Cтудия Universal предпринимает попытки возродить свою библиотеку классических монстров, хотя поползновения уже предпринимались, непринятая и непонятая мрачно-разудалая версия "Человека-волка" с дель Торо и Хопкинсом, и "Дракула Неизвестный" пару лет назад с Люком Эвансом. Теперь у них возникла идея на фоне успеха вселенных Марвел и ДиСи сделать свою "Темную вселенную", пока не слишком понятно, что она из себя будет представлять и команду злодеев или героев собираются собрать, покажет будущее, которое зависит от прокатываемого сейчас фильма с Томом "Беги, Вася, беги" Крузом. Это уже 4-й фильм с таким названием, но речь сегодня не о новинке, а о истоках. Том самом первом фильме о Мумии из классической библиотеки монстров Юниверсал.
Группа археологов находит гробницу чудовищным образом похороннего жреца Имхотепа. Читая свиток в гробнице, один из ученых оживляет мумию, которая хочет вернуть к жизнию свою возлюбленную принцессу...
Истоки.
Глядя на такой древний фильм, по сути, представивший миру новый, оригинальный вид монстра, хотелось узнать истоки его появления, которые оказались весьма прозаичными. За несколько лет до этого газетчики раздули утку из открытия гробницы Тутанхамона, якобы открывшие её люди скончались один за одним, шумиха, сенсация, Малахов отдыхает. Хотя на самом деле участники того открытия либо умерли от болезней, либо от банальной старости. У Юниверсал же на тот момент уже были успешные "Дракула" и "Франкештейн", хотелось ковать железо не отходя от кассы. Но, не имея какой-либо литературной основы, было решено взять сюжетную канву "Дракулы", нанизая её на ещё живое в памяти людей реальное событие. Собственно, так и поступили. Для усиления счастливой формулы "Дракулы" в режиссеры взяли оператора того фильма, до этого собственно, работ в режиссуре не имевшего.
Красавица и чудовище.
Мумии, в привычном нам образе забинтованной в тряпки медленной монстряки, здесь практически нет. Всего одна сцена. Все потому, что грим накладывать было долго, громоздко и дорого. Борис Карлофф, уже подаривший миру образ немигающего грустного Франкенштейна, не особо мог ходить во всем этом, потому что это было тяжело. Так что в основном мумия представлена в виде притворившего под шейха благопристойного человека, все с тем же немигающим взором, который может насылать проклятья дистанционно, душить человека через весь город, что твой Дарт Вейдер, и смотреть в свое магическое зеркало за предполагаемой жертвой, в которой, видите ли, воплотилась любовь его жизни, принцесса Ананка, за предыдущую попытку вернуть её Имхотепа и приговорили к чудовищной каре тыщи лет назад. Всё это вы могли наблюдать немного в переделанном виде в фильме Соммерса, правда, приключенческая часть здесь отсутствует, а мистическая не так сильно выражена, чтобы пугать, в сухом остатке у нас имеется сказочная мелодрама о бессмертном жреце, пронесшем свою любовь через года. Чего-то бояться здесь уж совсем не хочется. Да, наверно, в далеком году 32-м, страшно сказать, 85 лет назад, немигающий взор Карлоффа, заглядывающий зрителям в душу, вероятно, пробирал до самых костей. И да, это снова был успех, ружье выстрелило, Мумия проснулась, формула не дала сбой.
Наследие.
Пытаясь повторить успех, Юниверсал еще долго доила бедного монстра, несмотря на концовку, а если вы помните Дракулу, вам она известна. Еще четыре фильма от Юниверсал, потом кроссовер со знаменитыми тогда комиками Эбботом и Костелло, практически неизвестными у нас, хотя в Штатах их любят до сих пор. Потом продажа прав британской студии Hammer, и новая франшиза там. Через пару дестяков лет кассовейшее возвращение в родной стан с Соммерсом, Фрейзером и успехом. Плюс спин-оффчики о Царе скорпионов, выходящие по сей день. А уж считать, сколько фильмов вдохновлены были этим фильмом и той историей с гробницей Тутанхамона, делом кажется совсем безнадежным. Неудивительно, что первой для Дарк Юниверс была выбрана именно Мумия, как самая надежная. Хотя сейчас та история, пронесенная через почти век, не прельщает особо, выглядит скорее артефактом, нежели чем-то полноценным и достойным увлечь и унести в свой мир на свой небольшой хронометраж. Просто ровный фильм, тем не менее, сумевший оставить след в мыслях людей по всему миру, такой, что и сейчас отдаётся. Не знаю, виной ли тому проникновенная работа Карлоффа, история трагичной любви грустного одиночки или же вековая боязнь человечества перед сверхъестественным. Удивительно, как банальная жажда паразитирования на газетной утке и повторения успеха "Дракулы" вызвала нечто самостоятельное и долгоиграющее. Парадокс, загадка, мистерия или проклятье...