Здравствуй, Русь-матушка, приветствую всех, кто читает мой журнал, друзья мои! Творческая пауза несколько затянулась по причине большого объёма практических работ. Сейчас чуть полегче.
Ну что, друзья мои?
Чёрный бриллиант. Из России с любовью.
На днях мне довелось посетить интереснейшее мероприятие, а именно «Hi-Fi, Hidh End Show 2013», проводившийся в отеле «Аквариум» Крокус Сити Холла с 11 по 14 апреля.
На выставке были представлены инсталляции «законодателей звука», позволяющие в полной мере окунуться в мир музыкальной гармонии и ощутить полный эффект присутствия как на концерте «Pink Floyd», так и в камерном зале консерватории, при прослушивании Моцартовских сонат. При всём обилии информации, сваливающейся на посетителей выставки при посещении, грамотная организация процесса исключает бестолковое броуновское движение и вносит гармонию в плавные перемещения посетителей по залу.
Музыкальные кабинеты смонтированы вдоль стен по всему периметру небольшого зала. Стоит отзвучать музыкальному произведению на одном из выставочных стендов, посетители перемещаются в следующую зону, где принимающей стороной уже включается музыка. Посетители обходят зал по часовой стрелке, имея полный доступ к осмотру и, конечно же, к прослушиванию музыкального наполнения. А послушать, поверьте, было что.
Перемещаясь вслед за основной массой посетителей, я поочерёдно слушал убойный хэви метал и блюз, рокабилли и хард рок, зажигательное диско и знойный реггей и, конечно же, классику. Много классики в исполнении лучших музыкантов планеты под управлением лучших дирижёров мира. Это было не просто великолепно. Это было ощущением музыки. Её прикосновением. На очередном стенде отзвучала тема любви из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Её исполнял Оркестр Кировского театра оперы и балета под управлением маэстро Гергиева Валерия Абисаловича.
Уже отзвучали последние ноты, невесомо растаяв где-то в невыразимой дали, опустел стенд, проводив гостей к следующему экспонату, а я всё стоял и слушал. Вернее, угадывал растворившийся в эфирах мотив. Совершенно естественным был мой интерес, проснувшийся к музыкальной системе, сумевшей поразить меня своим мягким, но необыкновенно насыщенным и убедительным звучанием. Подойдя поближе к стойке с аппаратурой, я внимательно рассмотрел это великолепие вблизи.
Первое сравнение, пришедшее мне на ум - «Чёрный бриллиант». Именно так. Безупречное сочетание филигранно выверенной брутальности; чёрной, словно глубокая ночь, загадочности с бриллиантовым блеском на углах и поверхностях. Музыка, воплощённая на тактильном уровне. Я не смог удержаться от соблазна провести рукой по поверхности акустической системы и лицевой панели усилителя. И тут мой взгляд зацепился за надпись «RusAudio model 2.0». Не веря глазам своим, обхожу стойку с тыла и на задних панелях компонентов системы читаю «RusAudio Systems. Made in Russia».
Честно говоря, согрело невероятно. Особенно порадовало и глаза и сердце клеймо, выбитое на одной из электроламп - «ОТК-3». И вспомнился мне рассказ одного моего хорошего знакомого, инженера-электротехника, о том, что когда «всё прогрессивное человечество» в лице западной цивилизации, оседлав транзисторные конвейеры, начало безудержными темпами клепать силиконовые мосты, приведя к буму развития технологии Hi-Fi, электроламповое производство тихо и без траура скончалось само по себе, сдав позиции напирающей транзисторной революции.
Так из музыки исчез живой звук. Ну не дают цифровые источники, устройства воспроизведения и кремниевые усилители того самого, настоящего, тёплого живого звука, выразить который могли только электроламповые схемы. Так начался бум техники, класс которой позже назовут «High End» - выше крыши, что, безусловно, соответствует наилучшему определению качества звука. Но электроламповое производство уже давно перепрофилировано на прокорм транзисторно-тиристорного монстра, что соответственно вызвало небывалую дороговизну электроламп. Весь Запад в те годы экспортировал электронные лампы из СССР, который, таким образом, и не дал умереть действительно качественному, высококлассному звуку. Несколько позже, в Европе и Америке, в ограниченном количестве было восстановлено производство электронных ламп. Отсюда невероятная дороговизна аппаратуры класса High End и её, по сути, штучное производство. А счастливых обладателей Нigh End систем, можно без всяких сомнений отнести не к меломанам, а к аудиофилам. Это представители особой касты приобщённых к «высокому звуку» людей, которые больше никогда не смогут слушать музыку Hi-Fi класса.
Мои размышления прервал приятный голос: «Я могу вам чем-нибудь помочь?»
Так я познакомился с Александром Михайловичем Кудрявцевым - главным инженером российской компании «Starlingbox», из содержательнейшей беседы с которым, выяснил для себя множество интересных подробностей.
Ну, во-первых, компания образована группой лиц «по интересам». Все люди - безусловные поклонники музыки, технари, имеющие серьёзное музыкальное образование. Т.е. это - команда профессионалов-практиков, точно знающих о том, как должна звучать музыка и, более того, имеющие чёткие представления о том, как реализовать это звучание в технических решениях.
В основе деятельности компании лежат авторские разработки, запатентованные во всевозможных патентных организациях, основанные на глубоком знании физики звуковых волн, процессов образования и модуляции звука. Наличие чёткой научно-технической концепции в основе деятельности компании, утверждает её не только в роли производителя, но и, что особенно ценно, в роли разработчика технологий, за которыми, как было известно во все времена - будущее. Базовая концепция и метод построения полиампинговых аудиосистем включает в себя глубокое понимание процесса формирования не просто звукового, но музыкального сигнала (это важно) и методав оценки звуковоспроизводящего тракта. Всё это объединяется глубоким системным подходом в решении поставленных задач и (вуаля!) волшебный звук на выходе. Как просто изложить это в несколько абзацев на бумаге! Гораздо сложнее реализовать эти грандиозные замыслы на практике, чем, довольно таки успешно, и занимается компания «Starlingbox».
Вся продукция компании является, по своей сути, настоящим произведением искусства, поражая не только чудесами технических решений High End класса, но и дизайном, позволяющим вписать технику в любой интерьер, удовлетворяя самые изысканные запросы эстетов.
Производство, как я уже и говорил, штучное. Все работы по сборке производятся на производственных мощностях компании (только!) вручную. Перед сдачей комплекса заказчику, полный прогон и проверка аппаратуры во всех рабочих режимах. Доставка, монтаж системы по месту установки. За год компания производит не более десятка комплектов оборудования, так что двух одинаковых (кроме производственных показателей и технических характеристик) - не существует в принципе. Стандарты компании традиционно высоки, впрочем, как и всё, что касается High End техники.
Единственный «вражеский» компонент системы, который я усмотрел - источник сигнала. В этом качестве эксплуатировался проигрыватель Super Audio CD «Esoteric», «принадлежащий перу» японской Teac Corporation.
Под самый занавес беседы я не смог удержаться от того, чтобы не задать вопрос, волнующий меня с самого начала:
- Александр Михайлович, а какова итоговая стоимость вашей системы «под ключ» для заказчика?
Ответ моего собеседника меня поразил:
- Около одного миллиона двухсот тысяч… - И через короткую паузу добавил, - Рублей.
Учитывая, что на соседнем стенде демонстрировалась система, состоящая из компонентов иностранного производства, стоимостью 450-500 тысяч долларов, удивление моё не знало границ. Посмотрев на моё изумлённое лицо, Александр Михайлович улыбнулся:
- Видите ли, Александр, если бы с нами ещё работали инвесторы, рассчитывающие на долгосрочные вложения, а не из когорты тех, кто готов вложить сегодня, чтобы удвоив прибыль, изъять из оборота уже завтра, мы бы смогли ещё удешевить свою аппаратуру. Как Hi-Fi, она в любом случае стоить не будет, но сделать технику класса High End доступной среднему классу мы вполне могли бы себе позволить, выпустив, так сказать, «в массы» звуковоспроизводящую технику высочайшего класса.
- Впрочем, без приятных исключений не обходится, что уж тут прибедняться. Хорошо, что и среди представителей серьёзного бизнеса есть энтузиасты, понимающие и чувствующие Музыку. Вдвойне приятно, что это представители русского бизнеса. Это замечательно, что российские бизнесмены вкладывают деньги в российские технологии, а не выводят их за рубеж. Но таких, к сожалению, пока ещё слишком мало. Разработка технологий требует немалых средств. Но, хочу заметить, что те, кто вкладывает здесь, на Родине - это лучшие представители российской бизнес-элиты, на которых должны равняться все остальные, а там, глядишь и вырастим целую бизнес-культуру, считающую зазорным и недальновидным вывод денег из страны.
В конце нашей беседы мне были продемонстрированны почётные дипломы с выставок разных лет. И, кстати, в этом году без Диплома тоже не обошлось.
А вот и комплектация лучшего русского звука:
Я уходил с выставки, обуреваемый противоречивыми чувствами. С одной стороны - это была безусловная гордость за людей, которые живут и трудятся в нашей стране. За моих соотечественников, которые, не смотря на укрепившийся за Россией имидж сырьевого придатка Запада, продолжают не только «качать недра», но и творить, и созидать, находя новые научно-технические решения и совершая новые открытия.
С другой стороны, меня не покидал вопрос (хотя ответ на него, мне, в общем-то, и так известен), ну почему? Почему в России так мало предпринимателей, фабрикантов, заводчиков, купцов и меценатов, коими всегда славилась матушка-Русь и так много денежных мешков, не работающих на благо своей страны, позволившей им эти самые мешки заработать? Почему они не делают перспективных вложений в развитие науки, техники, социальных программ и видят выгоду только в операциях «купил-продал», банковских спекуляциях, биржевых махинациях и торговле, по сути, воздухом? Определённо, пора что-то менять. Хватит быть сырьевым придатком. Пусть «заграница» покупает наши «Чёрные бриллианты», а не неогранённые камни.
До встречи, друзья, пойду посмотрю чем ещё смогу вас порадовать. Желаю вам всяческих благ и триумфального окончания рабочей недели. Ещё "увидимся".