Дорогие друзья!
Некоторые разъяснения по поводу типологии, публикуемой здесь.
На самом деле типологий много (Фромм, Кречмер, Юнг, Леонгард, и т.д.)
Кстати, в них нет принципиальных расхождений, но есть многочисленные нюансы, которые сильно путают общую картину. Так, у Кречмера (которого я очень люблю и уважаю) в описании шизоидов вдруг «звучат» клинические симптомы шизофрении - в то время такая путаница случалась.
Много лет назад в Европе задумались о том, чтобы как-то упорядочить это дело. И в 1992 году на очень большой Лондонской конференции обсуждался вопрос, какая из типологий наиболее точна, полна и удобна для работы. У нас в России в то время шла перестройка, суетное и голодное время, поэтому до Лондона нас доехало всего четверо. А «выиграл тендер» на этой самой конференции наш Ганнушкин! То есть вся Европа использует в работе именно его типологию. И когда я пишу коллеге из другой страны о том или ином типе личности, мы понимаем друг друга, потому что используем одну систему координат.
Типология, которая публикуется здесь - это не моя выдумка. Это Ганнушкин в моем пересказе, пропущенный через собственный клинический опыт с добавлением современных знаний…
Еще хотела предупредить, что никакая статья не может дать исчерпывающих знаний. Я когда читаю, так называемый, «развернутый» семинар по типологии, то о каждом типе личности рассказываю минимум 3 часа. Это значит, подробно, с примерами, с нюансами, оттенками и полутонами. А подобная короткая статья, это считай, я вам минут за 10 рассказала...
Во многих комментариях я столкнулась с каким-то очень уж упрощенным представлением о людях, об их характерах. Мне кажется, это страшная беда эпохи Интернета - общение на расстоянии и полное неумение вглядываться в живых людей... Но я ведь не зря рекомендую фильмы, пьесы, литературные произведения, где характер описан ярко и со всеми подробностями.
Итак, продолжим!
Арт Перформанс
Демонстративный тип личности, в просторечье - истерики
Если вы думаете, что истерики - это те, кто устраивают истерики, вы ошибаетесь. Любой из нас может взорваться, когда его достанут.
Если вы думаете, что истерики - это исключительно вульгарные, сильно накрашенные тетки, вы ошибаетесь. Бывают не вульгарные. Бывают и дядьки. На самом деле они такие… разнообразные!
При первом знакомстве производят впечатление ярких и незаурядных людей. Легко входят в контакт с кем угодно, их тонкий артистизм и живая эмоциональность завораживают. А как они умеют зажигать и увлекать за собой!
При длительном знакомстве некоторые вещи начинают раздражать. Например, непредсказуемость: вчера был теплый и нежный, а сегодня холодный и черствый, здесь гордый, там готов на всяческие унижения. И убеждения, которые вдруг меняются… вместе с настроением.
Копнув глубже, обнаруживается, что на самом деле чувства поверхностны, привязанности непрочны, интересы неглубоки, а переживания весьма приукрашиваются. Дело в том, что подсознательное кредо истерика: «Казаться больше, чем есть». Можно казаться умнее, успешнее, талантливее. Но можно и несчастнее, слабее, больнее…
Один играет роль Погрязшего в Пороках, другая - Святой, третий - Самого Невезучего, четвертый - Капризного Ребенка, пятая - Любящей Матери…
Мало того, истерик обладает уникальной способностью вживаться в избранную роль и верить в нее. В этот момент он абсолютно искренен, он действительно так чувствует!
Конечно, в жизни бывают и порочные, и возвышенные, и неоцененные. Но у истериков как-то все немного слишком! Потому что присутствует слово «самый»: самый порочный, самый невезучий…
А представляете, если роль вдруг меняется? Был порочный, стал святой…
Кстати, в отличие от шоу-бизнеса, среди профессиональных актеров истериков мало, потому что истерику интереснее разыгрывать свою роль.
У всего этого нескончаемого представления есть подсознательная цель. Смысл Жизни истерика - это стремление привлечь к себе внимание. И неважно, хвалят его или ругают. Только когда он в центре внимания, он чувствует, что существует. Поэтому самое страшное для истерика - это равнодушие. Лучше уж неприязнь или даже ненависть.
Как часто все силы и энергия истерика тратятся не на поиск своего места в жизни, а на поиск внимания. Он готов противоречить общепринятым воззрениям, может совершать красивые, не требующие напряжения подвиги, способен даже к актам подлинного самопожертвования... Все это при условии, что есть публика. Хотя бы из одного человека.
А как истерики могут врать! Врут художественно, мастерски, часто бессмысленно - лишь бы поразить воображение собеседника. Некоторые из них обожают манипулировать людьми, могут клеветать, плести интриги. И не ради какой-то примитивной выгоды, о нет, это будет интрига ради интриги.
Помню, как в юности моя подружка Милочка изысканно стравила и рассорила нашу компанию. Когда все открылось, я пошла к ней объясняться. И тут… Ломая руки, она тяжело зарыдала: «Ты права! Я подлая дрянь!» Кончилось тем, что я же ее утешала.
Часто они претендуют на особое положение (и в кругу друзей, и на работе). Ежели обламываются - меняют друзей, работу, а иногда и вид деятельности. В своих неудачах, как правило, винят других.
От сложных ситуаций истерик «убегает». В болезнь. Организм - хитрая штука, если очень надо заболеть, дайте ему приказ. Болезнь истерику нужна, чтобы переложить ответственность за решение проблемы на других и… привлечь к себе внимание.
А теперь я открою вам страшную тайну. В самых дальних уголках этого «театра» тщательно скрываются загримированные до неузнаваемости неуверенность в себе и тревога. Поэтому когда мы на группе проходим типологию, «местные» истерики немедленно присваивают себе «звание» психастеников. И там действительно много тревог! Потому что истерик так и остался подростком, который доказывает всем и себе, что он чего-то стоит. А за многочисленными масками таятся детский страх разоблачения и глубокое внутреннее одиночество. Потому что настоящая душевная близость не терпит игры...
Неужто все столь безысходно? Конечно, нет. Когда эта энергия направляется в мирное русло, когда истерик находит себя в профессии, это подарок.
Я вспоминаю своего институтского преподавателя. Предмет был не главный, лекции начинались полдевятого утра, в субботу, а приходили все. Как она говорила! Другие преподаватели, может, и знали, и любили свой предмет, но не хватало им этих горящих глаз и звенящего голоса. Ее лекции были увлекательнее любого спектакля. Все сидели, вцепившись в скамью и забыв про записи, и когда звучало «перерыв!», по аудитории проходило «а-а-ах!..» А потом все бежали в библиотеку, потому что по уши влюблялись в ее предмет.
Во что была одета? Не помню, что-то негромкое. Ей и не нужно было громкое. Она и так была в центре внимания. По праву.
Чтобы понять мироощущение истерика, почитайте роман Мопассана «Наше сердце», рассказ «Луиза» С. Моэма. Герои фильмов и пьес: «Очи черные» Н. Михалкова, «Прогулка» А. Учителя, Бланш в пьесе Т. Уильямса «Трамвай “Желание”». Они все разные? Еще бы!
Известные люди: А. Коллонтай, А. Вертинский, И. Северянин, Мэрилин Монро, Элвис Пресли.
*** Типологию мы иллюстрируем произведениями, созданными на занятиях групп АртСинтезТерапии. Это задание по риторике называется «Потрясшее меня событие».
***Однажды я была Пигмалионом. Тем самым, который превратил свою фантазию в реальность. Ему, правда, помогла Афродита, я же справилась сама.
Это было зимним вечером много лет назад. Я и моя свита, состоявшая из девочек помладше, играли во дворе. И вдруг я сказала: «А знаете, они прилетят сегодня!» - «Кто?» - сгрудилась вокруг меня детвора. «Пришельцы», - убежденно ответила я, чувствуя прилив вдохновения. Когда на меня подобное накатывало, все, даже родня, знавшая мои странности, попадали в полную мою власть.
- А куда они прилетят?
- На пустырь за дорогой.
Дети восторженно заохали. А я уже не могла остановиться. В ту минуту я искренне верила в то, что говорила.
- Пошли посмотрим! - скомандовала я, и моя дружина устремилась за мной. Для ватаги малышей, шагающих ночью по высоким сугробам при свете звезд, это был настоящий крестовый поход.
Я знала: лучший наблюдательный пункт для встречи пришельцев - куча щебня, запорошенного снегом.
И вот мы на вершине. Холодный ветер бьет в лицо. Сзади мерцают огни поселка. Там дом. Родные. Мне становится не по себе. Зачем я это все придумала?! Тут могут быть бродячие собаки или даже волки из лесничества. На лицах, обращенных ко мне, доверчивое ожидание. Не так ли смотрели поляки на Сусанина, еще не чувствуя в нем врага?!
И тут я поворачиваюсь в сторону пустыря и начинаю вещать: «Смотрите! Вот он! Какой большой корабль!» Дети послушно повернулись. В их глазах недоумение сменяется надеждой, потом радостью и, наконец, щенячьим восторгом. А я увлеченно комментирую прилет пришельцев: «Это, наверное, солнечная батарея. Интересно, а это что? Ой! Он растворяется. Пропал! Они включили защитный экран!»
Одна из девочек берет меня за руку и ободряюще говорит: «Ну, ничего, главное-то мы видели!»
И мы идем домой. Счастливые! Обсуждаем техническое вооружение пришельцев, причем мои адепты потрясают своей наблюдательностью. Когда они успели все рассмотреть? Мы даже не вспоминаем о родителях, которым, безусловно, есть что сказать.
Прошло 15 лет. Как-то в метро меня окликнула высокая, элегантная девушка. Я с трудом вспомнила в ней одну из тех малышек. Мы разговорились. Вдруг она привлекла меня к себе: «А помнишь, как мы тогда зимой ходили в поход? Это самое большое чудо в моей жизни... Как ты думаешь, что это было?»
Я посмотрела в ее доверчивые детские глаза и убежденно сказала: «Пришельцы!»
Т.В.
Признайтесь честно, вам жаль, что вас там не было?
Продолжение следует