Синема - Пианино (The Piano, 1992)

Oct 18, 2018 22:10

Возвращается рулетка, проводимая altereos, на этот раз в центре внимания - фильмы - лауреаты Каннского фестиваля, получившие там главный приз - золотую пальмовую ветвь. В 93-м таковых фильмов было два - "Прощай, моя наложница", и выпавший мне "Пианино", также отмеченный и за игру центральной актрисы Холли Хантер. Фильм довольно известный, со звёздами в касте, я, конечно, не раз о нём слышал, но руки, как говорится, не доходили. Впрочем, довольно предисловия.



19-й век. Немая Ада (Холли Хантер) вместе со своей дочерью (Анна Пакуин) переезжает в Новую Зеландию к новоиспеченному мужу (Сэм Нил), и берёт с собой главное в жизни - прекрасное фортепиано, с помощью которого Ада как бы выражает свои чувства. Муж же не видит надобности в нём, и за неимением людей оставляет инструмент на берегу. Его сосед Бейнс (Харви Кейтель), видя, сколь необходимо фортепиано Аде, забирает его к себе, а потом приглашает её к себе давать ему уроки.













Ну что сказать, прекрасно разыгранная историческая драма с подтекстом и с претензией. Признаться, первый час на моём лице не промелькивало ни капли эмоции. Меня не трогала ни история, ни персонажи. Потом я уже проникся и понял, в чём замес. В том, что мелодии, играемые Адой, не просто так, а это её чувства, стихия, эмоция, это классная задумка, хоть и не сказать, чтоб новая или изобретательная. По истечении часа стал заметен и тонкий психологизм, либо закос под него, вырванная клавиша как вырванный палец, вообще взаимоотношения в возникшем любовном треугольнике. Интересно наблюдать за их нюансами и внезапными изменениями. Здесь, как бы, без претензий. Тем более какой собрали каст, и он отлично подошёл к истории. Хантер заслужила все свои награды, в том числе Оскар, играя глазами и лицом, без единого слова. Харви Кейтель соединил мужественность с чувственностью и ранимостью, я в таком амплуа его не видел прежде, а здесь он отлично вписался в любовную историю. Больше всего моих симпатий заслужила игра Сэма Нила, замкнутый, закрытый человек, который привык слушаться свою матушку или кто там она, делать всё как должно, даже фотографироваться в дождь, потому что так надо, хотя можно было и подождать хорошей погоды. Героиня так и не смогла к нему пробиться, а он так и не научился любить. Тоже сложный характер достался для воплощения, и Сэм Нил - наш любимый доктор Грант - великолепно с ним справился. Не меньшего внимания достойна и игра Анна Пакуин, на тот момент юной десятилетней дебютантки, она просто мастерски справилась с не самыми легкими для юной актрисы и просто ребёнка задачами и небезосновательно получила тогда Оскар. Что касается игры актеров, операторской работы, работы костюмеров и композитора - придраться абсолютно не к чему, буйная, страстная история о любви и ревности, такое ведь всегда будет актуальным.













Вот что касается второго дна, и есть ли оно здесь вообще, тут у меня сомнения. Без этого остаётся история одного адюльтера, но эти детали, как вырванная из инструмента клавиша с посланием и последующее наказание, намекнули, что фильм хочет казаться глубже. Что в этом фильме заглавное Пианино? Это страсть героини? Её голос? Её женственность, её чувства? Если так, то почему она под конец его похоронила в безмолвной пучине вод? Это было её безумие? Или её юность? Я вот честно не понял. Я думал, что всё, связанное с пианино, относится к страсти, к радости жизни. Герой Кейтеля понял это, полюбил в героине, и ему хватило мудрости использовать инструмент, чтобы влюбить в себя сложную интеллеактуалку и творческую личность. Но второго дна я не понял, если оно вообще есть. Это красиво как легенда, да, палец за клавишу, создаёт драму, напряжение, чувства, но... не понял до конца. Могла бы внести ясности история о Синей бороде, которую разыгрывали в фильме, но не внесло особо тоже. Там про любопытство. Скорее, тема фильма про то, что "женщина - тоже человек" и типа хватит уже терпеть этот патриархат и устаревшие ценности. Ну может. Стоял ли этот вопрос ребром в начале 90-х?! Больше некоторые кадры и само построение истории напоминает работу прилежного ученика (в данном случае, ученицы, Джейн Кемпион стала второй женщиной-режиссером, номинированной на Оскар, хотя само выделение такого факта пахнет сексизмом), вот у нас тут планы со смыслом, вот намеки на смысл в сюжете, вот цитаты классиков, вынесенные даже после титров, чтоб вы точно не забыли. "Есть молчание, где не было ни единого звука. Есть молчание, где не может быть ни единого звука. В холодной могиле на дне глубокого, глубокого моря". Эти слова Томаса Худа звучат как перед финальными титрами, так и написаны в самом их конце. Это, конечно, красивая цитата, но о чём она? Ощущение, что вообще весь фильм вырос вокруг этих слов, как кости, как скелет воздвигся вокруг неё, обрастая сюжетным мясом и операторской кожей, музыкальными волосами и актёрскими глазами. Это может о том, сколь много люди говорят, забывая о чувствах и внутреннем своём мире, возможно, и так.













Фильм, безусловно, красив, прекрасная музыка, центральную музыкальную тему я слышал и раньше, но не знал, что она отсюда, она роскошна, прекрасные интерьеры, изумительная операторская работа, великолепные актёрские перфомансы, чувственность, стихия, боль, любовь и страсть. Некие сцены сделаны так и вовсе шедеврально. Но не оставляет иногда чувство искусствености и прилежания, а в фильмах с подобной темой, которые как раз искусственности противостоят, это смотрится иноязычно. Впрочем, это моё досужее мнение. Фильм в целом известный и популярный. Во всяком случае, в начале нулевых был таким. Не думаю, что он кого-то разочарует из современного зрителя или того, что, как я, упускал его раньше.


Холли Хантер, Харви Кейтель, история, 1992, Джейн Кэмпион, Канны, Франция, мелодрама, Новая Зеландия, рулетка, Австралия, драма, Сэм Нил, 8/10, синема, Анна Пэкуин

Previous post Next post
Up