Шел восьмой день календарной весны. На дворе праздник, повсюду довольные женщины с цветами и подарками. А мне хочется просто сбежать и погулять где-нибудь. По городу не хочется, вдруг там толпы мужчин, штурмующих цветочные лавки? Выглянула в окно, тоскааа... Открыла полюбившуюся мне
карту усадеб, выбрала ближайшие, где еще не были. Мужа и фотоаппарат в охапку, едем!
А поехали мы в Долгопрудный. Да-да, в нескольких минутах езды на машине от нас, в пешей доступности от железнодорожной станции Водники (которая, кстати, находится по нашему Савеловскому направлению), расположились целых две усадьбы: Котово-Спасское и Мысово.
Машину мы поставили рядом с первой усадьбой. За бортом ветрено и слякотно, поэтому впечатления не сказать чтобы яркие.
Оказывается, усадьба Котово-Спасское, как и знаменитое
Архангельское, принадлежала князьям Юсуповым.
Место известно с начала XVII века, тогда называлось оно селом Курлыковым. В 1678 году Курлыково стало сельцом. В 1684 году боярин Иван Борисович Репнин построил каменную церковь Спаса Нерукотворного Образа. По некоторым данным ранее здесь была деревянная церковь времен Ивана Грозного.
С 30-х годов XVIII века до 1917 года усадьба принадлежала князьям Юсуповым. Церковь же стала своего рода усыпальницей семьи Юсуповых.
Расцвет усадьба пережила при Николае Борисовиче Юсупове: была создана регулярная планировка с «прешпектовыми» аллеями, оранжереями, регулярными садами, копаными прудами. В селе был построен кирпичный завод. Мы, к сожалению, всей красоты под смесью луж и льда не разглядели:)
В 1934 году храм закрыли. С этого времени началось его разрушение: церковную утварь разграбили, уничтожили купола, частично колокольню и декор стен. Часть дверных проемов переделали в окна, а окна - в двери. Помещение разделили на 2 этажа деревянным перекрытием. Здание покрыли цементной штукатуркой, масляной краской, застроили по периметру. На месте княжеской усыпальнице организовали котельную. Церковные помещения в разное время занимали спичечная и пуговичная фабрики, мыловаренная мастерская, типография. И только в начале 90-х здание постепенно вернули церкви, началась реконструкция.
В парке очень не многолюдно, видимо погода не та. По содержимым урн (пивные банки, бутылки от коньяка и т.п.) можно предположить, какой здесь в основном контингент...
Усадьба располагается на берегу Котовского залива. Почему-то нет у меня фото, но прямо на реке расположилась сцена амфитеатра, а на берегу - места для зрителей.
Центральный вход в парк обозначен вот таким облезлым строением с милыми ангелками.
Через дорогу располагается пруд, но мы к нему идти не решились. Вместо этого мы отправились вдоль дороги, полной ям, луж и грязи, в сторону усадьбы Мысово.
Будь наш путь сюда менее грязный и сырой, я наверное больше восхитилась местом. А если бы я подготовилась к поездке и знала, куда смотреть, еще разглядела бы "
Дом агронома" за высоким забором. Дом недоступен для посещений уже более полувека. А между тем его можно назвать произведением искусства - деревянный, построенный без единого гвоздя. В 1911 году его разбирали и возили на выставку в Париж. Где-то в глубине гаражей есть еще развалены конюшни. Мы туда тоже не ходили, очень грязно.
Всё что мы увидели - это людей, жарящих шашлык с видом на Клязьму и чудесное (даже в таком ветхом состоянии) здание главного дома. В общем, только его я и фотографировала.
Последней владелицей усадьбы стала «фарфоровая фабрикантша» Кузнецова, ей имение принадлежало до 1917 года. При Кузнецовых усадьба была ухожена, была построена хорошая дорога до станции Химки с красивыми деревьями по обочине. Кстати, часть имения сейчас ушла под воду после строительства канала им. Москвы.
После революции усадьба пришла в запустение. Сейчас непонятно, что здесь. Согласно поисковикам, по адресу Парковая, 33 расположен санаторий "Буревестник".
Это наверняка привет из советского прошлого.
Пожалуй, стоит сюда вернуться весной или летом в солнечную погоду. Чтобы впечатления не были столь печальными.