Совсем недавно в разговоре со знакомым Василием Ивановичем коснулись темы о начальной школе царской России.
Он уверен был в том, что рабочий и крестьянин в Российской империи не мог получить начальное школьное образование.
Урок в начальной школе
Школы в Российской империи имели место быть, и они делились на две категории: одноклассные и второклассные.
В одноклассных школах ученики обучались - 2 года, а во второклассных - 4 года.
Если у ученика имелась подготовительная база знаний, то по аттестации 4 года заменялись 3-летним обучением в школе.
Также имел место быть сокращенный курс обучения в школе - грамоты, где срок обучения составлял несколько месяцев.
К вышеперечисленным школам имели доступ, как крестьяне, так и рабочие (мещане).
Дети крестьян и рабочих окончившие второклассные школы с 4-х годичным обучением могли дальше продолжить обучение в других образовательных учреждениях, либо в качестве учителей преподавать в школах - грамотах.
В школах 19 века преподавали ученикам: письмо, чтение, арифметику, историю церкви и страны, краткому катехизису, церковному пению и молитвам.
Затем к 20 веку в школьных уроках произошли изменения, в число предметов вошли: русский язык, чистописание, арифметика, природоведение, география, рисование, черчение, церковнославянский язык, закон божий, церковное пение и трудовое обучение.
Под трудовым обучением подразумевалось обучение ремеслу: переплетное дело, столярное дело, слесарное дело и т.д.
Лучшим ученикам ежегодно выплачивалась стипендия в школе по пять рублей.
Пять рублей по меркам царской России в 1901 - 1904 годах, это были приличные деньги.
Питирим Александрович Сорокин, 1917 год
Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - русский и американский социолог, культуролог, педагог и один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности в автобиографической книге "Дальняя дорога" о гамской второклассной школе (Коми край) вспоминал (обучался с 1901 по 1904 год):
Победоносно пройдя все тесты, я был принят в школу, и мне положили стипендию в пять рублей, которыми оплачивались комната и стол в школьном общежитии за целый год. (Как фантастично это звучит в сравнении с современными ценами и стипендиями!).
Поскольку мне удавалось быть лучшим учеником, стипендия в пять рублей предоставлялась мне все три года учебы.
Эти пять рублей уплачивались за жилье и питание в течение девяти месяцев учебы. В остальные три месяца я зарабатывал на жизнь самостоятельно, занимаясь прежним ремеслом вместе с братом и помогая дяде и тете на сельских работах.
Три года в школе заметно увеличили мои знания, обогатили мой культурный уровень, пробудили склонность к творчеству и сформировали мое мировоззрение.
Второклассная школа открыта в 1889 г. Своего здания не имела, преподавание велось в доме священника. Второклассные школы созданы также в Сизябске, Пыелдине и Деревянске (территория Коми края). Здание школы построено в 1901 г. по проекту инженера Дружинина. Занятия в новом двухэтажном деревянном здании начались 28 октября 1901 г.
В число предметов входили закон божий, церковнославянский язык, чистописание, арифметика, природоведение, русский язык и церковное пение.
В качестве трудового обучения преподавали столярное и переплетное дело. В 1918 г. Гамская второклассная школа преобразована в начальную. В 1901-1904 гг. во время учебы Сорокина школой руководил священник Гамской церкви И. С. Покровский, а старшим учителем был А. Н. Образцов, оба люди замечательно образованные и талантливые. Александр Николаевич Образцов провел в Гамской школе 15 лет, в народе так и говорили про нее - "Образцова школа".
По окончании начальной школы можно было продолжить обучение в семинарии, гимназии, техническом или реальном училище.
А при желании в дальнейшем студент мог продолжить обучение в институте и университете, как это сделал Питирим Александрович Сорокин.
Начальная школа Российской империи
К 1914 году количество школ по всей Российской Империи умножилось более, чем в несколько раз.
На примере Новониколаевска (Новосибирск) 1910 года по инициативе городского головы В. И. Жернакова за два сезона построили -
базарный корпус и 13 городских школ различной вместимости.
По переписи от 25 января 1910 года число жителей Новониколаевска достигло 52695 человек, из них - 4130 детей. Обучением должно было быть охвачено 3776 детей.
В 1911 году всеобщее обучение в Новониколаевске было введено, а в 1913-м город признали лучшим в России по организации начального школьного образования.
Из-за Первой Мировой Войны (1914-1918г) не смогли своевременно провести реформу в школьном образовании по всей территории Российской империи, вводя в обязательное образование начальную школу.
Впрочем, аналогичные примеры со школьным образованием имелись и в Западной Европе, кроме того на заводах и фабриках в Европейских странах использовался детский труд.
Источник:
Ходили ли дети крестьян и рабочих в школы царской России
Спасибо за чтение. Всем мира и добра.