О Джексоне Поллоке. К 110-летию со дня рождения

Jan 28, 2022 21:33

«Единственное оправдание быть человеком - это быть художником»
Джексон Поллок

Примерно месяц тому назад в музее Ану (Тель Авив) состоялась лекция Елены Галинской о Поллоке. О нем я знала только то, что он любимый художник моего мужа. В аннотации к лекции было сказано, что для его понимания нужно особое усилие и особая подготовка, и посему лекция предназначается не для ленивых.
К моему изумлению, картины Поллака понравились мне сразу и без каких бы то ни было усилий. Никакого "понимания" для их восприятия мне не понадобилось. Потому что там понимать нечего. Нет ни сюжета, который лучше знать заранее, ни предметов, которые могут быть какими-то символами и чье значение желательно знать... Это просто ошеломляющая красота поверхности. Пульсирующая, лучащаяся на тебя красота в чистом виде.



Джексон Поллак. "Синие столбы" (Номер 11 - 1952), абстрактный экспрессионизм.

Лектор начала свой рассказ с цитаты Теодора Адорно: "Писать стихи после Освенцима - это варварство". Точнее было бы сказать: после Освенцима писать стихи так, как раньше, уже невозможно. И картины писать так, как раньше, уже невозможно. И вот такое послевоенное искусство, когда перевернулся весь мир с его устоями, и представляет Джексон Поллак (1912-1956).
Е.Галинская сообщила, что в первой половине ХХ века в США не было своего живописца, который бы мог конкурировать за лидерство на уровне западно-европейских мастеров. И Поллок - этот типичный выходец с Запада - оказался как нельзя более кстати. Свой парень, настоящий американец!
Детство Джексона Поллока, который родился 28 января 1912 года в штате Вайоминг, сложно назвать счастливым. Пятый, самый младший, сын рос в постоянном страхе перед вечно пьяным отцом-землемером. Средств на проживание не хватало, поэтому мать ездила на заработки по разным штатам и возила с собой детей. Потом отец их бросил, а семейство переехало в Калифорнию. Джексон Поллок не пользовался популярностью среди сверстников и учителей, рос тихим и замкнутым мальчиком, у которого часто случались вспышки гнева и злости. При этом его тянуло к прекрасному - Джексон интересовался культурой и искусством индейских племен, проживающих в поселках возле города Чико. В 15 лет он уже работал чернорабочим на Гранд-Каньоне, где и научился пить (ну, еще и пример отца...). К двадцати годам превратился в полноценного алкоголика, увлеченного философией, психоанализом и кино.




В 1928 благодаря матери, насобиравшей денег на учебу, Джексон Поллок поступил в Высшую школу искусств, где познакомился с работами Диего Риверы, Давида Сикейроса и других выдающихся художников современности. Сокурсники насмехались над юношей и утверждали, что он не умеет рисовать, что ему стоит бросить обучение и пойти в водопроводчики. Вместо этого Джексон стал брать частные уроки рисования у Томаса Бентона, и нашел в художнике не только учителя, но и собутыльника - вместе они уходили в продолжительные запои.



Пейзаж с быком. 1937

Скульптор Рувим Кадиш, студенческий друг Поллока, вспоминал: «Когда я впервые увидел работы Джексона, то подумал, что они энергичные и кипучие, словно разговаривают со зрителем. Часто мы с ним посещали выставки по этнической графике и ходили в походы, где изучали национальное искусство».

С 1935 года Джексон часто проводил время в экспериментальной мастерской, где познакомился с художниками, которые работали в свободном стиле и стремились уйти от преобладающего в США академизма. Поллок был очарован сюрреализмом, в частности Пикассо, и его картины стали смелее и провокационнее. В течение четырех лет, с 1938 по 1942, Джексон работал в Федеральном художественном проекте - масштабной программе Правительства по поддержке и трудоустройству людей творческих профессий во время Великой депрессии. Власти всячески стремились снизить безработицу и обеспечить финансовое благополучие большему количеству граждан. Почти все участники проекта придерживались реализма, но Поллок продолжал эксперименты и всё больше приближался в своём стиле к абстракционизму.


Выйдя в начале 1939 года из психиатрической больницы, Поллок продолжил лечение у психоаналитика Джозефа Хендерсона, последователя системы Юнга. По настоянию врача Поллок на протяжении 16 месяцев очищал свое подсознание, выплескивая скопившиеся в нем негативные образы и переживания на бумагу и холст - там один за другим возникали чудовища, хищные звери, зловещие персонажи и загадочные идолы.
Во многом эти работы Поллока напоминали творчество европейских сюрреалистов, большинство из которых, кстати, перебралось после начала Второй мировой войны, в Нью-Йорк. В этот период художественный мир Поллока представлял собой причудливую смесь европейского сюрреализма, торжественного реализма Бентона и порождений собственного подсознания.
Яркими примерами подобных работ могут служить такие его произведения, как "Без названия", 1938-41 и «Мужское и женское».



Мужское и женское. 1942.

Психиатр Джозеф Хендерсон сделал процесс рисования частью терапии. Влияние этого метода отразилось в работах художника того времени, таких как «Лунная женщина» и «Волчица», написанных в 1942 и 1943 годах.



Лунная женщина, 1942



Волчица, 1943

«Волчица» была впервые представлена публике на первой персональной выставке Поллока в 1943 году. В сюжете картины усмотрели отсылку к легенде об основателях Рима Ромуле и Реме, выкормленных волчицей. Однако сам художник отказывался комментировать и эту, и другие свои работы. Он говорил только, что эта картина «существует, потому что я должен был ее нарисовать». И добавлял: «Любая попытка с моей стороны сказать что-нибудь о ней, любая попытка объяснить необъяснимое может ее только уничтожить».

Волчица - мощный женский архетип и сильный мифологический образ, воспетый во множестве американских сказаний и легенд и увековеченный, в частности, в знаменитой книге «Бегущая с волками» Клариссы Пинколы Эстес. «Волчица» Поллока, написанная в сумрачной гамме грубыми мазками черной и белой краски, испытующе глядящая на зрителя сквозь покрывающий полотно узор цветных символов и иероглифических намеков, внушает почти первобытный трепет перед природной силой, многозначительной и необъяснимой. (Е. Сидельникова)




Ли Краснер

Известность пришла к Джексону Поллоку с появлением в его жизни художницы Ли Краснер. Линор Краснер (дома - Лена) родилась в религиозной хасидской семье еврейских эмигрантов из села Шпиков Тульчинского района Винницкой области, покинувших Украину за несколько лет до рождения дочери (родилась в 1908 году). Активная и общительная (вела активную общественную деятельность в среде художников, была кем-то вроде члена исполкома Союза художников, опытным агитатором, небольшого роста, с большим характерным носом женщина явилась в квартиру Поллака и осталась с ним почти до самого его конца. У нее был широкий круг знакомств, в который она и ввела своего мужа, постоянно его поддерживая и морально, и в бытовом смысле, и в смысле продвижения его работ, и на пути лечения от алкоголизма. Одним из таких знаковых знакомств, устроенных Ли Краснер, была не кто иная как Пегги Гуггенхайм, другим - галерист Говард Путцель, были там также очень влиятельные критики К.Гринберг и Х.Розенберг. На этих фамилиях наша лектор сказала, что хотя в жилах Поллока не текло ни капли еврейской крови (лекция проходила в стенах музея еврейского народа), все же евреи приняли самое активное участие на его пути к мастерству и славе.



Ли Краснер и Джексон Поллок





Пегги Гуггенхайм

В 1943 году Пегги Гуггенхайм подписала контракт с Поллоком, она выплачивала ему сумму в 150$ ежемесячно, чтобы он занимался живописью. Деньги были нужны как никогда, потому что Джексон и Ли едва сводили концы с концами, часто отдавая последнее за квартиру и не имея средств на еду и краски. В том же 1943 году состоялась первая персональная выставка Поллока. Всю свою дальнейшую карьеру Джексон сотрудничал с Пегги, которая продвигала его и других известных абстракционистов. В частности, она заказала Поллоку фреску для украшения своего нового дома.

«Фреска» была создана при необычных обстоятельствах: Пегги Гуггенхайм заказала её у Джексона для своего дома на Манхэттене. Сама арт-дилер не была до конца уверена в таланте Поллока и поддалась уговорам своего помощника Говарда Путцеля и художника Марселя Дюшана, которые видели потенциал в начинающем абстракционисте.




Но оказалось, что Поллок не мог начать рисовать. Как говорила Ли, он смотрел на пустой холст днями, дни складывались в недели, а недели в месяцы. Гуггенхайм всё больше раздражалась и в итоге выдвинула ультиматум: либо Джексон заканчивает работу до января, либо он может распрощаться со своей карьерой. Вечером перед установленной датой холст всё так же оставался нетронутым, но когда Пегги проснулась утром, то на пороге стоял Джексон со свёрнутым полотном в руках - произведение было создано за ночь.

Эта красивая история была отражена в одной из самых известных биографий Поллока, выигравшей Пулитцеровскую премию: «Джексон Поллок: Американская сага» (Стивен Найфе и Грегори Уайт Смит, 1989). Однако в 2014 году американские Музей Гетти и Институт Сохранения Гетти опровергли этот слух, опубликовав исследование, в котором показали, что между нанесением различных слоёв на холст прошло минимум несколько недель. Тем не менее вполне вероятно, что большая часть работы - финальный слой - была создана за сутки.

Сразу же после свадьбы Ли и Джексон переехали из центра Нью-Йорка в район Спрингс, расположенный на южном берегу Лонг-Айленда. Молодожены приобрели небольшой дом, где планировали полностью посвятить себя искусству.



Дом Джексона Поллока в деревне



Джексон за работой. Рядом верная Ли.

Первые пару лет после переезда Джексон продолжал идти по пути абстракционизма, но в 1947 году начался его так называемый «капельный период», который принес ему успех и сделал всемирно знаменитым. Среди исследователей и поклонников творчества Поллока существует красивая история, что художник придумал «капельную технику», случайно пролив краску на разложенный на полу холст. Неизвестно, насколько это правдиво, но картины этого этапа действительно выглядят так, будто бы на них кто-то ненароком разбрызгал краски. Как ни странно, это стало прорывом.
Первая же выставка картин, выполненных в «капельной технике», привлекла колоссальное внимание публики. Творческое сообщество Америки не могло понять, что это: гениальность или шарлатанство? Да он и сам в периоды творческих мучений задавал себе тот же вопрос.

Переломным моментом, после которого Джексон Поллок стал всемирно известен, стала статья журнала Life, вышедшая в 8 августа 1949 года под вопросом «Является ли Джексон Поллок величайшим ныне живущим художником Америки?». После нее он проснулся знаменитым.
Джексон Поллок получил славу, деньги и признание. Его обсуждали на всех модных тусовках, картины продавались за большие деньги, а все, кто раньше смотрел на него свысока, хотели стать его близкими приятелями. В какой-то степени Поллоку повезло родиться в нужное время в нужном месте: подъём его карьеры совпал с подъёмом США как великой державы после Второй мировой войны. Стране был нужен художник, который смог бы вывести национальное американское искусство на мировой уровень и соперничать с европейскими признанными мастерами. Им стал Джексон Поллок и его абстрактный экспрессионизм.



Номер 8 - 1950

Новаторская техника, сформировавшаяся у Поллока, отличается несколькими принципами. Это так называемая "живопись действия", родственная возникшим позже хеппенингу, перформансу и т.п. явлениям. Нанесение красок на холст осуществлялось с помощью капель и тонких струй краски. Процесс написания картины превратился у Поллока в акт, где действие художника, его жест, играет решающую роль, становясь перформансом. Холст лежит на полу, а не стоит на мольберте, и художник бегает вокруг него в состоянии, близком к трансу. Ритм, динамика штрихов, линий, пятен передают движение внутри полотна. Картины неизменно большого формата, они монументальны и декоративны и искрят мощнейшей энергетикой.

Капельную технику Поллок наблюдал в "Творческой лаборатории современных живописных техник", основанной Сикейросом в 1936 году, где Поллок ему ассистировал. Объектами экспериментов Сикейроса были химические промышленные красители, эмалевые жидкие пигменты, наносимые на холсты путем разбрызгивания и распыления из пульверизаторов, свободно растекающиеся по поверхности, образовывавшие скопления, пятна необычной конфигурации. Поэтому технику эту точнее было бы называть не капельной, а льющейся. Для удобства работы холст, натянутый на подрамник, помещали на пол горизонтально. Технические инновации, опробованные у Сикейроса, Поллок применил при изобретении индивидуального метода работы, 10 лет спустя легшего в основу "живописи действия" (цит. по https://docplayer.com/56685337-Dzhekson-pollok-i-zhivopis-deystviya-h-godov-v-ssha.html, диссертация О. Ярцевой).

Капельная техника получила название dripping, а художник стал называться Jack the Dripper (Джек-разбрызгиватель) по созвучию с Jack the Ripper, то есть Джеком-потрошителем.



Глубина. 1953






Сближение. 1952



Желтые острова



Номер 29, 1950.



Зачарованный лес. 1947.

В 1951 году на пике своей популярности Поллок отказался от яркой «капельной техники» и начал писать тёмные чернильные работы, которые отражали его внутреннее состояние. Он словно пытался доказать, что его творчество не должно восприниматься как поверхностное, легкое, декоративное и приносящее только удовольствие. Первая же выставка провалилась - лишь одна работа была продана, но и то за полцены. Все спрашивали: почему же Поллок отказался от черты, которая делала его уникальным и успешным?

Джексону ничего не оставалось, как отказаться от неудачных черно-белых попыток и вернуться к яркости. Начиная с 1952 года, он экспериментирует с цветами, балансируя между абстракционизмом и «капельной техникой». Но кажется, он исчерпал своё вдохновение. За последние пять лет своей жизни Поллок так и не создал каких-либо значимых полотен. Последней крупной работой считается написанная в 1953 году картина «Портрет и сон».
Скульптор Рувим Кадиш говорил, что «Поллок не мог работать по принуждению, поэтому так мало картин он написал на заказ и так мало работал в последние годы».

Из-за творческого кризиса, проблем с деньгами и алкоголя отношения между супругами трещали по швам: Джексон и Ли постоянно ругались, ссорились и обвиняли друг друга. Ли кричала: «Почему ты перестал писать? Ты должен творить! Ты не можешь закапывать свой талант в землю!».
В начале 1956 года Поллок завёл отношения с начинающей абстрактной художницей Рут Клигман, которая была младше его на 18 лет. Ли знала о романе и угрожала разводом, если встречи не прекратятся.
Рут была веселой, легкой и очарованной известностью Джексона. Она радовалась вечеринкам, смеялась, когда он гнал на машине, и не препятствовала крепким спиртным напиткам.
Летом Ли уехала в Париж к друзьям в надежде на то, что разлука поможет отношениям. Она продолжала любить мужа и писала ему письма в надежде на то, что он перестанет пить, забудет Рут и вернётся в семью.
11 августа 1956 года Поллок, Рут и ее подруга сели в автомобиль. Художник был пьян, превысил скорость, не справился с управлением, разбил машину и погиб сам. В автоаварии также погибла Рут Клигман.
Ли Краснер немедленно вернулась в Штаты, взяла на себя заботы об управлении имуществом художника, поддерживала его репутацию. Пока он был жив, она не писала картин. После его смерти она вернулась к живописи.



Ли Краснер. Императив. 1976 год. Courtesy National Gallery of Art, Washington D.C.

В 2000 году был поставлен фильм "Джексон Поллок" режиссера Эда Харриса, снятый по вышеупомянутой книге, где Харрис и сыграл главную роль. Наша лектор горячо рекомендовала нам посмотреть этот фильм. К сожалению, на меня он произвел гнетущее впечатление. Во-первых, штукатурка в нью-йоркской квартире Поллока напомнила мне мой тогда еще не произведенный ремонт. Во-вторых, тяжело смотреть на пьянство. Конечно, мало кто из выдающихся деятелей искусства отличался примерным добронравием, а кое-кто и вовсе типичный отрицательный тип, и это не мешает нам воспринимать их творчество и наслаждаться им. Но видеть, как страдает от своей болезни талантливейший человек и как страдают его близкие, довольно тяжело. А фильм, конечно, хороший.




Так или иначе, Джексон Поллок был ярчайшей фигурой живописи США в ХХ веке, оказавший большое влияние на дальнейшее развитие искусства.

Источники: https://docplayer.com/56685337-Dzhekson-pollok-i-zhivopis-deystviya-h-godov-v-ssha.html
https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/pollok-dzhekson-biografiya-i-kartiny
https://24smi.org/celebrity/6879-dzhekson-pollok.html
https://regnum.ru/news/cultura/2225452.html
http://be-inart.com/post/view/1638
https://losko.ru/jackson-pollock-biography/
https://officiel-online.com/lifestyle-2/style-life/who-affect-on-jackson-pollock-creation/
Женщины Девятой улицы. Том 1

судьбы людей, живопись

Previous post Next post
Up