В 2014 году я написала
пост о нашей с тетушкой прогулке по Александровскому парку Царского села. Сейчас френдлента пестрит осенними фотографиями. А я чем хуже? Повторю, пожалуй, с сокращениями и с возможностью увеличивать картинки. Живя в Питере, я бывала в Царском Селе только зимой, у нас там была физкультура. В 2013 году я поехала просто погулять там впервые.
...Мы устремились в Александровский парк. По широкой аллее мы, натурально, не пошли, а сразу свернули по боковой, более уютной:
В Новом саду (середина XVIII века, архитектор Н.Жирар, садовые мастера К. Шрейдер и М.А. Кондаков) регулярная, геометрически правильная планировка, а в пейзажном саду - свободная.
Да, шел дождь. Ну и что?
Шли мы, шли, и пришли к Белой башне. Сооружение спроектировал и построил архитектор Адам Менелас в 1824 году в псевдоготическом стиле.
Оно предназначалось для игр великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина - сыновей императора Николая I, занимавшихся на территории комплекса военными и гимнастическими упражнениями. Актуальная на то время политическая ситуация, Священный Союз, продиктовала выбор скульптур для украшения: в ее основании стоят сделанные В. И. Демут-Малиновским скульптуры рыцарей, представляющие англичанина, француза, немца и русского - представителей союзных государств.
Высота башни 37,8 метра. Вокруг башни садик, земляной бастион и ров с водой. Сам сад также находится на возвышенности, поэтому Белая башня некоторое время использовалась для переговоров оптическим телеграфом с караульным дозором на башне, что стояла у казарм воздухоплавательного парка в Санкт-Петербурге. Высота сооружения сыграла отрицательную роль в ее судьбе в военное время: с башни хорошо просматривались и простреливались окрестности, а она в свою очередь служила отличной мишенью. Она была почти полностью разрушена фашистами, остались лишь руины первого яруса на гранитном цоколе, а восстановлена к 2012 году. Интереснейший рассказ об истории Башни и ее интерьерах находится тут:
http://tsarselo.ru/content/0/read152.html#.VCRVnhZsB8M.
Вокруг Белой башни мы с удивлением увидели скульптурные группы, изображающие шедевры мировой живописи. "Притчу о слепых" Брейгеля мы опознали сразу. Вот как они выглядят с разных сторон:
Больше, чем "Слепцы", понравились нам "Рыцарь, Смерть и Дьявол" по Дюреру:
Наконец мы распрощались с площадкой вокруг Белой башни и устремились вглубь парка. По дороге за Арсеналом, который был на реставрации и не представлял поэтому для съемок никакого интереса, мы наткнулись на родник:
Источник, из которого течет кристально чистая ключевая вода, А. Менелас оформил в виде небольшого гранитного грота. Воду из него я не попробовала.
Идем дальше, в пейзажную часть парка (архитектор А. Менелас).
Прошли мимо руины Ламского павильона:
Ламский павильон на его территории был построен в 1820 - 1822 годах архитекторами А. Менеласом и И. Ивановым в качестве конюшни для лам, присланных из Южной Америки в подарок Александру I. Латиноамериканских лам привезли в Царское Село еще в 1816 году и разместили вместе с двумя черепахами при Верхних теплицах. Появлением в России этих экзотических животных ознаменовалось успешное начало русско-американских торговых отношений, положенное деятельностью Российско-американской компании, покровителем которой был сам император Александр I. 24 января 1820 года последовало распоряжение о постройке павильона для лам, и Менелас был «назначен вновь государем императором для работ в Александровском парке, а именно [...] на постройку каменного сарая для американских зверей, называемых ламы, с жилыми покоями и амбарами для корма». Своими очертаниями Павильон лам напоминала итальянские средневековые постройки. При императоре Николае II в манеже для лам содержались ламы, привезенные в 1907 году из южной Монголии. Подробный рассказ о Ламском павильоне тут:
http://tsarselo.ru/content/0/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/aleksandrovskii-park-lamskii-pavilon.html#.VCRpYRZsB8M
Красносельские ворота, они же Слоновые ворота, Белые караулки, Каменные караулки. Построены 1823-1824 годах в неоготическом стиле по проекту архитектора А. Менеласа. Своё второе название ворота получили из-за находившегося поблизости в парке «Павильона для слонов», построенного в 1828 году тем же архитектором. Ворота состоят из двух симметрично расположенных кирпичных караулок, облицованных пудостским известняком и увенчанных зубцами того же материала.
И, наконец, пришли к Шапели. Вот уже 175 лет в одном из самых живописных уголков парка возвышается, быть может, самое таинственное сооружение александровского царствования. Это так называемая Часовня, или Шапель (в переводе с французского - часовня, капелла).
Эта искусственная руина построена в готическом стиле архитектором А. А. Менеласом в 1825 - 1827 годах. За основу замысла архитектор взял формы средневековых соборов. По замыслу зодчего, сооружение представляло собой развалины монументального готического храма в виде двух квадратных башен, связанных между собой аркой. В арочном проходе был устроен вход в квартиру духовника императора. Одна башня "обвалилась" и поросла деревьями, стены другой, обработанные по углам готическими контрфорсами, также несут на себе разрушительные следы времени. Башня завершается высокой шатровой кровлей с небольшими башенками-пинаклями с острыми шпилями. На центральной башне - флюгер в виде петуха, он виден далеко из-за деревьев. Источник:
http://al-spbphoto.narod.ru/prig/pushkin-al2.html
Стены внизу прорезаны стрельчатыми порталами-входами, а в верхних ярусах - большими стрельчатыми окнами, которые в действительности являются ложными. Свет проникал в капеллу через единственное окно - в качестве еще одной переклички с готической стариной в окне Шапели по замыслу архитектора были установлены цветные витражи с изображениями библейских сюжетов, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов. Эти фигуры, так же как и скульптуры Белой башни, исполнены В. И. Демут-Малиновским.
Центральная башня с часами - символом неумолимого времени, а флюгер-петух, как в протестантских храмах, - символ отречения апостола Петра.
Башня Шапель окружена легендами. Один из жителей Кузьмина говорил, что была легенда - когда благословляющая рука Христа опустится - будет конец света. Разные люди сообщали, что в капелле собираются члены секты «Аум синрикё» - они же нарисовали на стенах маску Тутанхамона и тайные знаки. Записаны показания - в 1921 замурованы два хода из башни, в которых скрывались бандиты, грабившие прохожих. Помимо статуи, в Шапели находился подаренный графом Толстым египетский саркофаг. Существует легенда, что эта часовня у масонов в свое время пользовалась большим почтением и, по рассказам старожилов, здесь даже и в ночное время можно было встретить масонов и мистиков, молящихся или стоящих по часам в духовных размышлениях.
Обходя вокруг Шапели, мы прошли вот под такой аркой:
Постройка служила местом романтического уединения и частью декораций для средневековых игр царской семьи. Возвышавшиеся среди зеленых кущ Александровского парка шпили и зубчатые башни создавали иллюзию средневекового государства.
Два месяца назад Шапель
отреставрировали!