Почему красивая женщина - красива? (окончание)

Mar 08, 2019 18:22

ВТОРОЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЙ ГИПОТЕЗЫ СРЕДНЕГО ЛИЦА:

Второй вариант применённой методики в данную презентацию не вошёл, поэтому просто добавляю его ниже.

На втором этапе исследований мы выбрали одно из уже подготовленных "условно-красивых лиц". Затем, в графическом редакторе мы наложили это лицо на "среднее лицо". После этого стало возможным визуально "превращать" одно лицо в другое, путем простой регулировки степени прозрачности верхнего изображения. Таким образом, стало возможным получить сколько угодно градаций перехода от "среднего лица" к "условно-красивому" (демонстрационные видео).
Далее, в этом ряду переходных изображений (от среднего лица к условно-красивому), мы предлагали людям самостоятельно выбрать тот конкретный вариант лица, который покажется им наиболее привлекательным.
Тестирование проводилось двумя способами:
1) Непосредственное тестирование. Когда человек садился за компьютер и самостоятельно регулировал степень прозрачности второго лица до тех пор, пока не останавливался на наиболее привлекательном для него варианте.
2) В сети Интернет. В этом случае на сайте YouTube были выложены соответствующие видеозаписи.

При этом мы использовали 5 видов тестирования:
1) Переход от "среднего лица" к "условно-красивому" для "цельного" лица.
2) Переход только области глаз (остальное затенено) - для тестирования привлекательности только глаз.
3) Переход только области глаз и носа - для тестирования привлекательности только глаз и носа.
4) Переход овала лица.
5) Переход только области рта и кончика носа - для тестирования привлекательности только рта и кончика носа.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Всего удалось протестировать 129 человек.

Предпочтения людей во всех вариантах тестирования оказались резко смещенными в пользу предложенного нами "условно-красивого лица". А вовсе не в пользу усреднённого (Таблица 6):

Таблица 6 - Результаты тестирования привлекательности: "среднее лицо" vs "условно-красивое лицо"

Степень переходности (непрозрачности) от усреднённого лица к "условно-красивому", (%)
0%
0-20%
20-40%
40-60%
60-80%
80-100%
Средний выбор

Выбор мужчин, %

"Цельное" лицо
0%
0%
2.7%
12.3%
42.5%
42.5%
77.4

Область глаз
0%
2.8%
4.2%
16.7%
31.9%
44.4%
73.7

Область глаз и носа
0%
1.4%
9.7%
18.1%
36.1%
34.7%
70.4

Овал лица
0%
1.4%
2.9%
20.0%
40.0%
39.3%
74.0

Область рта и кончика носа
0%
2.8%
5.6%
21.1%
21.1%
49.1%
75.0

Выбор женщин, %

"Цельное" лицо
1.8%
1.8%
10.7%
12.5%
41.1%
32.1%
69.1

Область глаз
3.6%
3.6%
7.1%
26.8%
32.1%
26.8%
64.2

Область глаз и носа
0%
5.4%
8.9%
28.6%
32.1%
25.0%
64.2

Овал лица
0%
1.8%
5.4%
19.6%
39.3%
33.9%
70.4

Область рта и кончика носа
0%
3.6%
14.3%
3.6%
33.9%
44.6%
73.1

Полученные результаты представлены ниже графически:











Итак, гипотеза "среднего лица" предполагает, что вид усреднённого лица должен полностью удовлетворять мужчин. Однако в реальности оказалось, что подавляющее большинство мужчин с готовностью "изменили" усреднённому женскому лицу, предпочтя варианты, резко удалённые от него. Более того. Оказалось, что и более мелкие части лица - тоже сильно различаются по привлекательности. И опять - совершенно не в пользу усреднённого лица.
         Таким образом можно сделать твёрдый вывод, что гипотеза привлекательности среднего лица в нашем исследовании получила ясное и практически исчерпывающее опровержение.

Кроме того, что особенно удивительно (в рамках представлений об эстетических предпочтениях, как о биологической адаптации) - эстетические предпочтения, очень близкие к мужским, продемонстрировали и сами женщины (таблица 6; рисунок 23). Предпочтения женщин, точно так же, как и предпочтения мужчин, оказались сильно смещенными от "среднего лица" в пользу "условно-красивого" (оценки женщин оказались лишь чуть-чуть смещенными влево относительно мужских оценок, см. таблицу 6).
         Выше уже отмечалось, что подобный факт выглядит странно в рамках эколого-эволюционных взглядов на природу эстетических предпочтений человека. Действительно, с точки зрения "борьбы за полового партнёра", женщина, привлекающая мужчин, является для других женщин источником повышенной конкуренции. Так почему же подавляющее большинство женщин отмечают именно такие женские лица (привлекательные для мужчин), как более приятные для них самих? Этот факт не объясним не только в рамках гипотезы среднего лица, но и в рамках эколого-эволюционного подхода в целом.

Распределение женского выбора:



На следующих рисунках можно посмотреть конкретные варианты изображений, которые оказались, в среднем, наиболее привлекательными для мужчин и женщин.



Рисунок 24. Большое изображение слева - вариант, который оказался (в среднем) наиболее привлекательным для женщин (69.1% переходности). Большое изображение справа - вариант, который оказался (в среднем) наиболее привлекательным для мужчин (77% переходности). Маленькое изображение слева - это исходное усреднённое лицо (0% переходности). Маленькое изображение справа - предложенное нами "условно-красивое" лицо.



Рисунок 25. Конкретные области лица, в отношении которых была обнаружена разная степень привлекательности.  Пояснения в тексте.

Необходимо специально остановиться на результатах тестирования конкретных областей лица. Поскольку эти результаты дают интригующую возможность исследовать и анализировать привлекательность уже не целого лица, а отдельных его областей и частей.
         Итак, на рисунке 25 слева - приведены области усреднённого лица (0% переходности). Сверху вниз: область глаз "среднего лица"; область глаз и носа "среднего лица"; область рта и кончика носа "среднего лица". Все эти варианты изображений и даже близкие к ним значения (0-20% переходности) либо вообще никем не были выбраны в качестве "наиболее привлекательных", либо выбраны всего 1-3 людьми (из 128-129).
         По центру (на рисунке 25), те же самые области лица, оказавшиеся (в среднем) наиболее привлекательными для женщин: глаза (64% переходности), глаза и нос (64% переходности), рот и кончик носа (73% переходности).
         И наконец, справа - опять те же области лица, которые оказались (в среднем) наиболее привлекательны для мужчин: глаза (74% переходности), глаза и нос (70% переходности), рот и кончик носа (75% переходности).
         Таким образом, на основании результатов нашего исследования можно сделать вывод, что и усреднённое женское лицо в целом, и исследованные отдельные части усреднённого лица - оказались крайне непопулярны у людей, на фоне предложенного нами лица "условно-красивой" женщины. Таким образом, гипотеза усреднённого лица в данном случае получила чёткое эмпирическое опровержение.

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Анализ результатов проверки гипотезы "симметричного лица"

Как уже было сказано выше, результаты проверки гипотезы привлекательности симметричного лица в нашем случае дали настолько отрицательные результаты, что подобный результат, похоже, не нуждается в каком-то дальнейшем анализе. Можно лишь повторить вывод, который мы уже озвучили выше:
         1) Очевидно, что людям важна не двусторонняя симметрия, а определенные черты и пропорции лица, отклонения от которых резко снижают привлекательность. Несмотря на то, что эти отклонения вообще не нарушают двустороннюю симметрию.
         2) Cимметрия лица либо вообще не влияет на привлекательность, либо её роль очень незначительна. На фоне других черт лица, которые действительно важны для привлекательности.
         3) Нарушения симметрии, вероятно, должны иметь очень серьезный характер, чтобы люди вообще начали учитывать этот фактор в своих эстетических оценках.

Анализ результатов проверки гипотезы "среднего лица"

Исходя из полученных результатов в этой области, можно предположить что "среднее лицо", на самом деле, куда более удалено от некоего "внутреннего шаблона идеального лица", чем думали даже сами авторы представленной работы, до проведения этого исследования. По сути, "среднее лицо" получается именно средним по привлекательности. То есть, оно, конечно, не выглядит неприятным, и воспринимается вполне благожелательно. Но и до некоего идеального лица (или даже до просто красивого) среднее лицо явно не дотягивает.
Результаты нашего исследования, по сути, повторили результаты более раннего исследования [30]. Там тоже оказалось, что людям больше нравится не усреднённое лицо, а лицо, определенным образом отличающееся от среднего.
Однако наши новые результаты получились настолько очевидными, что по всей видимости, теперь можно окончательно поставить точку в этом вопросе, и считать гипотезу усреднённого лица (как исходного источника привлекательности) окончательно опровергнутой. Мы применили целый ряд разных методик, предлагали сравнивать разные варианты усреднённых лиц с разными вариантами "условно-красивых" лиц. В заключение мы предложили людям еще одну методику - самостоятельно выбрать (тонко подстроить) изображение лица таким образом, чтобы получился наиболее приятный вариант. И во всех случаях, среднее лицо серьезно проиграло в привлекательности всем предложенным вариантам.
Особенно сильно наши результаты ударяют по так называемой "психологической" гипотезе привлекательности. В рамках которой предполагается, что человек считает идеалом красоты некое наиболее типичное лицо, которое было сформировано его психикой в ходе подсознательного анализа общей совокупности человеческих лиц. Поскольку в рамках этой гипотезы "среднее лицо" должно восприниматься человеком именно как идеально привлекательное (а это оказалось не так по факту), теперь эту гипотезу можно признать окончательно опровергнутой.

Продолжение исследований

В ходе работы по созданию условно-красивых лиц" в графическом редакторе, авторы обратили внимание, что "среднее лицо" предоставляет только самые фундаментальные пропорции, которые должны быть соблюдены в человеческом лице, чтобы это лицо считалось привлекательным. Например, должно быть соблюдено определенное расстояние между глазами, определенная длина носа, определенное расстояние между кончиком носа и верхней губой. Следует отметить, что эти пропорции совпадают с давно известными пропорциями привлекательности, которые пытался сформулировать еще Леонардо да Винчи.
Однако, в ходе создания привлекательных женских лиц, авторам работы стало ясно, что этих фундаментальных пропорций недостаточно для создания действительно красивого лица. Для этого необходим еще целый массив других деталей: 1) определенная форма и размер носа, 2) причем имеет значение даже просто форма кончика носа (которая, в свою очередь, складывается из почти десятка очень мелких деталей), 3) определенная форма и размер губ, 4) определенная форма, размер и угол наклона глаз. И так далее.
Причем оказалось, что каким-то деталям лица можно легко придать привлекательные очертания и пропорции. Например, женскому носу или рту. В то время как привлекательная форма глаз очень трудно поддаётся "формализации". Поэтому авторам данной работы пришлось брать "готовые" красивые глаза, от реально существующих красивых женщин. Очевидно, что только что озвученные наблюдения теперь требуют строгого научного подтверждения (или опровержения), в соответствующих научных исследованиях. То есть, необходимы дальнейшие исследования в этом направлении. Где например, будет тестироваться привлекательность уже не всего лица, а конкретных деталей этого лица, с попыткой определить наиболее привлекательный вариант этих деталей.

Уже имеются исследования, в которых тестировались наиболее важные пропорции человеческого лица. Например, уже осуществлен поиск идеального расстояния между глазами, а также между носом и ртом [31]. Эти пропорции, действительно, очень важны и способны резко изменить привлекательность человеческого лица. Поэтому "идеальные пропорции" этих признаков были достаточно легко обнаружены в ходе соответствующего научного исследования, даже несмотря на некоторую небрежность методики [31].



Рисунок 26. Результат поиска идеального расстояния между ртом и носом, а также идеального расстояния между глазами, из работы [31].

Вероятно, теперь следует сосредоточить внимание и на других привлекательных чертах. В том числе, на самых мелких. Целый ряд мелких признаков привлекательности уже озвучен (интуитивно) современными пластическими хирургами. Можно теперь попытаться проверить эти интуитивные выводы в соответствующих научных исследованиях. Например, попытаться найти "идеальный разрез глаз", "идеальный кончик носа", "идеальную форму губ" и так далее. Хотя со статистически значимым подтверждением привлекательности мелких деталей лица могут возникнуть трудности.

В целом, уже почти очевидно, что привлекательность человеческого лица обеспечивается большим числом разных черт и пропорций, заметное число которых в усредненном лице либо вообще не отражено, либо эти признаки не соответствуют тем значениям, которые демонстрирует "среднее лицо". Именно поэтому определенные женские лица и оказываются более привлекательными, чем усредненное лицо.
Похоже, наиболее цитируемые сегодня гипотезы привлекательности ("среднего лица" и "симметричного лица") акцентируют своё внимание на таких аспектах привлекательности, которые вносят в итоговую привлекательность человеческого лица либо неполный вклад ("среднее лицо"), либо совсем малый вклад (симметричное лицо).
Можно предположить, что в вопросе привлекательности человеческого лица справедлива предложенная здесь "гипотеза набора привлекательных черт", а не гипотеза "среднего лица". И уж тем более, не гипотеза "симметричного лица".

Следует еще раз отметить, что практически все перечисленные выше подробные детали человеческого лица, которые могут усилить (или наоборот, ослабить) его итоговую привлекательность, уже озвучены современными пластическими хирургами. Например, пластические хирурги сегодня выделяют целый ряд мелких черт в одном только кончике женского носа, которые могут повысить (или наоборот, понизить) итоговую привлекательность женского лица. Мы считаем, что пластические хирурги (а также многие художники и дизайнеры) чисто интуитивно продвинулись в области познания физической привлекательности гораздо дальше, чем современные ученые, специалисты в области человеческой привлекательности. Таким образом, исследователям еще есть, куда стремиться.

Более того, похоже, современные биологи в данном вопросе вообще ушли не туда. Сосредоточившись на поисках чисто биологических причин человеческой привлекательности. Вроде "наличия паразитов" или "демонстрации способности добывать пропитание". Вряд ли такие мелкие детали лица, как например, форма носа (или даже форма кончика носа), которые несомненно влияют на привлекательность человеческого лица, имеют какое-то биологическое значение. Скорее всего, такие признаки биологически нейтральны. При этом они часто достаются просто от родителей. Или являются результатом комбинативной изменчивости. Еще мы знаем, что иногда чуть ли не целые народы имеют определенную, характерную форму носа (или даже форму кончика носа). И рассуждения о том, что целый народ может демонстрировать "более высокую склонность к паразитам...", или "низкую способность добывать пропитание..." этим своим особенным кончиком носа (!) выглядят чрезвычайно забавными. Остаётся только удивляться, с какой серьезностью современные биологи сосредоточились именно на подобных (эколого-эволюционных) гипотезах человеческой привлекательности.

современный социал-дарвинизм, красота женского лица, Проблема физической привлекательности

Previous post Next post
Up