В рамках уже
четвертой волны тематической кинорулетки от
altereos посмотрел представителя британской "новой волны". В "волну" эту окунался впервые, хоть и когда-то читал статью о ней и о паре представителей. Вообще хорошее дело эти "кинорулеты" - смотришь фильмы, которые сам бы в жизнь не посмотрел, не подозревая даже о их существовании, получаешь (пока что) стабильное удовольствие. И пока некоторые думают "как смеет этот плебей зваться киноманом?!", я начну поток мыслей об.
Колин Смит попал в исправительное учреждение за правонарушение, о котором зритель узнает под конец, так что и я вам удовольствие портить не буду. Хотя синопсис на КП спойлерный чуть более чем полностью. Показав неплохой талант в беге, он по указанию директора этой исправительной школы начинает усиленно тренироваться, ведь директор верит в реабилитационную силу физических упражений и соревновательного духа.
Судя по количеству представленных в рулетке фильмов Ричардсон - один из апологетов британской "злой" "новой волны", и по фильму это сразу же видно. Картина соответствует всем параметрам этого направления - портрет представителя социальных низов, бытовуха, классовое неравенство, элитарность и будни типичного кокни. Черно-белая гамма (видимо, последняя в фильмах Ричардсона) как нельзя более подходит для мрачной истории потерявшегося в жизни парня. А играющий его на тот момент дебютант Том Кортни отлично подошел на эту роль с этим своим пронзительно-обреченным взглядом и какой-то мальчишеско-открытой улыбкой. Порой фильм может похвастаться интересными операторскими решениями, хотя, видимо по традиции, не стремится быть вычурным или перегруженным символизмом, чтоб уж народ точно понял всё, что хотел донести автор, и очень мастерски вплетены флэшбеки, можно сказать, история движется параллельно, Колин в исправительном учреждении и Колин до этого момента, подобный монтаж позволяет создать некое подобие интриги, то, в чем провинился Колин, мы узнаем лишь под конец, да и вообще это смонтировано удачно, а уж резкая клиповая нарезка в ключевом моменте фильма вообще заслуживает похвал.
Казалось, фильм будет довольно типичным, жизнь серой и стандартной единицы общества, скудная зарплата, не позволяющая покрасоваться перед девушками, бытовуха в большой семье и скудном домишке, каждодневная работа. Но фильм находит новые жанровые грани. Во-первых, неплохо добавлены элементы спортивной драмы, а ведь окончательно этот жанр сформировался много позже. Но то лишь элементы, глядя на название можно подумать, что это будет философская картина под аккомпанемент шуршащих по асфальту кросовок и мыслей о том "что я бегу, потому что бегу", но нет. Во-вторых, фильм смело можно отнести в когорту посвященных тематике "потерянного поколения", наверно, одной из популярнейших тем того времени. Главный герой не хочет работать, потому что это приносит крохи, не хочет быть как все, не хочет стремиться к тому, к чему призывает и чего ждет правительство и обеспеченная элита. И хоть в середине фильм слегка провисает, мощнейшая концовка (слава богу, я не прочитал синопсис) выводит фильм на уровень социального протеста, показанного в истинно британском стиле, когда в одной руке чопорный котелок в ожидании послеобеденного чая, а во второй дубинка, летящая тебе прямо в голову. Эта опасная усмешка, в принципе символизирующая Англию с присущей ей сатирой, комедией, смешанной с жестью. Ведь даже на таком предельно серьезном материале авторы находят место пошутить над полицией, вставить какую-то разудалую безмозглую музычку. Сатире здесь тоже находится место - получив премию за погибшего отца семейства, его вдова и четверо отпрысков с уже нарисовавшимся хахолем идут просаживать всю эту довольно приличную сумму на новый ковер, шубу, матрас, и телевизор, ну чтоб было чем отвлечь мозг от беспросветной несправедливой жизни. Так что и этот фильм рулетки меня порадовал, может, даже чуть больше предыдущих этапов с различными течениями кинематографа. Эта фига в кармане при услужливой мине, этот протест, который удалось показать в фильме, эта в то же время драма, где слоняющиеся от безысходности люди угоняют по приколу машины или воруют скудные деньги, драма прогнившего общества и власти, вынуждающей людей быть таковыми, впрочем, и последние не сильно стремятся к свету и порядочности, не понимая, чего вообще ради они живут, зачем им вообще что-то делать. Фильм без ярко выраженных героев, по сути, с юным преступником и бездельником в центре внимания, тем не менее умудряется сделать какой-то светлый, жизнеутверждающий конец, вроде "мы не можем быть такими, как вы хотите и ждете от нас, не стройте на нас своих планов и не заключайте в рамки, жизнь стремительно меняется и летит в тартарары". Провернуть подобное могли лишь британцы.