Сложно говорить что-то о новом фильме Спилберга. Он не первый раз обращается к сказкам, хоть в интервью и утверждает обратное, а уж о его вкладе в мировой кинематограф повторять лишний раз смысла нет. Вложил ли что-то Спилберг в свою полнометражную экранизацию сказки Роальда Даля "БДВ, или большой и добрый великан", давайте разбираться.
Сиротка Софи живёт в приюте и по ночам ей не спится, она боится ведьм и чудовищ, разгуливающих в ночное время, мешают спать и пьяницы из паба неподалеку. В одну из таких ночей она замечает великана, который похищает её и уносит в своё логово в Стране великанов. Несмотря на внушительный вид, БДВ - вполне добродушный великан, а похитил Софи он из опасения, что она расскажет тайну его существования другим людям...
Итак, давайте вкусноту оставим напоследок. И поговорим о том, что удалось. Визуальный ряд. Он, конечно, впечатляет, масса красивых эффектов, магия, волшебство, красота. Великаны сделаны так, что кажутся на самом деле живыми, а не компьютерными модельками, ну да, пару раз они выглядели неестественно, но в основном это работа уровня Голлума во "Властелине колец", настоящие одушевленные персонажи, а не картонные бездушные дурилки. Во многом заслуга того, что БДВ вышел таким приятным и живым, относится к Марку Рэйлансу, подарившему ему свою мимику, эмоции и внешность. Рэйланс получил в этом году "Оскар", и работой в "БДВ" лишь подтвердил, что ему всё по плечу. Даже вдохнуть жизнь в группку полигонов на экране. Следить за БДВ - это большое удовольствие. Не отстает от умудрённого опытом актера юная дебютантка Руби Барнхилл, Спилберг всегда мог работать с детьми, открыл массу карьер, от Дрю Бэрримор до Кристиана Бэйла, надеюсь, у Руби тоже впереди большое будущее, потому что она просто великолепна и мила. Нигде не показала фальши, хоть работа, полагаю, по большому счет проводилась на фоне "зелёнки". Она такая непосредственная и харизматичная, с великаном в виде Рэйланса она составила убедительнейший мощный искрищийся дуэт. Супер. Нельзя не отметить и в кои-то веки мощную работу переводчиков, образ речи БДВ, при котором он постоянно путает слова, очень милый и передан на русский язык максимально достойно. Браво, переводчики, вы так редко получаете мою похвалу, но в этот раз она заслуженна.
В остальном фильм насыщен яркими запоминающимися и красивыми моментами. Место, где Великан ловит сны, сама визуализация снов, темные лондонские улочки, где великан проявляет чудеса маскировки, Страна Великанов или королевский дворец, фильм яркий, интересный, вовлекающий в себя и заскучать за два счаса хронометража практически не успеваешь. Но вот сюжет фильма вызывает массу вопросов по всему его ходу, настолько он неоднозначный. Что я люблю в фэнтези? Я люблю, когда сказочное соединяется с реальным, но так, что непонятно, правдив ли сказочный мир, отличный пример подобного -"Лабиринт Фавна". Здесь же у нас сразу понятно, всё взаправду, что немного убило очарование. Всерьёз воспринимать мир, где вместе с королевой английской тусят великаны, сложно. Но это только верхушка айсберга. Одна из педалирующихся шуток - это использование особой великанской газировки, от которой бывают великанские "газы". В общем, да, шутки про пердеж, неоднократные, и даже от самой королевы, конечно, зал в лице детей лежал, моя сестра тоже посмеялась. я благородно выдержал каменное лицо. И в общем, от Спилберга такой подставы не ожидал. С другой стороны, это было и у Даля, я после фильма ознакомился с повестью, потому что не мог поверить, что Спилберг сам на такое пошел. Поэтому, либо дань уважения, либо растягивание хронометража, либо действенный расчет на аудиторию, но это здесь есть, и вам решать, как относиться к подобному юмору.
Ещё одна проблема - это мораль. Я не сторонник историй, которые ничему не учат, в которых нет вывода, перекрёстов с реальностью, какой-то философии или смысла, а если это сказка - кажется, в ней по-любому должен быть посыл. И посыл "БДВ" мне непонятен, он какой-то... размытый. Мораль фильма - "не быть плохим и злым великаном, пожирающим детей"?! Или то, что надо в трудных ситуациях искать помощи у властей, как это делают герои фильма. На что указывает и начало фильма, где Софи прогоняет мешающих спать алкашей у приюта, грозясь вызвать полицию. Ну так Софи уже это применяла в начале истории, зачем ей этот урок по истечении фильма? В общем, мне непонятно, какую угрозу в жизни Софи сублимировали на себя великаны, как добрый, так и злые. Наверно, урок в том, что если ты непохож на сородичей, как БДВ, если ты умен, а они творят жесть (жрут людей в Лондоне), ты должен отважиться и сдать весь свой род властям. Иными словами, нельзя терпеть несправедливость и давать отпор. Ну, может, этот урок достоин целого фильма. Но все равно поступок БДВ кажется, чуть-чуть, нечестным по отношению к родичам. Какое-то расовое предательство. Джейка Салли в "Аватаре" за подобное объявили врагом народа. Это вроде и правильный поступок, и в то же время... не знаю. Ну и урок, в котором ты можешь обратиться к властям в трудной ситуации, может, и сыграет в жизни детей, посмотревших фильм и усвоивших его, злую шутку впоследствии. Потому что власти - они не всегла справедливы, и на помощь придут не всегда. Надо сказать, что в оригинале история посвящалась дочке Даля, которой он посвятил эту книгу, призывая власти ввести иммунацию повсеместно. И в этом смысле злые великаны - это вредные смертельные бактерии, убивающие детей, а добрый великан - вакцина. Понятно, что сейчас это всё неактуально и конфликт надо было завязывать на другом. Получилась история про доверие властям и государству и предательство своей расы. Ммм, ну что тут сказать...
Вот так и получается, что визуально, актерски, технически к фильму просто не подкопаться, это красивое визуальное пиршество, атмосферный и добрый фильм, в лучших традициях детского кино, но сюжетно и морально он какой-то двойственный, и я целую неделю разбирался в своих ощущениях, даже решил ознакомиться с первоисточником, чтобы понять, что привнесено режиссером, а что было и у Даля. И хоть фильм доставлял, по большому счету, мне удовольствие большую часть своего хронометража, закрыть глаза на "газные" шутки и невнятное спорное моралите мне тоже сложно. Второго "Инопланетянина" не вышло, хотя "обратка" историй типа Вилли: "когда человеческое существо прячет и спасает огромного друга от вредных и злых властей", здесь большой и добрый друг спасает свою человеческую находку от собратьев, эта обратка занятна. Не вышло и второго "Капитана Крюка", что тоже жаль. Но если не сравнивать фильм со столпами, и не быть таким придирчивым к юмору и смыслу, как я, от фильма можно получить большую долю удовольствия. Почти "великанскую" долю. Все-таки Спилберг знает, как подобрать людей на главные роли, какие кнопки нужно нажимать, чтоб достучаться до сердца зрителей. История дружбы маленькой Софи и Большого и доброго великана, при определенных недостатках, может подобрать ключик к любому, я тоже сего не избежал. Последние слова рассказчика фильма о девочке, "которую впереди ждет большое будущее и мир открытий", в свете событий, которые стали причиной первоисточника, очень уж сильно задевают за сердце, давая хотя бы в фильме будущее той девочке, которая в реальности его не имела.
В зачет
2016-фильм-челендж - 40. Фильм любимого режиссёра, который ты ещё не видел. - 16/52.