Ох, ребят, я уже почти умер в
кино-рулетке, но добрый конь-целитель отвел пулю по касательной у виска (да, меня слегка задело, у меня теперь стальная пластина в черепе, но я надеюсь, если что, она поможет мне спастись в случае нападения инопланетян) и дал мне второй шанс на спасение. Но надо было пройти через самое суровое испытание в моей жизни, посмотреть индийское кино "Причина, обсуждение и история".
Спасибо комраду
ya_doran, который любезно предоставил мне в распоряжение этот фильм, уж не знаю, где он его нашел. Я опять сотворил мини-подвиг, смотрел на индийском (!!!), с английскими сабами. Кстати, это первый совершенно сознательно и по доброй воле посмотренный мною индийский фильм и третий вообще фильм за последние 12 часов. Но сам виноват, по русской доброй(злой!) традиции дотянул всё до последнего дня.
Слева вы можете видеть, собственно, слова/духи/образы/людей в трикошках(нужное подчеркнуть), которые представляют, как я понял, искомые "причину, обсуждение и историю", иначе их безмолвное и танцующее присутствие в фильме я никак не могу объяснить. Перед ними трижды за фильм появляются они и старый дед, и камера при этом дрожит такой мелкой рябью, что я не решился показать его скриншот, чтоб и у вас глаза не начали болеть, как у меня. Это какой-то мудрённый индийский спецэффект семидесятых годов, что-то видимо, означающий. Кто этот дед, о чем пляшут эти трое нечто (людей, кого я обманываю?!) история умалчивает (ахах, какой изысканный каламбур), я для себя решил, что это что-то вроде карлика в черном вигваме из одного известного и лучшего сериала всех времен по моей версии (кто понял откуда, +2 к карме).
Дальше нам показывают главного героя, его имя вы узнаете в конце фильма (как будто вы будете его смотреть, ага!), по совместительству режиссера, сценариста и композитора данного опуса Ритвика Гатака. Вот он справа (все картинки подписаны и кликабельны). Он конченый пьяница, продает книги и вентилятор за выпивку, и жене надоело это терпеть, она с сыном его бросает. Её кузен, чьего имени я не воспроизведу, уносит что-то продавать, потому что наш герой (я буду называть его Шурик), опять хочет выпить, а приводить свою жизнь в порядок ему просто не интересно. Тут приходит мега-красивая по индийским меркам мать то ли Айшварии Рай, то ли Фриды Пинто (шучу, но девушка красивая, губастая такая), и говорит, что ей некуда идти, она пришла из Бангладеша, её как-то зовут, а тут дверь была открыта, возьми меня к себе, я всё умею делать. Возвращается кузен, приносит пойло, говорит, что их скоро выгонят из дома, за него некому платить и все уходят. В это время еще был флэшбек Шурика, где он поет и пляшет с бывшей женой по горам Бангладеша, и она поет как "листья лотоса уносило ветром и рекой, но солнце так сияло и звуки музыки разносились среди гор" (господи, зачем титрами переводить песни?!) и тут я понял, что моя жизнь уже никогда не будет прежней.
Ох, я не знаю, стоит ли пересказывать этот фильм дальше, не то чтобы он плохой, намечается сюжет, в принципе, почти все поступки и линии понятны, некуда идти, пойдем на улицу, негде спать - заночуем в парке. Но всё это так странно и нетрадиционно для моего понимания, что мне кажется, что либо я смотрю чей-то двухчасовой сон, либо какой-то жуткий микс фильмов "Страх и ненависть..." Гиллиама с документальным видовым фильмом об Индии. Ладно, герои то и дело начинают петь невпопад, и это наверно, мюзикл, да?! - к этому можно привыкнуть, Индия же, и поют, признаюсь, хорошо, душевно. Но тут есть странная манера давать эхом некоторые реплики, что у меня вызывает странные эмоции, есть манера главгероя повторять некоторые слова раз пять кряду, есть его же и других манера вставлять английские словечки в речь. Ну и порой все это прерывается то видовыми съемками, то кадрами с какой-то войны с повстанцами (я честно, не в курсе), то народным фестивалем с традиционными масками. Иногда герои начинают обсуждать пураны (спасибо нету, это древнеиндийские тексты на санскрите), потом обсуждают, что санскрит - забытый язык, и тут же, как я понимаю, на нем говорят, ибо эти куски остались без субтитров. Кстати, в течение фильма было много таких случаев, я подумал, чтоб не расстраиваться, что так и надо.
По сути, это типичное роуд-муви, и я продолжаю писать о нем, чтобы больше влезло забавных картинок оттуда, с (как мне хотелось бы) забавными же моими подписями. Герои, которых постепенно становится четверо, идут к некой точке назначения, о которой, мне кажется, даже им было неизвестно до самого конца и, чтобы добить меня, кидаются названиями известных для них индийских писателей, художников, а потом вообще рассуждают о марксизме, Ленине, Геваре и Мао. Вся эта атмосфера фильма напоминала мне то фильмы Андерсона (очень лестно!), то книги Рю Мураками (ну или какую альтернативу вы любите читать в серии с оранжевой обложкой?). Если бы не "гениальные" отыгрыши актёров, странный монтаж и операторскую съемку, те странности, о которых я писал выше, то фильм бы даже мне нравился, но, к сожалению, я смотрел его, будто делал работу, впервые понимая участь кинокритиков, которым "нужно" иногда смотреть фильмы.
Когда внезапно фильм оборвался и начались странные местные праздники в костюмах, там вроде изгоняли духа тигра, люди в костюме обезьян сосались, а другие вещи я даже не могу описать, а потом также внезапно фильм продолжился, без объяснения того, что это было, я уже почти отчаялся. Хорошо хоть, во время этого карнавала все молчали и титров не было, это значительно ускорило процесс просмотра (на самом деле совсем на чуть-чуть). Короче, нелепости в фильме на порядок выше, чем хороших моментов. Так, герою осознать, что надо что-то менять в жизни, помогает песня той девушки с губами из Бангладеша, он сам ей так и говорит. Потом они отправляются к его жене, хотя муж ни хера не изменился и привел с собой голодных ртов, и так же бухает, как раньше, она его принимает и говорит - оставайся, отдохни, - а он, - я так устал, мысленно устал, мне надо в лес, принеси мне утром еды. - Окей, - говорит логика, - я зайду завтра.
В лесу местные партизаны, они почему-то разрешают вечно старому, вечно пьяному Шурику остаться с ними, хотя вот-вот нападут враги. Ну а что, сам пришел, есть не просит, про Марксизм говорит. Дальше мы узнаем причину (наверно, надо же как-то соответствовать названию) того, почему герой - алкаш, и ничего не хочет. Он пьет, чтобы у него не было желания взять в руки оружие и бороться с несправедливостью, царящей в стране. Ну то есть чтобы не задумываться о том, что в мире происходит. Мда, глубоко, наверно. Потом начинается сцена из Апокалипсиса сегодня, только в бюджетном варианте, кто-то умирает, кто-то выкашивает с пулемета воздух, кто-то бросает дымовые шашки вместо гранат, м-окей. Наш герой внезапно встает из положения сидя (не спрашивайте, что он там делал, я без понятия) кричит своей жене, которая тоже не слышит выстрелов, по ходу, и вместе с сыном приперла ему обещанную еду, конечно же, герой ловит пулю, минут семь умирает в муках по Станиславскому, говорит жене своё имя (зачем?) и потом появляются те "три грации" в черном и крупным планом рожа "дрожащего" старика.
Вот такой беспощадный индийский арт-хаус. Для понимания которого надо знать древние индийские тексты, их культуру, философию, живопись, необходимо еще знать марксизм, ленинизм и символизм. Ну и смириться со странными внезапными песнями, кадрами длиной меньше доли секунды (о, йееее!) и странными отыгрышами эмоций всех без исключения актеров, все постарались, все молодцы, главгерой в лучших традициях Джонни Деппа, вечно говорит неразборчиво себе под нос и качается, как пьяный или под кислотой. То, что это семидесятые, ничто в кадре даже не намекает, по манере съемок сороковые годы какие-то. Но будем снисходительны к странам третьего мира.
Но я не против такого опыта, мне кажется, каждый в жизни должен пройти через подобное, это как выпить кровь гадюки, или прыгнуть с парашюта; посмотреть до конца индийский арт-хаус, не выключить, и по возможности сохранить свой рассудок в целости - это достижение. Я же думаю, что в целом фильм - портрет того времени в Индии, а еще рассказ о потерянном поколении, к коему можно отнести нашего героя Шурика; в итоге, почти все нашли свое счастье, кроме героя, он даже не успел станцевать и спеть перед смертью, хоть, по его словам, и успел исправиться. За это наверно и признан критиками, наверно, в Индии подобного инди-роуд-арт-хаус-мюзикла-муви редко снимали, хотя я не спец, к счастью. Но были в Рулетке и худшие варианты, здесь хоть иногда ловил некоторый лулз, да и в посте поизгалялся от души, уже битый час пишу этот пост, вместо того, чтобы спать.
Вердикт. Суровый индийский арт-хаус в духе Линча и Гиллиама, который в остальном, кроме Индии, мире посмотрело вряд ли больше сотни человек. Лестно причислить себя к их кругу, иногда бывает полезно вот так вот посмотреть нечто эксклюзивное, а не "Голодную сойку". Вряд ли посмею кому-то рекомендовать, хотя определенная атмосфера и настроение у фильма имеется. Мне же третий раз подряд попался во втором фильме депрессивный конец. Надеюсь, после "трилогии звука" и "трилогии смерти" будет комедька какая-нибудь, вестерн там, мульт, на худой конец)) 6 из 10.