Главное - не забыть свои первые эмоции. Даже после длительного перерыва в вождении. Не забыть этого чувства - когда ты трогаешься с места, чуть придерживая сцепление и уверенно выжимая газ, а потом - вторая, третья, и вот ты уже движешься в потоке машин.
Моя история такова:
я научилась водить в 16 лет. Вернее, я научилась трогаться с места на своей первой машине - Оке. Переключать передачи меня научили спустя полгода - когда я была уже в автошколе. Сразу скажу, что учителя - что мой отец, что инструктор - были никакие. На права сдала с грехом пополам. Теорию, как любая порядочная ботанка, вызубрила от и до. Практика хромала - на тройку. Площадку завалила, сдала со второго раза. Следом сдала и поселок, с тремя штрафными баллами. До сих пор помню слова инструктора после заваленного внутреннего экзамена - «Не знаю, как ты сдашь на права…». Может, именно эти слова сыграли отрицательную роль - как большинство девушек, я очень восприимчива к таким замечаниям. Какое счастье, что во мне есть некая упорность - бросать свою мечту о владении своим авто я не собиралась ни за что. Эта мечта, живущая со мной с того возраста, как я стала себя помнить, помогла мне не бросить дело на полпути. И вот - я сдала на права, это было в апреле 2008 года. В октябре 2008, когда мне исполнилось 18, я специально приехала из другого города (куда уехала учиться) домой - за правами. Потом я водила немного - буквально два летних месяца 2009. С ними связаны и положительные, и отрицательные эмоции. После них я решила, что в Оку не сяду никогда. Вообще. И что машину я куплю себе сама. Независимо от кого-либо. Это будет мой выбор, и никто не посмеет меня им попрекнуть.
Прошло три года. За это время я кропотливо откладывала деньги, пыталась экономить. Хваталась за любую подработку, которую мне предлагали. И вот - минимальная сумма денег, которая мне позволит купить свою машину, собрана. Пусть даже машина эта будет трехлетняя лада. Ждать больше я не собираюсь - слишком быстро идет время, и сублимировать свою потребность в автомобиле я больше не могу.
Итак, в конце июля 2012 года я взяла три урока вождения на учебке по городу. Первый урок - страх - и раздумья - а надо ли? Может, мне не судьба водить? Второй урок - злость на себя - не расслабляйся, тряпка! За твоей спиной немало значимых побед, и ты должна достичь еще одной! Неужели ты отступишься от своей главной мечты?
Я убедила себя. Переборола все эти мелкие назойливые страхи. Третий урок стал тому доказательством. Впервые я ехала сама, инструктор задавала только направление движения. Город подчинился мне - в который раз.
Покупка машины - совсем скоро. И я уговариваю себя - терпела четыре года - три недели тем более вытерпишь. (Лишь бы только не сглазить). Сама для себя я выработала памятку, но она получилась ни фига не краткой.
Аутотрениг
Психология - очень важная штука. Перед уроками вождения я настраивала себя так: Я - гений. Я - талантлива, а талантливый человек талантлив во всем. Я многого добилась, и еще одна крупная цель будет мне по зубам. Неужели я откажусь от своей главной мечты? Я зря шла к ней столько лет? Если это произойдет, то я до конца жизни останусь никчемным человечишкой, безвольным куском говна, неспособным бороться за себя, за свои мечты, за свою жизнь. Я должна доказать всем, что я могу. Я же знаю, какая я на самом деле, и сейчас - не время распускать сопли. Время взойти на еще один пьедестал. Всякие блондинки и папины сыночки, которым машины купили родители, могут ездить, а я - нет? Я лучше их всех. Я докажу это, я смогу!
Расслабляться и напрягаться
Нужно все время контролировать ситуацию на дороге, быть начеку - просчитывать возможное развитие событий на пять минут и пятьдесят метров вперед. Следить за движением по соседним полосам - через салонное и боковые зеркала. Следить за пешеходными переходами и за пешеходами, пересекающими дорогу в неположенном месте. Особенно непредсказуемы на дороге… а все пешеходы непредсказуемы. Но в особо опасную категорию можно отнести: старичков - в силу своего возраста они не видят/не слышат и вообще не понимают ничего; мамаш с детьми - дети могут баловаться, бегать, неожиданно развернуться и т.п., мамаша может просто идти и зевать по сторонам, нечаянно выпустить руку бегущего ребенка; пьяные - без комментариев. Вообще любой пешеход может поскользнуться, упасть, уронить какой-либо предмет, испугаться чего-либо. Притормози - а иначе могут дать в среднем 10 лет. Да и кошмары на всю жизнь останутся. Тебе это надо? Поэтому лучше полностью остановиться перед пешеходной дорожкой загодя, или снизить скорость до 5-10 км/ч. Это же касается и движения во дворах. Там народ вообще непредсказуемый и, тем более, ямы во дворах ремонтируют гораздо реже, чем на основных дорогах - поэтому есть вероятность прошкрябать днищем по асфальту и оторвать что-нибудь типа глушителя или защиты картера.
Всегда смотреть на знаки - на ВСЕ знаки. Приоритета, движения по полосам, скоростных ограничений, кирпичей, объезда и т.п.
Изучить алгоритмы работы светофоров на маршруте следования. И вообще - знать свои главные маршруты так, чтобы можно их было даже с закрытыми глазами проехать (это метафора, не воспринимать буквально).
Перед светофором всегда немного притормаживать, гнать на мигающий желтый не надо, так как водители с других направлений (перпендикулярных твоему движению) имеют привычку начинать двигаться по этому же желтому мигающему.
Во время вождения расслаблять мышцы ног, рук и спины - иначе они будут в постоянном напряжении, что ведет к быстрой утомляемости (а в моем случае еще и к онемению правой стопы).
Тормозить и не тормозить
На свои похороны всегда успеешь. Поэтому соблюдай скоростной режим, особенно там, где движение особенно плотное и место для маневров минимально. Лучше загодя притормозить, а потом не спеша выехать, доехать и так далее, чем вмазаться кому-то в зад, применив экстренное торможение. Или не вмазаться - но тогда есть большой риск, что вмажутся тебе. Не уверена - притормози. Выжми сцепление и медленно нажми тормоз. Экстренное торможение - для того и экстренное, что применяется в самых крайних случаях.
Не двигайся слишком медленно. Допустимая скорость - 40 км/ч. Именно с такой скоростью двигается большинство водителей по городским дорогам. НО. На крайней левой полосе нельзя ездить так медленно. Лучше 60 км/ч или перестройся.
На многополосных дорогах ехать лучше по центральной полосе - так легче перестраиваться. Место на дороге (для поворота, например) лучше выбираться заранее, а не прыгать из полосы в полосу на перекрестке, как это делают некоторые мудилы. Смотри на синие знаки над полосами - на них информациях о направлениях движения. Например, на некоторых череповецких дорогах есть дополнительные полосы для поворота налево, которые начинаются за 20 метров до пересекаемой проезжей части. (Это перекрестки: ул. Металлургов-пр. Сталеваров и пр. Сталеваров-ул. Комсомольская - развязка на выезд из города около вокзала).
Этикет и наглость
Будь вежливым на дороге. Уступай место водителям на перекрестках с трудным разъездом - покажи, что делаешь доброе дело, мигнув дальним светом. Не забудь сам помахать ручкой или мигнуть аварийкой, если тебя пропустили. Если по однополоске сзади на тебя напирает монстр типа крузака или кайена, дай проехать - тем более, если ты всего лишь студент на б/у ладе. Статус на дороге - вещь существенная. И определяется она не человеческими качествами, а дороговизной твоего авто.
Не забывай про вежливость и в отношениях с представителями порядка. ГАИ, ГИБДД, ППС, ДПС, (а иногда и просто «охрана», как на моей малой родине) - тоже люди. Тем более, выполняющие свою совсем не легкую работу. И они тоже могут устать, не выспаться, у них может быть кризис среднего возраста или критические дни.
Однако быть пушистым одуваном тоже не стоит. Будь понаглее - высовывай морду своего авто на пару десятков сантиметров, показывая, что тебе уже задолбалось стоять на второстепенной дороге, и какой-нибудь добрый человек с главной обязательно тебя пропустит. Но, опять же, не забываем махать ручкой и мигать аварийкой. В общем, давайте дарить друг другу лучи добра.
Про сигналы - не забывать включать габариты, ближний свет при движении. Не забываем правильно включать поворотники. Для девушек - сначала решаем, куда мы едем - направо или налево, потом вспоминаем, какой рукой мы держим ложку, т.е. соотносим правое с правым, а левое - с левым, включаем нужный поворотник и поворачиваем в соответствующую сторону. Все раздумья должны занимать от силы секунд 5-10.
Не ходить в чужой монастырь со своим уставом
Если вся автомобильная жизнь протекла в поселке с 10 тысячами жителей и одной главной дорогой без светофоров - то это не значит, что в 500-тысячном городе будут такие же правила движения. Нет, ПДД останутся непоколебимыми везде. Но дело в ньюансах - например, перед зебрами придется останавливаться, тошнить в пробках, насилуя сцепление, газовать со светофора, следить за тремя, четырьмя, а то и пятью попутными полосами. И наоборот: в тихой деревеньке пытаться пропустить всех бабок, тихо стоящих у обочины и созерцающих природу вокруг, плеваться на тихоедущих дедушек за рулем древних копеек, и так далее. Здесь, в принципе, лучше задавить свое индивидуальное и подчиниться законам толпы - двигаться в общем потоке. Даже если этот поток - 70-летний дедуля за рулем 40-летней машины.
Опасаться и не бояться
Опасайся учебок, новичков, мажоров и девочек за рулем.
Учебки - понятно, сама недавно отъездила. От такой машины можно ждать чего угодно - резких торможений, неожиданных перестроений, поворотов не по поворотникам, простоям на светофоре и так далее. Относись к этому с пониманием.
Новички - почти ничем не отличаются от учебок. Только в учебке есть инструктор, который может нажать тормоз и вывернуть руль, а тут - нет. Но ведь все начинали водить - поэтому здесь тоже относись с пониманием. Тем более, что и на моей машине также будет висеть восклицательный знак.
Мажоры - просто забей на них. Таких понтовых людей на иномарках будет хватать всегда. Пусть себе гоняют - это их жизнь.
Девушки - без комментариев, наверное? Говорю как девушка - опасайтесь нас на дорогах. Женщины, открою секрет Полишинеля, существа непредсказуемые. На дорогах в том числе.
Но, несмотря на всех вышеперечисленных монстров, предаваться страху не стоит. Все боялись. Страх - это вообще естественное чувство для человека. Умение приходит с опытом. Первое время с машиной и вождением, как правило, связан только стресс и эмоциональные переживания. Главное - быть уверенным в себе. Есть цель - иди к ней. Уже после нескольких поездок страх уйдет - постепенно придет уверенность, спокойствие. Даже ненавистные когда-то повороты налево - не поверите - могут доставлять удовольствие. Потому что с ходом времени дорога начинает подчиняться тебе.
Машина может подарить тебе все, что угодно. Комфорт передвижения, личное пространство, свободу, независимость от общественного транспорта и маршрутов - ты сам выбираешь, когда, сколько, где и с кем тебе ехать. Яркие эмоции от скорости, от первой и второй набранной сотни, от рева двигателя и стрелки тахометра в красной зоне, плещущего адреналина в крови и восторга почти до оргазма.
С машиной стираются жесткие рамки путешествий - можно просто прыгнуть за руль, залить полный бак бензина и отправиться вперед. Здесь все решается по твоему желанию - и в этом есть превосходное чувство власти. Власти над собой, над своим временем и пространством. Теперь перед тобой открылось множество возможностей - осталось только решить, как их воплотить.