное перекрытие начинается на высоте 20 м и опирается на восемь пилонов, соединённых между собой сложной системой трёхъярусных разгрузочных арок, позволяющих равномерно распределять вес и боковой распор купольного перекрытия. Снаружи здания после утраты мраморной облицовки конфигурация арок хорошо видна, внутри они скрыты за позднейшим оформлением. Несмотря на такую конструкцию, стены Пантеона предусмотрительно сделаны необычно массивными: до шести метров толщиной в нижней части.
Ориентация храма не типична ни для греческих, ни для римских зданий. Главный вход ориентирован на север, поэтому солнечный свет проникает только через окулюс - круглое окно в центре купола диаметром 8,3 м. Однако ощущение гармонии, возникающее при входе в храм, имеет свой секрет. Высота храма до верхней точки купола и внутренний диаметр «цилиндра» равны (43, 57 м). Таким образом всё здание (без входного портика) вписывается в куб.
Существуют концепции, согласно которым Пантеон построен на основе пифагорейской нумерологии. Круговой план, полусферический купол, ориентация по четырём сторонам света отражают взгляды пифагорейцев на устройство Вселенной. Окулюс на вершине купола символизирует монаду и бога света Аполлона. Двадцать восемь рёбер, простирающихся от окулюса, символизируют Луну.
https://lh3.googleusercontent.com/pw/AMWts8CtZSceBHO9M094iCXH715Gn4sd8CDI5TfM_fU5Ru6uoaj7JnxE-_PmUQfvuK_5Blrc0PPoh6ZkSMTzEvxduUsDGTSYq77dOIWTpsa4XSJrWm-Bfxn4ZdTB2ql3S4TOqpEQZEDBEhVXtp9vWW7fHk5z0A=w557-h1233-k-no?authuser=0 Диаметр окулюса Пантеона (8,3 м) также не случаен, определён не конструктивно, а символично. Размеры окулюса выбраны таким образом, чтобы солнце «проводило» осень и зиму в верхней полусфере здания, а после весеннего равноденствия солнечный луч проходил через дверной проем. Так полусфера купола с окулюсом обретает символическое значение оси мира.
Пантеон является местом захоронения выдающихся людей Италии. В нём погребены знаменитые художники: Рафаэль Санти, Б. Перуцци, А. Карраччи, архитектор Джакомо да Виньола, композитор А. Корелли, король Италии Виктор Эммануил II, король Умберто I и его жена королева Маргарита Савойская.
Здание уцелело благодаря перепрофилированию из языческого в христианский. После его посещения мы закусили в близлежащем кафе и продолжили топтаться на этом пятачке. Сделали пару шагов и оказались у храма Адриана.
Построен в 136-145 годах. В 1831 году здание использовалось как штаб-квартира Римской фондовой биржи, а затем перешло к Римской торговой палате.
Но я все рвалась к фонтану Треви и мы-таки до него дошли.
Его можно сфотографировать или без воды, или без архитектурных излишеств (со второго этажа здания напротив фотографировать лучше, но кто же знал, что туда можно попасть). Он зажат между зданиями, как и многие шедевры архитектуры в Риме (та же базилика Св. Игнатия), что немножко жаль.
Отдохнуть возле фонтана было невозможно из-за огромного количества людей. Я приметила церквушку наискосок, мы пошли к ней, а когда подошли, ее тут же закрыли.
Приходская церковь Святых Винченцо и Анастасио у Треви. Место сохранения бальзамированных сердец двадцати двух римских пап от Сикста V до Льва XIII. Построена в 1646-1650 гг. по проекту архитектора Мартино Лонги Младшего. В 2002 году церковь святых Винченцо и Анастасио была передана Болгарской Православной церкви для совершения богослужений и обрела ещё одно имя - Церковь св. Кирилла и Мефодия.
Плотно сгруппированные колонны на фасаду церкви вызывают ассоциации у кого с трубами органа, а у кого - с зарослями тростника. Вообще они да, звучат мощно и влекут к себе.
Церковь была построена по распоряжению кардинала Мазарини, в ней в 1862 году захоронена княгиня Зинаида Волконская, жившая над фонтаном Треви...
Нас не пустили, мы пошли плутать дальше.
Еще один храм, Santa Croce e San Bonaventura alla Pilotta, 1695 год.
Папский библейский институт университетского уровня, специализирующийся на преподавании, изучении и критическом исследовании библейских текстов, под опекой ордена иезуитов. В 1927 году в Иерусалиме был открыт филиал института. В 1932 году Римский папа Пий XI реорганизовал Библейский институт, добавив к нему Колледж древнего Ближнего Востока, который был преобразован в востоковедческий факультет. 1909 год.
Папский Григорианский университет, основан в 1551 году Игнатием Лойолой и Франциском Борджиа и названный «Школа грамматики, гуманитарных наук и христианского учения». В его составе факультеты богословия, философии, канонического права, истории Церкви, миссиологии, общественных наук; при университете существуют институты духовной жизни, психологии, религиозных исследований, астрономическая обсерватория, а также Высшая школа латинского языка и литературы.
Просто красивоэ.
Дом Святой Марты. Это была благотворительная организация, основанная Игнатием Лойолой в 1543 году в Риме для размещения проституток, предлагая им программу социальной реинтеграции. Эта новаторская (и революционная в 16 веке) апостольская инициатива восстановила достоинство проституток, борясь с бедствием проституции, может считаться предшественником аболиционизма.
Дом, отданный под покровительство святой Марфы, сестры Лазаря, друга Иисуса, был построен в центре Рима. Чтобы сделать ее известной проституткам, Игнатий, не колеблясь, пошел и сам встретил их на улицах Рима, что принесло ему много шуток от тех, кто видел, как он ковыляет по городу в сопровождении той или иной проститутки.
В меморандуме 1551 года секретарь святого Игнатия Хуан де Поланко объясняет, что дом был основан для незамужних женщин, «живущих во грехе», и для женщин, брошенных мужьями, которых заставили заниматься проституцией, чтобы выжить.
Несколько раз, начиная с 1546 г., Игнатию приходилось защищать эту революционную социальную работу. Некий Матиас, магистр папских должностей, лишенный дохода куртизанки, сутенером которой он был, оклеветал его, предположив, что Maison Sainte-Marthe служил для обеспечения особого гарема первым иезуитам. Игнатий подал на него в суд, который выиграл.
Дом, в котором могло разместиться до шестидесяти человек, быстро превратился в монастырь. Однако, по словам Поланко, за несколько лет более 300 проституток реинтегрируются в общество.
Стиль дома быстро меняется. В 1546 году уже дюжина женщин попросила папу разрешить постоянно проживать на Сент-Марте, став там «монахинями». В 1560 году Сент-Марта уже ничем не отличалась от монастыря монахинь. В том же году он получил присоединение к августинскому ордену. В 1573 году дом превратился в монастырь для девственниц...
Похоже, опять вернулись к Пантеону, это его задний фасад там торчит из-за слоника.
В историческом центре Рима находятся всего 13 древних египетских обелисков, но один из них, самый маленький, представляет особенный интерес. На площади Минервы находится необычный монумент с египетским обелиском, установленным на спину слона, который известен как Обелиск Минервы.
Скульптурная композиция, установленная в 1667 г., имеет интересную историю создания и скрытые символы-послания Джованни Лоренцо Бернини.
Монумент с милым слоником, виртуозно удерживающим на своей спине тяжёлую ношу, стал частью архитектурного плана папы Сикста V. Его идея заключалась в установке на главных площадях Рима языческих обелисков, увенчанных крестом, как символов преемственности христианства. Одновременно они служили и указателями-путеводителями для паломников, так как устанавливались вблизи религиозных объектов города.
Для монумента использовался древний обелиск из египетского города Саиса. Он был построен около 580 г. до н. э. при фараоне Априсе из двадцать шестой династии Египта. В I в. н. э. восточный трофей был доставлен в Рим для украшения храма Исиды на Марсовом поле.
Обелиск выполнен из розового гранита и достигает в высоту 5,47 метров. Он был найден в 1665 г. во время раскопок в саду монастыря Базилики Санта-Мария-сопра-Минерва. Для разработки проекта Папа выбрал двух претендентов - доминиканского монаха Доминико Палья и уже прославившегося архитектора Джан Лоренцо Бернини. Между ними развернулась настоящая война соперничества, в которой победил Бернини.
Но самый ранний рисунок слона с обелиском на спине принадлежит вовсе не Бернини. Его автором является неизвестный художник, чьи замечательные иллюстрации украшают аллегорический роман Гипнэротомахия Полифила, приписываемый доминиканскому монаху Франческо Колонна. Первое издание любовной лирики 1499 г. содержит оттиски деревянных гравюр с утончёнными рисунками, среди которых есть изображение слона с обелиском, увенчанным шаром.
Первоначальный проект Бернини вызвал сомнения в его стабильности. Доминиканский монах Джузеппе Палья выразил опасение, что конструкция опрокинется, так как слон держал обелиск на спине, опираясь о землю только лапами. Бернини пришлось утяжелить конструкцию, что вызвало его гнев.
Фигура животного расположена так, что его зад был обращён в сторону штаб-квартиры доминиканского ордена с кабинетом инквизиторов, где работал Джузеппе Палья - завистливый соперник Бернини. Такой непочтительной позой Бернини показал свою месть и «выразил уважение» доминиканцам.
Бернини никогда не видел живого слона и рисовал его по чужим эскизам и описаниям. Несколько непропорциональная фигура и физиогномика слонёнка делают его похожим на поросёнка, за что монумент ещё с XVIII в. римляне с любовью прозвали «Porcino della Minerva» (Поросёнок Минервы), а позже в результате трансформации слов - «Pulcino della Minerva» (Цыплёнок Минервы).
На вышеприведенном фото обелиск стоит на фоне церкви Санта Мария сопра Минерва. Она была открыта, но находилась на ремонте/реставрации.
Мы сделали еще пару шагов и снова уткнулись в Пантеон.
Тогда мы сделали резкий разворот и увидели вот это:
Санта-Мария-ин-Аквиро. Загадочное «Аквиро» в названии церкви - это искажённое слово, когда-то означавшее топи, болота. Их на Марсовом Поле было немало. Старинная церковь заложена на рубеже 4-го и 5-го веков. Её перестроили сначала в 731-м, а затем в 1590-м году. Архитектором выступил Франческо да Вольтерра. Фасад достроили позднее, в середине 18-го века - его выполнил Пьетро Кампорезе по проекту Мадерно. А вот еще одна:
Церковь Санта Мария Магдалена, построенная во второй половине XVII века, является одной из немногих достопримечательностей Рима в стиле рококо. Строительные работы велись под руководством нескольких архитекторов, в числе которых - знаменитый Карло Фонтана, являющийся автором купола, и не менее известный - Джузеппе Сарди, трудившийся над внешним обликом сооружения. Освящение новой церкви произошло 4 мая 1727 года.
Торжественный и помпезный стиль рококо был не слишком распространён в архитектуре Рима. Его считали мистическим и совершенно не пригодным для религиозных сооружений. Первое время новую постройку воспринимали с негодованием и даже придумали ей прозвище - «сахарная церковь», поскольку своим внешним видом она походила на торт.
Они, кажется, никогда не закончатся!
Задний фасад церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе, она же Церковь Непорочного зачатия Святой Девы Марии монастыря капуцинов.
Палаццо Монтечиторио - дворец в центре Рима, расположенный на Пьяцца ди Монте Читорио. В здании заседает Палата депутатов Италии.
А вот это такое малюсенькое и прелестное! Мимо этого я пройти не смогла!
Сан-Лоренцо-ин-Лучина. Первая раннехристианская церковь возникла в IV-V вв. на месте дома римской матроны Лучины и была посвящена святому Лаврентию. Реликвии святого хранятся под главным алтарём. В крипте сохранились остатки древнего храма. При папе Пасхалии II в начале XII в. церковь обновили, от этой постройки сохранился портик с гранитными колоннами ионического ордера, колокольня и два порфировых льва у входа в церковь.
Львы прелестные, такие выразительные морды!
В XVII в. церковь переделана в барочном стиле, Карло Райнальди возвёл главный алтарь с четырьмя колоннами из чёрного мрамора, который украшен картиной Гвидо Рени «Распятие» (ок. 1670 г.).
В капелле семьи Фонсека (четвёртая капелла южной стены) находится бюст папского врача Габриэле Фонсеки, выполненный Бернини. В церкви похоронен французский художник Николя Пуссен, здесь же находятся надгробия чешского композитора Мысливечека и композиторов Луки Маренцио и Бернардо Пасквини.
Пробираясь по узким улочкам Рима, я постоянно чувствовала напряжение. И здесь, и в Трастевере по этим узким улочкам ездят автомобили. То и дело во время прогулок я говорила своей спутнице: "Осторожно! Едет автомобиль! Прижмись к стене! Подвинься в сторону!" Она иногда подвигалась к краю дороги, иногда нет. Особенно меня ужасало, когда она останавливалась со своим мобильником на перекрестках. "Они же меня видят! Они же не хотят на меня наехать! Зачем мне волноваться!" Такие ее ответы приводили меня в ужас и я постоянно отводила ее в сторону. Но на 4-й день я была уставшая и немножко рассердилась. И решила ничего ей не говорить. Что же произошло? Прохожий молодой человек буквально вытащил ее из-под колес автомобиля!
И тут мы оказались на очередной узкой улочке, в перспективе которой я вдруг узрела Испанскую лестницу. Я вытащила мобильник, шла вперед и искала кадр. Остановилась я только тогда, когда прямо в кадре передо мной оказалась огромная черная машина! У меня три таких кадра сделано, автомобиль все приближался, а я смотрела только на лестницу! Вот последний кадр, после которого я посторонилась.
После этого случая я перестала осуждать свою подругу за безалаберность.
У "Лодки" я была совсем уставшая.
Фонтан был построен в 1627(1628) - 1629 гг. по проекту Пьетро Бернини, отца Джованни Лоренцо Бернини по заказу папы Урбана VIII. Название «Баркачча» (баркас) фонтан получил благодаря своей форме полузатопленной лодки и установлен в память о случившемся в 1598 г. наводнении, когда на затопленной площади села на мель лодка.
Впервые фонтан был задуман как скульптурное произведение, отходящее от канонов классической ванны геометрических форм.
После Баркаччи моя подруга сказала. что чтобы успеть к 15 часам в Ватикан, мы должны сесть на метро. Аппликация у меня была скачана заранее, и мы уже ездили по ней на автобусе на вокзал. Но тут потребовалось внести дополнительную сумму денег. У меня это никак не получалось. Тогда подруга внесла дополнительную сумму на свой телефон и попыталась послать фото его баркода мне. Это тоже не получилось, хотя она дока в такого рода операциях. Мы так делали, когда она покупала билеты на поезд. Нам пришлось приклеиться друг к другу как две игральные карты и таким образом мы прошли через турникет.
Это сразу настроило меня против римского метро. Затем в вагоне была небольшая толкучка, но ехать надо было только три остановки, так что это испытание мы перенесли относительно легко.
Приехав в Ватиканский музей, я сказала, что у меня нет сил осматривать экспозицию и я просто хочу посидеть в садике. Я посидела в садиках, погуляла и пофотографировала, а потом все же зашла снова в музей. Там была куча вещей, которых я раньше не видела, мы встретились с подругой и она сказала, что тоже прошла новым маршрутом.
Нам стало известно, что в день нашего отлета домой намечается транспортная забастовка. Это создавало трудности. У нас были билеты на следующий день на виллу Боргезе, после которой мы должны были ехать к сыну, а от него уже ночью в аэропорт. Теперь получалось, что чемоданы мы с собой взять не сможем. Невестка предложила взять их у нас вечером 4-го дня, и мы их сложили еще с утра, а с ней договорились встретиться у площади Святого Петра.
Теперь после Ван Гога, центра Рима и Ватикана, мы спешили в собор Святого Петра, чтобы ей не пришлось нас долго ждать. Ведь утром первого дня мы только зашли в него, не осмотрев.
Собор поразил нас второй раз.
Каждую деталь хотелось осмотреть подробно.
Заиграл орган. Началась проповедь.
https://photos.google.com/share/AF1QipOXh9mgl2KV471gmcXf6QBsAnXhBMYCcX3GTCXtW9-Tgyr-VO00LuBXxFed9gQFrA/photo/AF1QipPIHqtuthoQtOWQpWfI5EJAGq_3eDUm5dma-R7y?key=MlVxZzNBeENnUEVyRXU4bG96UEhhYjFiUV94SHBR https://photos.google.com/share/AF1QipOXh9mgl2KV471gmcXf6QBsAnXhBMYCcX3GTCXtW9-Tgyr-VO00LuBXxFed9gQFrA/photo/AF1QipO2ludqAvrT-AdzarmIYuVw4j_tdwHx8MUHkeiL?key=MlVxZzNBeENnUEVyRXU4bG96UEhhYjFiUV94SHBR
Если бы мы не договорились, мы бы гуляли там еще и еще. Совершенно того не желая, мы выскочили из собора и помчались на место встречи с Алидой.
Она привезла нас к дому и забрала у нас чемоданы. Впервые в Трастевере мы оказались на площади Трилусса.
Трилусса - это псевдоним-анаграмма Карло Альберто Салустри. Поэт-самоучка родился в Риме в 1871-м году, писал на местном диалекте и снискал в народе популярность своими сатирическими стихами. Продолжатель традиции Джузеппе Белли, Трилусса работал в газетах и нередко выбирал в качестве предмета для насмешки государственную власть. Тем не менее, режим Муссолини проигнорировал его, несмотря на то, что поэт отказался вступить в ряды фашистской партии.
После войны второй президент Итальянской Республики назначил Трилуссу пожизненным сенатором. Предчувствуя близкую смерть, поэт отозвался с неизменной иронией: «Меня назначили сенатором посмертно». Бронзовый бюст Трилуссы и табличка с выбитым на ней стихотворением украшают посвящённую ему площадь с 1954-го года.
Придя домой, мы доели на ужин все, что у нас осталось, и легли спать.