Синема - Любовные похождения блондинки (Lásky jedné plavovlásky, 1965)

Nov 10, 2016 00:47

Хей-хо, тематическая рулетка altereos заходит на новый круг, и сегодня в меню - очередная новая волна, теперь чехословацкая. И фильм мне попался не от абы кого, а от самого Милоша Формана, впрочем, тогда, в 1965-м, его культовая слава была ещё впереди...



Маленький промышленный городок страдает от недостатка мужчин. Владелец местной обувной фабрики печется о своих работницах, поэтому устраивает иногда ввоз солдат из воинских частей, чтоб девушки и женщины не скучали. Но в этот раз солдаты были сплошь старые да женатые, поэтому блондинка Андула на местных танцах ушла общаться не с воякой, а с музыкантом, играющим на этих танцах...






















Сколько фильмов у Милоша не смотрел, ничто не разочаровывало. Хотя видео три пока что) но не суть. Вот взять этот фильм, из доамериканского творчества. Казалось бы, незамысловатая история, а сколько всего намешано. Достойное смешение комедии и драмы, это удается отнюдь немногим, когда смешно, и грустно. Сложно судить о принадлежности к "волне", я не знаю, что было до в чехословацком кино. Но есть и смелая (для тех врмен, наверно) обнаженка, и сатира, и какие-то шпильки в адрес образа жизни, который, впрочем, довольно близок к советскому духу и антуражу - серые невзрачные коридоры, одинаковый ряд дверей в общежитии, общая потерянность взгляда девушек, в котором на миг загорается что-то, когда начинаются танцы, когда мужчины выбирают себе дам. Если не прислушиваться к оригинальному звуку, можно вообще подумать, что смотришь наш продукт, эта важность для персонажей "а что люди скажут", а как это будет со стороны. Первая часть фильма вообще забавна, вслед за долгой песней про хулигана, мы вникаем в ситуацию, серьезность и простота которой вообще не приходила мне в голову, а ведь таких промышленных городков и сейчас полно, и сейчас нехватка мужского полу может быть проблемой, и глядя на этого директора завода, который так печется, чтобы его работницам привезли мужиков, думаешь, ангел он или сутенер, печется он о людях, или о своем продукте. И эти мысли останутся в голове смотрящего, потому что Форман не даст ответов, он в общем, никогда не был из тех, кто разжевывает всё до косточки, чтоб зрителям было удобно смотреть. Что происходит в голове главной героини Андулы, тоже останется загадкой, что сподвигало её на те или иные поступки, пришла ли она к каким-то выводам в итоге, неизвестно. Но это и не минус.




















Минусом может показаться - но мне он таковым не кажется - спад ритма - после гротесковой и почти вызывающей смех части следует настроенческая, а затем почти анекдотически-несмешная часть. И этот контраст кажется неслучайным. Я поначалу недоумевал, почему фильм закончился почти на полуслове, ну как бы, достойна ли вообще была эта история того внимания? Нужно ли было нам следить за глупым, по мнению родителей музыканта, поступком, когда эта блонди поверила словам парня, желавшего уложить её в койку, и приехала без предупреждения с вещами к нему жить? Но потом, как это часто бывает, но не всегда, снизошло озарение, после часового размышления над увиденным. Анекдот, этот случай из жизни, довольно камерный, простой случай, поэтому и вышел несмешным, потому что в нем не закладывалось смешного. Потому что это горько, что словам, сказанным вроде бы искренне, доверять нельзя. А человек, который осмелился на доверие, на веру словам, сказанным в лицо, в глаза, серьезно, вызывает насмешку, чувствует унижение, хотя должен вызывать уважение, зависть за то, что у неё ещё была способность доверять и верить. В этом ключе фильм приобрел даже какую-то сатирическую, философскую и социальную подоплеку. Чистая, ангельская, "золотая" по цвету волос девушка, которая возила с собой галстук в поисках настоящего мужчины и спутника жизни, получила горький удар по носу, а мы, зрители, укор, что смеемся над ней, что для нас стало нормой "не верить", что подобные ситуации смешны, хотя на самом деле горьки и так же безрадостны, как пустые общажные коридоры, где за одинаковыми дверями живут одинаковые женщины, занятые на одинаковой работе, и даже одна из них, что посмела выделиться, хотела вырваться из этого круга ада, все равно в итоге стала на этот конвеер социальной разобщенности, дисфункциональности с точки зрения проявления чувств и отдачи их мужской половине. Эта тема выделения одного человека над общим еще ведь не раз и не два будет раскрываться Форманом. Чем больше думаю о фильме, тем больше хочется о нем рассуждать, анализировать, искать подсмыслы - например, неслучайны поиски кольца двумя разными мужскими персонажами. Будь у меня больше ума и времени, я бы понял, что в это вкладывалось, ведь эта деталь не может быть случайна. А непрофи-актеры, главная героиня - вообще дебютантка, добавили истории правдивости. У фильма к тому же есть приятный, несмотря на чудовищность некоторых моментов, тон, атмосфера. Это еще и фильм-настроение, практически инди. Просмотром остался чертовски доволен, а те, кто посмотрят первые пять минут, могут увидеть, кто из нынешних режиссеров-оскароносцев цитировал этот фильм у себя или сказать мне, что я ошибся на этот счет, и это не цитата. - хотя это явно цитата -. Если кто угадает, о ком я и о каком фильме я говорю, получит от меня дистанционные лучи добра и +50 к карме.


Владимир Пухольт, трагикомедия, Йозеф Шебанек, рулетка, драма, Владимир Меншик, Гана Брейхова, 1965, 8/10, синема, Милош Форман, чехословацкое

Previous post Next post
Up