Ошибки в лекции С. Масленникова

Nov 11, 2018 01:44

Увидел в ленте лекцию С. Масленникова на догматическую тему - о добровольности или вынужденности непорочных страстей в Господе, решил послушать.

Объясняет Масленников доступно. Но неправильно. Чудовищно неправильно.
Read more... )

Leave a comment

romanr November 12 2018, 07:25:47 UTC
Фраза "непорочные страсти в Господе проявлялись добровольно." без дополнительных уточнений звучит как афтардокеизм.

Бозовитис, действительно, объясняет как правильно понимать эту добровольность, но правильными у него являются только второй и третий способы объяснения, в первом же он путает непорочные страсти и разумную волю.
Он пишет: "Господь как человек испытывал голод естественно самовластно. Но в том есть ли, сколько есть и что есть - его человеческое хотение подчинялось добровольно его божественному хотению, которое как мы уже отметили, занимает, некоторым образом, место гномического воления в Нем."
Однако так можно сказать и о любом христианине - он испытывает голод естественно, но сколько есть и что есть зависит от его гномического воления.
В обоснование свое Бозовитис приводит слова св. Иоанна Дамаскина: "да, желала самовластно движимая Господа душа, но то самовластно желала, что божественная его воля желала ей хотеть. Не указанием Логоса плоть приходила в движение" - здесь речь идёт не о непорочных страстях человеческой природы, а о воле человеческой (ТИПВ гл.62) , а Бозовитис почему-то смешивает волю и непорочные страсти, как будто это одно и то же.

Reply

in_doctus November 12 2018, 21:30:05 UTC
+Однако так можно сказать и о любом христианине - он испытывает голод естественно, но сколько есть и что есть зависит от его гномического воления.+

Да, разумеется. "Не только Божественное и несозданное естество не имеет ничего вынужденного, но не имеет также и разумное сотворенное" (ТИПВ 58). Но наше гномическое воление не всемогуще, поэтому оно и не "предшествует" непорочным страстям.

+Бозовитис почему-то смешивает волю и непорочные страсти, как будто это одно и то же.+

Но это и не такие уж далекие друг от друга понятия. θέλησις - "сила, которая стремится к тому, что согласно с природой, и которая сохраняет все то, что существенно находится в природе" (ТИПВ 36). Желание есть и спать, боязнь смерти - тоже природны, это стремление к тому, что сохраняет природу (в поврежденном ее состоянии).

Reply

rwmios_f December 7 2018, 13:37:07 UTC
а Бозовитис почему-то смешивает волю и непорочные страсти,+++

природное падшее человеческое хотение неразрывно связанно с неукоризненными страстями. Об этом речь у Бозовитиса.

Reply


Leave a comment

Up