Если честно, когда я в школе учила историю - а этот урок я любила - в подсознании все равно не очень укладывалось, что все это было на самом деле. Мы будто просто читали книгу, художественное произведение про Россию и другие страны.
Конечно, это ощущение становилось слабее к старшим классам, когда события, изучаемые нами, миновали не так давно, и наши бабушки-дедушки, папы-мамы были их свидетелями. И верила я не книгам. От одной бабушки я узнала, что такое голодный год, что такое раскулачивание и Соловки. От другой узнала, что такое детский дом, что такое война. От мамы и крестной я узнала, каким был Советский Ульяновск, какие были люди и взгляды.
Сейчас к истории мы не обращаемся так часто - никто не заставляет и двойки не ставит, а сами редко видим необходимость обернуться назад на прошлый опыт и сделать выводы на будущее. Зато ежедневно мы читаем, смотрим, слушаем, обсуждаем новостные сводки. То, что - сегодня. Иногда осмысленно, чаще (читай "большинство") - нет.
Порой, остановишься и думаешь: а ведь это все на самом деле, потом про это буду писать в учебниках. Хотя вряд ли нашим детям удастся все узнать, как было по правде. В каждой стране напишут по-своему, события истрактуют так, как кому-то выгодно.
Получается, что единственный способ что-то знать - это пережить то или иное событие. Пережить не в стороне, а участвовать в нем. Чтобы потом рассказать внукам: было плохо, но мы старались все изменить, стало лучше. А если сидеть перед телеком, что потом расскажешь? Было плохо, по телевизору показывали, что хотят сделать лучше, но потом стало хуже. И будет ли кому это рассказывать.
Мы сами пишем историю нашей страны, пусть это и смешно звучит. Даже если в учебники войдет не наша версия событий, мы сможем рассказать кое-что. И будем знать, что старались менять реальность, что жизнь прожили с достоинством и сохраняли свою позицию.
Posted via
LiveJournal app for iPhone.