Рулетка, уже ушедшая в небытие, за окном падают медленно листья, ветер качает ветви, из-за чего свет фонаря за окном колышется, будто живой, кажется, он за мной наблюдает, подхожу к окну, смотрю как кружатся туда-сюда листья и мусор по земле, пока одинокий пес роет носом землю около лавки в поисках завалящей корки. Ах, мой бложек, когда-то ты был полон сил и здравствовал, обновы ежедневно, будто образ неуловимой мечты, роковой брюнетки, чей парфюм вроде бы еще витает в комнате, но на самом деле давно и нет в комнате носителя сего запаха.
Как вы поняли по витиеватому вступлению, мне достался фильм жанра "неонуар", я конечно, весьма запоздал с отзывом, хоть фильм и отсмотрел в срок, но Имперстер всегда отдаёт долги. Можно было извратиться и весь отзыв написать в подобном стиле, но муторно, да и незачем. В общем, фильм "Сад Марты". Этап "неонуар".
Главный герой Карл холодным вечером возвращается домой и застает красивую девушку, склонившуюся над лежащим навзничь мужчиной. Он вызывается ей помочь, но в итоге всё это заворачивает плотную пружину из сомнений, тайн, недомолвок, страсти и разложения.
Люблю неонуар, смотрел, наверно, представителей жанра больше, чем самого нуара. Доставшийся мне фильм вполне себе достойный его представитель, а если б не год выхода, то вполне себе мог и к классическим нуарам отнестись. Автор, швейцарский режиссер Петер Лихти, наполнил фильм мощной, густой атмосферой. Присутствует как и сюжетная интрига, что делала Марта той ночью и чем вообще занимается по жизни, так и медленное схождение с ума главного героя, мучимого сомнениями, тревогой, ревностью, а впоследствии и манией преследования. Фильм интересно смотреть, черно-белая пленка только добавляет аутентичности. Иногда картина будто погружает нас в сны героя, там есть особенно снятые вставки, настолько проникновенные, что мне после просмотра приснился дурной сон в стиле и с образами из фильма. Неплохо нагнетается саспенс и интрига в духе "Ребенка Розмари", редкие, но меткие намеки на "Фауста", а одного из персонажей зовут Цепеш, все это добавляет фильму второе дно.
В конце так и вовсе нас ждёт вотэтоповорот, мы узнаем, что же за "сад марты" такой, что придает истории и некий драматично-мелодраматичный окрас. В духе неонуара и изменений, всё оказывается не тем, чем кажется, а даже и с изнанкой, переворачивая немного происходящее в картине. Пусть не филигранный, но фильм достоен просмотра, хотя на КП его не видело и сотни человек. Любопытная и вполне себе в стиле лента, наставляющая на необходимый лад, с запоминающимися образами, некой меланхолией, нескучным сюжетом. В стиле нуара герой комментирует сюжет длинными мрачными монологами, начинает видеть кругом слежку и врагов, в общем, некая мультижанровость имеется тоже. Что-то от триллера с элементами мистики, что-то от конспирологического шпионского триллера в духе Хичкока. Кто захочет смотреть, смотрите, и не читайте следующее предложение. Я так понял название, что вот у героя был сад кактусов, которые он настолько заливал водой, что они сгнивали внутри, оставаясь целостными снаружи, и вот и у Марты такой сад из влюбленных в неё людей, которые от своей любви и ревности сгнивали внутри.
Впрочем, это только мои домыслы, также можно докрутить версию и что она специально все так подстроила, чтобы чужими руками убить ненужного ей человека, или вообще мистическую версию разработать. Пусть это все сделано неидеально, но мне понравилось, что фильм не столь прямолинеен и вообще его можно по-разному трактовать. Если посмотреть, в "Фаусте" есть прям глава с таким названием, и если прочесть её, она весьма созвучна с событиями фильма. Люблю вот немецкоговорящие страны за это двойное и даже тройное дно. Ну или я ничего не понял. Повод пересмотреть. В любом случае, фильм посмотрел с удовольствием, спасибо
altereos, что навел меня на сей фильм и вообще за его затею, продолжающуюся уже не один год.