Импровизация и шпионаж?

Nov 27, 2012 15:07



Тайная история импровизации во времена Второй мировой войны



Во время Второй мировой войны многие американские психологи работали на Управление стратегических служб (OSS). Они должны были проводить психологическую проверку личного состава всех войск специального назначения до их отсылки в Европу. 
Но как понять, насколько тот или иной кандидат готов работать военврачом во вражеском тылу, прикидываться экономистом-любителем, изучающим дальний Восток, или писать пропагандистские речи для  радиостанции, транслирующей на Японию? Очевидно, что оценки IQ недостаточно - здесь куда более важную роль играют способность адаптироваться и уровень креативности. Психологи долго ломали голову над тем, как выявить все эти качества в кандидатах, и решили в качестве метода попробовать сценическую импровизацию.



Да, вы не ослышались, будущих разведчиков действительно заставляли разыгрывать сценки. Психологи придумали шесть сценариев по два актера в каждом. При этом одному актеру объясняли его роль и описывали ситуацию, в то время как второй актер ситуации не знал. Например:

Сценарий 1А. Первый актер - мистер Томас, школьный директор, второй - мистер Грин, учитель старшей школы. Мистеру Томасу сказали, что мистеру Грину 35 лет и что он холостяк. Ситуация: до директора постоянно доходят слухи о "неподобающем сексуальном поведении мистера Грина". Мистеру Грину сказали только одно: "Вас вызывает к себе директор".

Или:

Сценарий 3Б. Оба актера получают одинаковые инструкции: Мэри и Дик общаются уже больше года, но они пока "только друзья". У обоих нет никакой личной жизни, но постепенно они начинают чувствовать, что становятся все ближе и ближе друг к другу. Наконец их отношения достигают той точки, когда надо что-то менять. И вот они решают поговорить обо всем с глазу на глаз.

Кстати, имейте в виду, что в те времена женщин не вербовали в разведку. А это значит, что каждому актеру сначала приходилось играть мужскую роль, а потом - женскую (!).

Так какие же качества психологи оценивали во время импровизации?

1. Способность действовать логично даже при недостатке информации. Часто актерам приходилось действовать наугад - ведь, они не знали всех подробностей ситуации. Фактически, они на ходу достраивали свою и партнерскую роли.

2. Способность адаптироваться к ситуации и действиям партнера. Все, кто занимался импровизацией, знают, что с какой бы гениальной задумкой ты не вышел на сцену, после встречи с партнером она обратится в прах, из которого воспарит что-то совершенно новое.

3. Способность все время быть разным. Чаще всего, даже импровизируя, человек придерживается каких-то привычных сценариев и моделей поведения. Понаблюдайте за собой и партнерами, и вы заметите, что у всех постоянно вылезают одни и те же темы.

4. Способность долго оставаться в одной роли. Кстати, по мнению психологов, время, в течение которого человек способен играть одну и ту же роль, помогает понять источники комфорта/дискомфорта в различных повседневных ситуациях.

5. Баланс между разумом и эмоциями. Выходят ли эмоции за те "внутренние рамки", которые есть у каждого из нас? Может, человек избегает эмоций посредством "интеллектуализации или стереотипных реакций»?

6. Способ разрешения конфликтных ситуаций. Ищут ли актеры компромисс? Или каждый продолжает отстаивать свою точку зрения? Или так и не решают конфликт? Если чувствуется сильная натянутость в отношениях, каков тогда общий эмоциональный фон?

Получается, что импровизация помогла выиграть вторую мировую. ;-)

Особо любопытные могут найти полную версию статьи на английском языке здесь:

http://www.creativitypost.com/psychology/the_secret_history_of_improvisation_in_world_war_ii

Previous post Next post
Up