Сегодня на европейском салоне бизнес-авиации (EBACE) швейцарская компания Пилатус (Pilatus Aircraft Ltd.), в.т.ч. знаменитая своими турбовинтовыми учебно-тренировочными самолетами PC-12, PC-21 и транспортно-пассажирским турбовинтовым РС-12 (знакомые российским клиентам аэрокомпании Dexter), представила Пилатус PC-24, свой первый бизнес-джет, а также по совместительству свой первый реактивный самолет за последние 50 лет.
Бизнес-джет РС-24 может вместить до десяти человек. Первый полет намечен на конец 2014 года. Строить РС-24 будет подразделение Pilatus Flugzeugwerke AG, г. Штанс. До сих пор швейцарцы держали облик нового самолета в секретности. РС-24 должен стать первым бизнес-джетом в мире, в стандартном исполнении оснащаемым грузовой дверью. РС-24 также оптимизирован под короткие ВПП.
Председатель правления Оскар Швенк убежден, что PC-24, как и Pilatus PC-12, найдет свою нишу. "PC-24 представляет собой совершенно новое развитие. Нет других бизнес-джет на рынке, который имеет те же преимущества." Он гораздо лучше, чем предыдущие самолеты малой авиации, способен выполнять задачи как перевозчик грузов.
По прайс-листу, РС-24 оценивается в всего 8900000 долларов. Двухмоторный реактивный самолет будут доступен в различных конфигурациях. Среди них ВИП-версия от 6 до 8 пассажирских мест, региональный транспортник на 10 мест и специальные компоновки (для медицинских и патрульный служб итд.).
Два двигателя Williams FJ44-4A обеспечивают дальность на 3,330 км. на крейссерской скорости 786кмч
По материалам Neue Zürcher Zeitung
http://www.nzz.ch/aktuell/panorama/zivilluftfahrt-pilatus-praesentiert-businessjet-pc-24-als-sein-neues-flaggschiff-1.18084734 Конечно это все очень красиво и замечательно, скажете вы, но при чем тут Россия в заголовке?
А вот почему:
Компьютерно-графичный РС-24 взлетает с грунта
Особая (для бизнес-джетов) компоновка нового Пилатуса, с высокорасположенными двигателями, позволяет ему совершать взлет и посадку с грунтовых полос без риска повреждения двигателей, лопаток итд. камнями, песком и прочими вкусностями (FOD). Это первый бизнес-джет, специфично созданный для эксплуатации в том числе и с таких ВПП и один из главных его маркетинговых "фичей".
Рендерный РС-24 взлетает с реальной австралийской грунтовой полосы.
На рендерах угадывается мощная механизация крыла и усиленное шасси, унаследованное от младшего брата - турбовинтового РС-12.
Известно, что прошлое рукводство МО РФ зондировало швейцарцев по теме продажы опытной партии и совместного производства УТС РС-21, по праву считавшимся одним из лучших и современных в мире (если не лучшим) самолетом первичной тренировки летчиков ВВС (со стороны России в переговорах также якобы участвовали структуры известного предпринимателя Вексельберга, который швейцарцам в первую очередь известен как совладелец выскокотехнологической фирмы Oerlikon). Однако сделка была сорвана еще на ранней стадии вмешательством США - двигатель РС-21 является американской интеллектуальной собственностью и поставка сверхсовременного УТС российским военным структурам понимания за океаном не встретила. По причине положений американского и швейцарского законодательства о экспортных ограничений техники и изделий dual use, сделку сочлу слишком рискованной, а последующие кадровые изменения руководящего состава МО РФ поставили крест на этих планах.
Однако сугубо гражданский бизнес-джет - не военный учебный самолет, который по желанию можно оснастить и ударным оружием (о чем не забывают напоминать швейцарские парламентарии, озабоченные поставками УТС Пилатуса в беспокойные регионы мира). В России ниша ВИП-транспорта фактически занята исключительно либо относительно современными западными образцами летной техники, либо модификациями пассажирских самолетов советского периода (Ту-134, Як-40-й линейки, частично Ту-154М в госструктурах). Последние хоть и не стремительно, но стареют и уступают специализованным современным средствам ВИП-транспорта, первых же в российских условиях эксплуатировать "на всю катушку" чревато, и ВПП низкого качества им заказаны.
При этом платформ нужной размерности и дальности, способных поспорить с классическими бизнес-джетами малого и среднего класса западного производства, в России фактически нет, хоть и создавались эти самолеты не для России и не для российского климата и прочих особенностей эксплуатации ЛА в РФ. Вот и летают "бедные бизнесмены" на чем Бог послал, от старых Лирджетов до "запрещенных" Ту-134, от Сургута до Калуги, а в Париж - извольте пересаживатся на Фалькон или Gulfstream. Вот и Управление делами Президента вынуждено снижать уже достаточно приниженную популярность Дмитрия Анатольевича путем закупки продукции от Дассо, чтобы на Курилы было чем осуществить посадку. При этом стильные, нежные и хрупкие Фальконы и прочие Глобал Экспрессы для различных служб спасения, эвакуации итд в российских условиях являются или переразмеренными, или слишком дорогими, или просто неприспособленные (а чаще всего все сразу).
Так что не зря швейцарцы настаивают на тот факт что РС-24 - сугубо гражданская машина (казалось бы, кто сомневался), и педалируют тему грунтовых полос, высокорасположенных двигателей (так дорогих нашим любителям "безвинно убитого ужасным Погосяном" Ту-334), погрузочной рампы и прочных шасси.
Еще фото: