Коллективное сознание Китая

Aug 17, 2019 18:52





Важнейшей частью российской традиции было отношение к китайцам как к некой однородной массе, в которой растворялась индивидуальность каждого. Не случайно применялись эпитеты «толпа», «муравьи», «саранча», «гнус».

Пугающую картину рисует публицист «Современника» А. Вережников:


«Китайская толпа в синих лохмотьях, с одинаковыми безбородыми, безусыми желтыми лицами, бредет, куда глаза глядят. Не сговаривается, не спорит, не противоречит, переговаривается одинаковыми шипящими, чиликающими голосами. И нет в ней предводителя, зачинщика, человека выше всей этой толпы на целую голову... В ней нет гордых, смелых, отчаянных голов. Все фигуры в китайской толпе по одному образцу, как фабричное изделие». «Толпа поднялась. Расползлась по косогору, заполнила пустое пространство и валом повалила к месту работ».

«Но в этом равнодушии, полусне и полудремоте чувствуется терпеливое выжидание момента, скрытая настороженность. И кажется, что вот-вот они зашевелятся все разом, задвигают желтыми белками, поднимутся и пойдут. И будут идти. Из десятков вырастая в сотни, из сотен в тысячи. И все будут идти и идти, плодясь и размножаясь».

Общество

Previous post Next post
Up