Все посты этой серии будут содержать иллюстрацию из Inferno художника Wayne Barlowe. Потому что так надо.
Last night I stayed up late playing poker with Tarot cards. I got a full house and four people died.
(Американский комик Steven Wright)
Если человек никак не хочет поверить в ваш гуманизм, то можно его для начала пытать, пытать, а потом взять и отменить пытки
(Из этих ваших интернетов)
Мало кто тут это знает, хоть об этом я уже намекал, но в относительной молодости я довольно плотно интересовался и занимался теорией игр применительно к планированию и ведению дипломатических отношений, и их наиболее комплексному варианту, сиречь боевых действий. То есть отвлетлением той опасной ереси науки, за которую получили нобелевку Джон Форбс Нэш-младший и Томас Шеллинг. О Шеллинге ещё поговорим, но непосвященным достаточно сказать что он в некотором смысле виноват в том, как наша армия вынуждена воевать на Украине, и как не воюет армия его родины (в том числе и на Украине). И что главная критика в отношении теории игр является ее главной фишкой: теория игр относится к предсказательным методам в той же степени как таро относится к техникам гадания - преимущество заключается в логичной обоснованности всех вариантов интерпретации и отсева невозможных (полу-шутка). Если короче, то теория игр вам всегда расскажет, как был логичен ваш «гениальный» выбор, независимо от результата.
Другая фишка теории игр состоит в том, что под предлогом (и прикрытием) ее изучения, взрослые дядьки, сохраняя умный вид, могут заниматься всякой всячиной, которая не наскучила или которой не хватало в детстве, например клеить виртуальные танчики, смотреть на социальные аспекты битв в EVE online или разрабатывать системы комплексной связи автономных дронов для, скажем, Lockheed Martin. При этом получая научные степени и прочие премиальные. Это немаловажный и серьёзный аспект этой деятельности - общество, которое платит баснословные деньги спортсменам или «музыкантам» обязано также думать о гонорарах теоретиков и историков «музыки». Если общество хочет выигрывать в игре, конечно, а не просто участвовать.
Но вернёмся к нашим баранам, или точнее, колоде карт.
Много лет тому назад, когда Башни уже рухнули как карточный домик, но техасский сын сбитого летчика ещё не вторгнулся в Месопотамию, я находился на территории одной ближневосточной страны в рамках очередного «повышения квалификации» и оптимизации личной привлекательности на «рынке труда». Сразу оговорюсь, что в той квалификации я повысил лишь личные расходы, по причине ещё не испорченной личной привлекательности и культурным путешествиям по интересным местам в компании симпатичной особи итальянской национальности, которая тоже решила «повышать квалификацию» предпочтительно extra muros здешнего факультета. Гусарам предлагается ржать на плацу, на этом романтика тут прекращается.
В течении этих перемещений по территории древней жемчужины Прекрасного Востока, где как любой уважающий себя белый человек я тусил в основном с такими же белыми пост-колониалами (а что от местных то узнать, они даже справочников не читают), я встретил будущего очень хорошего друга, который тогда прозябал в качестве рядового (не совсем) служаки на территории посольства своей страны в этой древней Колыбели Цивилизации. Будущий друг очень скучал о двух вещах: нормальному Рождеству с снегом и без кондиционера и запаху жаренного бейкона по утрам. Собственно на этом мы и сошлись.
А также на теории игр.
Парень реально подсел на это ещё до матфака родной альмы матер (речь идёт о службе в артиллерии) и был невероятно начитан на тему. А теория игр, если серьезно залипли, привозит в вас в такие дебри, о существовании которых вы и подразумевать не можете, так что с моим будущим другом мы в завершение вечеринки уже всех достали, споря о поведении Гамлета и его логичного исхода. А потом, годами спустя, он мне рассказал одну байку, которая оказалась правдой.
Предвосхищая вопросы от гусаров и любителей гачимучи, с моим другом все хорошо, со мной тоже, и мы еще в прошлом году вместе отмечали одновременно и рождение его пятого ребёнка (от третьей жены), и его «почетную отставку». У человека свой взгляд на будущее его страны и нормальная карьера позволила ему обеспечить себе и близким нормальное будущее, с высокой долей вероятности (если верить теории игр).
Но независимо от того что нас соединяло и разъединяло в последние десятилетия, друг помнил чем я тогда интересовался. И в отличии от меня, у него все это было по-звериному всерьёз - он стал одним из ведущих специалистов в своей области.
А ещё он стал известным коллекционером всяких сказаний, историй, фактов, объектов и артефактов по теме. Частично по долгу службы, но больше по душе. А душа у него вполне здоровая и упакованная в полный доспех рационализма.
Так что когда я получил от него лаконичное сообщение «помнишь наш спор? 7651 is real » я не мог пропустить это мимо ушей.
(Продолжение завтра).