Только я собралась продолжить тему Душевного Здоровья, и коснутся проблемы «Понимания - Не понимания» людей между собой, как жизнь подбросила мне иллюстрацию как раз к данной проблеме. Произошли события, которые заставили меня выйти на «тропу войны».
***
Как известно читателям моего журнала, «Озон» выдвинул «Секретики» на премию рунета 2013 года, вместе с книгами Познера, Гришковца, и других авторов.
Реплика в сторону: никаких иллюзий по поводу премии я не питаю, но все равно приятно!
Примерно месяц назад получаю письмо от журналистки из «Комсомольской правды». Пишет, что она по образованию клинический психолог, поэтому ей поручили написать рецензии на книги - психологические и околопсихологические - выдвинутые на премию. Просит выслать ей «Секретики» и другие материалы, касающиеся создания книги. Моей страшной ошибкой было то, что я сначала выслала все, что она просила, а уже потом полезла в Интернет смотреть, кто же мой рецензент.
Выяснилось, что она представитель того самого мира, против которого я столь пылко выступаю в книге. В частности, ведет курсы для женщин "Я - богиня!". В психологии разбирается плохо - о клинике слышала только в институте, который закончила лет 5 назад, но по специальности (с этой самой клиникой) никогда не работала. В «Комсомольской правде» занимается тем, что дает читателям житейские советы, типа: «как жить долго вместе и счастливо»
Честно говоря, все это меня здорово насторожило, но результат превзошел все мои ожидания. Рецензия, которую я получила, была чудовищной! Передергивание (вплоть до перевирания) фактов, перекошенность мысли, надменный, уничижительный тон. К тому же написанная кошмарным языком - неряшливым, тяжелым, бедным по лексике, но богатым на штампы.
Реплика в сторону: чтобы не быть голословной приведу в пример только одну фразу: "Хотя именно этого и хочется, закрыв последнюю страницу, начать немедленно поупражняться в творчестве". Не правда ли, «поупражняться в творчестве» звучит, по меньшей мере, странно? Упражняются в метании колец в парке развлечений! Да и словосочетание «начать поупражняться» звучит не по-русски. В общем, все в таком роде…
Поймите меня правильно! Дело не в том, что книга рецензенту не понравилась, и я на нее за это обиделась. Конечно, читателю книга может и не нравиться! Это его личное дело и его право. Но, с моей точки зрения, давать оценку для прессы должен человек компетентный, сведущий в тех вопросах, которые освещает автор. Поэтому больше всего меня задели безграмотные, при этом высокомерно-поучающие комментарии рецензента.
Можно ли себе представить, чтобы человек, рисующий афиши в провинциальном кинотеатре, писал рецензию на живопись Пикассо? Можно - отличный сюжет для комедии! Только у нас не комедия, а реальность. А в реальности меня мучает вопрос - кто доверил малокомпетентному, малообразованному, с низким уровнем культуры (это видно из текста) человеку судить «коллегу» с 30-летним опытом работы, автора признанной методики, и т.д.?
И загремели в моей душе тамтамы. И написала я «рецензию на рецензию». И отправила журналистке. Получила откровенно хамский ответ: «Может быть, вы просто слишком привыкли к слащавым и поверхностным оценкам и трезвый взгляд воспринимаете вот агрессивно и в штыки?» (стилистика автора сохранена)
***Не знаю, напечатает ли «Комсомольская правда» сей опус, но сегодня я печатаю его в своем журнале. А дня через два вывешу свою «рецензию на рецензию».
Зачем? Не лучше ли промолчать? Не лучше. Непротивление злу приводит к распространению этого зла. К тому же это великолепная иллюстрация к одной из проблем Понимания - разница в масштабах личности, образования, культуры… Об этом обязательно поговорим в следующий раз.
***В тексте данной рецензии я обозначила некоторые (далеко не все) нестыковки, глупости и грубости. Кое-где позволила себе поставить вопросительные и восклицательные знаки, а «особо оригинальные» мысли даже выделила жирным шрифтом.
Внимание!
Назначаю премию в виде:
моей книги с автографом
или любого, на выбор, фильма с семинаров
или часовой беседы по телефону, где готова тронуть любые темы и ответить на любые интересующие вас вопросы
тому, кто найдет наибольшее количество стилистических и лексических ошибок, безграмотных оборотов, штампов, нелепых построений фразы…
---------------------------------------------------------
Записки очарованного психотерапевта
Татьяна ОГНЕВА САЛЬВОНИ
«...Я умерла от сердечного приступа накануне своего отлета в Америку. Это было для всех неожиданно, так как я никогда не жаловалась на сердце.
Последователей у меня не было, поэтому методика «АртСинтезТерапия», которая «камни могла превращать в птиц», прекратила свое существование.
Уникальный иллюстративный материал - стихи, пьесы, живопись, риторика, в общем, вся антология, собираемая «по зернышку», в течение стольких лет, рассеялась по миру - была раздарена и растеряна при всевозможных обстоятельствах...»
Так заканчивается роман, - да, скорее это можно называть определенной формой романа - «Секретики. Записки психотерапевта». Если бы не этот финал, вот такой неожиданный для любого читателя, его можно было бы отнести к документальной, полудневниковой прозе, просто сборнику эссе и статей. А всего эти несколько строк превращают документальный камень в художественную птицу, возносящую течение читательских мыслей на новую высоту.
Впрочем, не хочу выглядеть как пытающаяся соперничать с автором книги в художественности. Хотя именно этого и хочется, закрыв последнюю страницу, начать немедленно поупражняться в творчестве. Это побочный эффект книги, написанной психотерапевтом Евгенией Беляковой. А впрочем, психотерапевт ли она? А может, она так называется, потому что для того, чем она занималась 25 лет, еще не придумано названия? Итак, что же это за книга? О чем она? Найдет ли там читатель то, что обычно ищут (и находят) в книгах психотерапевта?
Спасая мир людей или Часть 1.
Автор книги Евгения Белякова изначально училась на клинического психолога и работала в психиатрической больнице. (???)
В начале книги она рассказывает, что с молодости мечтала создать свою методику (???) (Точнее, это рассказывается от лица лирической героини). Что-то такое, что в самом деле станет помогать людям не только становиться счастливее, но и расти как личность. Как творческая личность! Она мечтала создать такую методику, которая делала бы жизнь людей насыщеннее, полнее, ярче, богаче, тоньше. Почти что видела, как стройными рядами после ее занятий выходят не просто люди, не представители тупой толпы по Ницше, а сверхчеловеки, сияющие и сверкающие совершенством. (?????) Амбициозный план, чересчур амбициозный! Уж не было ли в нем изначально заложено того, что даже придя к успеху, автор такой методики будет обречен на разочарование в людях.
Повесть об амбициозной психологине-идеалистке начинается с картины прогулки. Очень зрелая, судя по описанию, дама, преуспевшая в жизни, всего достигшая, признанная на Западе, воплотившая в жизнь все свои мечты, гуляет по Москве и хандрит.
Это ее любимый город детства, в котором она выросла. Гуляя по нему, она беседует с официантами и случайными прохожими, что-то вспоминает, рассуждает... Эти диалоги - один из художественных приемов в произведении, чтобы донести свои мысли, чувства. Меланхолия и грусть разлита по страницам. Сожаление и боль тонким слоем размазана по строчкам.
Она словно подводит итоги своей жизни и своей деятельности. По сюжету ей нужно принять решение - ехать или нет в Америку, где ей предлагают сотрудничество. Она не чувствует себя здесь, в России, востребованной и нужной. Вздыхает, что люди в массе своей не хотят становится личностями настоящими и раскрепощенными. Горько замечает, что если бы она открыла в России свой институт, она бы прогорела, ведь качество тут не ценится. Она вздыхает обо всем том, о чем обычно вздыхают интеллигентные московские преуспевшие дамы. Об общей бездуховности, о том, что правила игры диктуют «поганки». Это она от рассказа об общепринятых в психологии теориях личности плавно переходит к художественной типологии: делит людей на два сорта - «поганок» и «трюфелей» (?????) В рамках художественного произведения это вполне допустимо. Хотя как психолог, она вроде бы не должна была так делать. Как и много другого. (!!!!!!) Вот то например, как героиня вываливает на страницы все, что накипело за жизнь, все претензии к людям, к миру. Она называет себя психотерапевтом и поэтому возникает некоторый диссонанс. Кажется, такие мрачные мысли не должны бродить в голове психотерапевта. Должны быть проработаны эти эмоции, переварены. Книги психотерапевтов обычно вдохновляют на жизнь, ведь смысл психотерапии - примирять с реальностью, чтобы потом поменять ее в лучшую сторону. А от глав «Моя боль», «Эпитафия психотерапии», «Время трюфеля», в котором она утверждает, что вместо Личности у многих ее клиентов зияет лишь Социальная функция, начала бить в набат, так как исчезает абстрактное мышление у населения... В другой главе автор рисует картину нерадивой мамаши, что не занимается развитием ребенка, он послушный сидит на маме и возит по ней машинкой битый час. В другой - героиня бросает взгляд на плывущий по реке кораблик с гуляющей на ней свадьбой и подмечает, что невеста чересчур искусственна, а гости - это «танцы варваров». В одной из глав и вовсе восклицает в заключении щемящего душу рассказа - «Проклятая страна! Ненавижу!» Вообще, чрезмерная критика реальности, порой доходящая до границы, за которой начинается «нытье» - это отличительный штрих произведения. Да простит меня за такую оценку автор и издатель книги, интеллигентный мужчина с авторитетной ухоженной бородой, которого видела в видеоролике презентации книги. Говорят, он влюбился в книгу и решил во что бы то ни стало издать ее наилучшим образом. «Если выйдем в ноль, уже хорошо!» - говорил он. Издана она и правда очень хорошо! Первый тираж книги был 500 экземпляров и стоил 1500 рублей. Сейчас на Озоне она стоит около 800. Думаю, что любой читатель старше средних лет, у которого болит душа за наше прошлое, настоящее и будущее, способен влюбиться в книгу. То, что мне, как более молодому поколению кажется недостатком, для старшего - достоинство и глубина. (!?!) Многое из того, о чем пишет и сокрушается героиня - почти правда. Да, развелось много представителей «вульгарной популярной психологии», да, масса тренинговых центров обещают в кратчайшие сроки снять тревоги, научить инструментам счастья, выдать замуж за два месяца и прочее. Да, люди несовершенны и не стремятся менять себя, а хотят как Емели, все и сразу. Да, имеется в обществе детский подход к жизни, инфантильный. Все это и многое другое есть. Однако, существует и масса хороших психологов, и люди на сегодня более ответственны и менее инфантильны. Реальность вообще разная, в ней есть все. Мир никогда не был однородным - только хорошим или только плохим. К примеру, я в пять секунд назову с десяток хороших специалистов. Их сейчас куда больше, чем даже пять лет назад.
В общем, текст довольно полемичен, с автором хочется спорить по многим вопросам, ее героиня постоянно высказывает такие мысли, которые пробуждают твои собственные на тот или иной счет. Это эффект, которого не совсем ждешь от книги психотерапевта. Ждешь мягкости, некатегоричности, возможно, подсказок о том, как вернее реагировать в той или иной житейской ситуации, или объяснения того, почему и как нечто происходит в жизни. Но не будем забывать, что это художественное произведение, открывающее внутренний мир автора. А для художественных произведений правил нет.
Методом секретика
В процессе прогулки по Москве дама рассказывает, что когда она была маленькой, то они играли в секретики. Из этой детской игры выросла интересная творческая находка для художественного решения произведения. Суть игры была такой: девочки искали бусинки, цветные стеклышки, красивые осколки чего-то, тряпочки или мелкие украшения, а потом из всего этого добра выкладывали красивые композиции, которые закрывали большим стеклом и засыпали землей. За ними охотились дворовые мальчишки, искали девчоночьи «секретики». Трогательная детская игра. Произведение Евгении Беляковой построено по принципу такого вот секретика. На самом деле это красиво и логично сложенная композиция из разных статей и эссе Евгении, написанных в разные годы для разных изданий. Но они словно нанизаны на сюжетную линию про гуляющую по городу мечтательницу в годах, разложены по его плоскости и накрыты его прозрачной необходимостью. Это такой простой ход, который требовал от автора чуткости и ювелирной работы, чтобы так технично сшить в одно целое разрозненные куски самостоятельных текстов.
Еще одно художественное решение - это книга-перевертыш. У нее нет задней обложки. Обе обложки - начало новой книги. Получилось две книги в одной, дополняющие друг друга и прорастающие друг в друга. Одна - «Секретики» - это художественный роман, а другая «Личностью не рождаются» - это описание методики, а также упражнения из нее и наглядные результаты работы участников групп. Стихотворения, рассказы, выступления, эссе, фотографии из постановок.
Из серой шейки - в прекрасного лебедя или Часть 2.
Другая часть книги «Личностью не рождаются» - это по сути сборник самых разных художественных произведений. Это результаты многолетнего труда, кропотливо собранные жемчужины, рожденные в волнах творческих озарений пациентов группы Евгении Беляковой. Суть методики в том, что группа в течении двух лет занимается по очереди семью видами искусства. Это вроде как упражнения, иногда тесты (???), но цель и смысл их - в раскрытии потенциала и индивидуальности каждого. Вот психотерапевтические пояснения смысла упражнений:
«В этот раз читали финалы своих мелодрам. Нет, у нас не литературный кружок, это в все в рамках психотерапии. У нас в мелодраме все персонажи - это части собственной личности (субличности). Сюжет заранее придумывать нельзя. Автор со своими персонажами как в шахматы играет. Постепенно они начинают оживать, говорить, выявляются злодеи, герои... В общем, и коротко не расскажешь: это длительная сложная работа - мелодраму пишем два месяца...»
«В театральных упражнениях мы учимся импровизировать - свободно, легко, с наслаждением. Если эти ощущения отложатся в психике, жизнь будет восприниматься как интереснейшее путешествие. В нем каждый день звучит в своей тональности, обладает своим неповторимым вкусом, цветом, ароматом...»
Сначала занятия по развитию творчества показали себя очень эффективно в работе с психически больными людьми. Постепенно стали возникать группы «в миру». Так и собралась опубликованная коллекция. По сути, наглядный результат длительного эксперимента, показывающий, что любой человек имеет у себя задатки творческой натуры (??????) и их нужно только развивать.
Спорные моменты
1. Говоря о теориях личности, автор вскользь упоминает, что была, мол, такая теория в середине прошлого века, которая определяла характер человека по его телосложению. «Не подтвердилась! - пишет она. - Это все равно, что определять размер сами знаете чего по носу мужчины!» Подозреваю, что так ехидно автор прошлась по теории акцентуаций Кречмера-Леонгарда, которую изучали и развивали самые передовые умы ХХ века. Шесть лет назад нам ее преподавали на кафедре клинической психологии практикующие психиатры НИИ им. Ганнушкина и они ничего не упоминали о том, что эта теория не подтвердилась. Более того, по ней нам даже читали отдельный спецкурс. Меня она в свое время очаровала бесконечно, я ее изучала довольно плотно. И читая статьи Евгении в этой книге на тему психотипов, заметила поразительное сходство именно с этой теорией. Правда, она приводит всего три типа и не указывает присущий каждому тип телосложения. В работах разных ученых встречается от минимум 8 типов и больше. Она пишет, что все люди должны знать эти психотипы, мол, меньше было бы проблем. Но я так не думаю. Мне лично знание теории психотипов помогало лишь повесить на человека ярлык. После пары лет увлечения этой теорией я в ней разочаровалась. И думаю, что наоборот, многим ее знать не обязательно, чтобы облегчить себе и окружающим жизнь. (!!!!!!!) Один из наших преподавателей, психиатр со стажем так и заявлял, на грани шутки и серьезности: «Во всем виноваты эпилептоиды!» И мы были готовы с ним согласиться. Лишь позже, работая в других методах, я увидела, что и эпилептоиды могут становиться приятными во всех отношениях людьми. Каждый человек - уникален, у него свой путь, свой выбор, который следует уважать. Если кто-то не хочет становиться творческой личностью, это его выбор. У каждого свое счастье, чего же так переживать по этому поводу?
2. Улыбку вызвало то, с какой яростью автор набрасывается на околопсихологические тренинговые центры, которые обещают счастье и чудо за короткое время. Просто надо посетить тренинг, купить диски с «белым шумом», где записаны суперустановки на счастье, ну и прочая лабуда. Автор очень остроумно по ним проходится, рассказывает, как посетила один из таких центров счастья... А также делится неутешительной статистикой, что 70-80% пациентов с острыми психиатрическими расстройствами сначала искали спасения в таких вот центрах. Что они хуже ясновидящих.
Но! Как я уже сказала выше, хороших психологов сейчас масса и выбор есть. Но также масса людей не хотят на самом деле заниматься собой, им нужно на кого-то переложить ответственность, хочется чудес или просто имитации работы над собой. Хочется просто действенных психологических инструментов, советов. Маркетинг это все дает, он эти потребности удовлетворяет. У рынка есть запрос, рынок дает ответ. (!!!!!!) Иногда путь к себе и серьезной психологии начинается именно с таких легкомысленных контор. Они подготавливают почву, многим нелегко сразу решиться заглянуть в себя. О том, что психически нездоровые люди сначала искали помощи в этих конторах, а затем попали в острое отделение... Но это не вина этих центров. Если психика уже была сломана, центры-то причем?
Здесь, мне кажется, накладывается что-то личное у автора, его собственные отношения с этими центрами, возможно, некоторая зависть (!!!!!!!!) к их успеху местами просматривается. Ведь автор во многом работает на одном с ними поле. И методика Артсинтезтерапии, и тренинги с названием «Стань успешным за два дня» нацелены на личностный рост. Просто в первом случае это два года и результат не гарантирован, как в любом методе серьезной психотерапии. Евгения Белякова, как многие крупные талантливые художники (а психотерапевт, создавший свою работающую методику приравнивается к таковым), недооценивает и даже местами обесценивает искусство продаж и маркетинг. Совершенно зря! (!!!!!!!!!!)
Выстраданный праздник
Презентация книги стоит отдельного упоминания. Вот что о ней писала сама автор в своем Живом Журнале:
«Бывают праздники календарные - Новый год, День рождения… Они приходят вне зависимости от того, хотите вы или нет. И бывают праздники выстраданные… Сколько их может быть за всю жизнь? Один, два?
Вот такой праздник у нас и состоялся. И он получился! О, нет, не сам по себе - в течение месяца мы с моей дочерью Плюшей сочиняли сценарий, выстраивали его последовательность, продумывали каждую мелочь, от реквизита до фонограммы.
Мы рассчитывали, что публика на презентацию книги соберется необычная. Большинство у меня когда-то занимались, а это значит, они знакомы с ее величеством Импровизацией! Это значит, они раскованы и свободны, и на предложение: «а, давайте…» немедленно загорятся глаза и все будут не просто давать, а давать жару! (При том, что участникам сего действа было от 19 до 60...)
Поэтому не было прессы, не было публики и вопросов из зала, да и самого зала не было… Был парк, в коем под сенью дерев играл джаз, было 40 человек «своих» - друзей, родных, учеников. Были сюрпризы, когда буквально на несколько часов и только ради праздника, прилетела моя бывшая ученица из Варшавы...»
Все было прекрасно, радовали танцующие люди, милый юмор. Но только девиз фильма о презентации слегка покоробил: «Завидуйте нам!» А если не завидуешь? Если не хочешь завидовать никому? Почему должны завидовать, если можно просто порадоваться?
В целом скажу, что меня лично подача книги обманула. Я планировала увидеть, судя по обложке, анонсам и отзывам читателей нечто а-ля Ирвин Ялом, балансирующий в своих произведениях на грани писателя и психотерапевта, или Питер Левин, воодушевленно и художественно рассказывающий о своей методике с упражнениями. Евгения Белякова оказалась совсем иным типом писателя-психотерапевта, нашим, отечественным, с болящей русской душой, способной вогнать читателя в депрессию на одной странице и вдохновить на то, чтобы взяться за перо - на другой. При этом есть перегиб с какой-то нездоровой восторженностью, превозносящей личностное развитие и творческую наполненность жизни выше чем все остальное. Отдает слегка нарциссической травмой (!!!!!), но это уже мои личные придирки. Так что оставим этот момент.
Когда я закрыла книгу, то вдруг подумала, что, будущее литературы - золотой ее век - устроят психотерапевты, взявшиеся за перо. Они медленно, но верное, занимают ту нишу, которую когда-то занимали писатели-философы (????) . Ведь философия как наука не конструктивна (конструктивность как тренд времени тоже подверглась жесткой критике автора) (????) А психотерапия - вполне. Посмотрим.
Продолжение следует