«Эсмеральда» в Хайфском порту, или краткий сказ о судовой матчасти.

Oct 04, 2012 16:20


1.


     В рамках своего 57-го кругосветного путешествия с 27-го сентября по 2-е октября в Хайфе гостил прекрасный парусник - учебное судно чилийского ВМФ «Эсмеральда» (Спасибо
Санте за своевременную наводку!). В отличие от предыдущих раз, когда к парусникам вообще быдло простой народ не подпускался ( мексиканский «Куаутемок», июль 2011) или подпускался, но не запускался на борт судна ( испанская «Андалусия», апрель 2010), в этот раз вышло всё замечательно - чилийские моряки гостеприимно принимали на борту всех желающих, а администрации порта пришлось, скрепя сердце, запускать народ на свою территорию. Разумеется, заранее разрекламированное в газетах и интернетах халявное развлечение повлекло за собой другое малоприятное следствие - многотысячные очереди на вход и это как раз в дни, когда стояла премерзкая влажность в сочетании с ненормальной для конца сентября жарой. Хорошим оказалось то, что я поехал туда один, без
Яира (хотя была идея его с собой взять посмотреть на корабль) а сам я что - я человек терпеливый, постоял часа два и не вякал. На сём закончу с негативом и начну сам пост.
     В принципе, фотографий в сети уже много и намного лучших, чем мои. Но другие люди искали хорошие углы съёмки и выгодные сочетания цветов и форм, а я знал, что именно находится в моём кадре и искал интересные, любопытные и забавные вещи именно с точки зрения судовой матчасти. Все снятые мной фотографии лежат на Пикасе, я там очень подробные комментарии к каждому снимку написал, а здесь я опишу только то, что показалось наиболее необычным.
     На борту корабля гардемаринки (или как ещё назвать девушек-слушателей курсов морских офицеров?) раздавали брошюрки с общим описанием корабля. Брошюрка на испанском и весь текст продублирован также и на английском. На картинке с указанием основных деталей рангоута и парусов увидел любопытное несоответствие. Существует традиция, по которой, если у корабля три мачты, то они называются в порядке от носа до корму: фок-мачта, грот-мачта, бизань-мачта. А вот если мачт больше, чем три, то есть разные варианты названия мачт. В английском варианте подписей они называются фок, грот, бизань и джиггер (джиггер можно перевести на русский как выносная бизань или бонавентур-мачта), то есть по этой логике бизань это третья мачта. А вот испанский вариант именует мачты так, как это делается в и русском: фок, передний грот, задний грот и бизань, то есть по этой логике бизань это последняя мачта.2.

     При заходе на борт судна посетителя впечатляет девиз: «Умри, но сдохни»«Победа или смерть».3.

     Обязательной частью парадной формы чилийских моряков является странный шнурок, висящий на шее. Конкретно у этого гардемарина на шнурке была подвешена боцманская дудка, но у большинства он висел без всякой полезной нагрузки, создавая устойчивое впечатление, что у моряков на шее готовые петли, которые только и остаётся, что подвесить рядком на рей.4.

     Непосредственно напротив сходен на переборке висит доска-индикатор наличия на борту командного состава. Блестящие таблички с названием должности и рядом эдакий бинарный переключатель на борту/на берегу. Любопытно, что в данный момент на борту находился один единственный офицер - Хефе дель департаменто де операционес, начальник оперативного отдела. Учитывая, что дело было в пять часов пополудни в вечер праздника Суккот, предположу, что командный состав, оставив на борту дежурного офицера, гостил в какой-нибудь суке́. Скажем, у мэра Хайфы Йоны Яава. Или у командира Хайфской базы ВМС.5.

     Недавно внимательно читал, рассматривая роскошные фотографии, рассказ о посещении учебного судна итальянского ВМФ «Америго Веспуччи». Так что во время своей прогулки по «Эсмеральде» постоянно невольно сравнивал её с «Америго Веспуччи». Вообще, разница налицо. Если итальянский корабль красуется полированным деревом и сверкающей медью, то чилийская баркентина выглядит, как рабочая лошадка. Медяшки тоже есть, но многие палубные детали без особых изысков покрашены. Снасти тоже не пеньковые, а синтетические. С другой стороны надраивание медяшек отнимает чудовищное количество человеко-часов, а пеньковые снасти хороши для любителей тёплой ламповой пеньки ©, но при этом менее долговечны и про этом здорово дерут руки.6.

     Ещё одно отличие от «Америго Веспуччи»: свободные концы снастей не уложены с нечеловеческой точностью бухтами в специальные вёдра, а спокойно так увязаны на подходящие гаки или даже вообще уложены на палубу аккуратными восьмёрками.7.

И ещё одно отличие от «Америго»: там на кофель-нагельных планках у каждого нагеля крепится табличка с названием снасти, которая на него вяжется. На «Эсмеральде» пошли другим путём! Здесь подписаны сами концы - крайние 10-15 сантиметров оклетнёваны парусиной и на ней маркером вручную написано название снасти. Некоторые из названий я попытался перевести, используя большой испано-русский словарь и собственные познания в такелаже. За точность не ручаюсь, но довольно близко к смыслу. ИспанскийРусскийCARGADERA (продолжения не видно)Грузовой таль (неизвестно чего)AMANTILLO EB. MESANAТопенант крюйс-гафеляAMANTE DE PENA MESANAНоковый эренс-бакштаг крюйс-гафеляDRIZA DE (продолжения не видно)Дирик-фал (крюйс-гафеля?)DRIZA FOQUEVOLANTEФал кливера
8.

Заинтересовали латунные накладки на блоках и я был весьма удивлён, увидев там крупно написанное слово SLAVA. То есть название модели, грузоподъёмность - это всё понятно. Но кто такой Слава? Загадка Славы разъяснилась только на другом борту - это оказалось названием аргентинской компании, производящей блоки, лебёдки и другое такелажное оборудование. URL рабочий, правда, сайт построен кошмарно.9.

Чилийские моряки охотно фотографировались с посетителями, а посетители - особенно посетительницы - с моряками. Я фотографированием себя заниматься не стал, сочтя корабль гораздо более привлекательным объектом для съёмки, чем я сам.10.

     Как и положено военно-морскому кораблю, «Эсмеральда» вооружена. На баке стоят четыре 57-миллиметровых пушечки с плечевыми упорами, я по ним подробных данных пока не нашёл, но чисто визуально очень похожи на немецкую 52-мм Schnelladegeschütz L/55. Функция у пушечек в принципе церемониальная (салют дать, ответить на приветственный холостой выстрел другого военно-морского корабля), но от сомалийских пиратов на зодиаках отстреляться тоже вполне можно при желании. Учитывая, что в Хайфу «Эсмеральда» пришла из Бомбея и маршрут её проходил как раз мимо Африканского Рога, замечание про сомалийских пиратов не пустой звук.
     Дуло орудия заткнуто тампоном, подозрительно похожим на свёрнутый белый носок. Странно, что нету штатных заглушек, выглядящих поэстетичней. Судя по белизне дульного среза ствола или из него стреляли очень давно, или его подкрашивают каждую неделю в рамках боцманских работ.
     В своей неизбывной мудрости командование корабля распорядилось удалить с орудий казённики перед запуском гражданских сухопутных крыс на борт. А то обязательно какой-нибудь шустрый пацан занесёт на борт завалявшийся дома с папиного милуима 57-мм снаряд и попробует пальнуть из пушки! Казённая часть ствола заткнута вторым тампоном - тут он вымазан в солидоле и поэтому сходства с носком меньше.11.

Бортовые навигационные огни, справа зелёный, слева красный. Мнемоника соответствия цветов бортам простая:Короткое словоДлинное словоБортLeftRightЦветRedGreenНазвание бортаPort sideStarboard side
     Огни прикрыты специальными ограничителями видимости, потому что по международному стандарту бортовой огонь должен быть виден с дуги в 122.5° - с направления прямо по носу до 22.5° позади траверза соответствующего борта.12.

Описания рангоута и такелажа я вообще в этом посте опустил, потому что голландский язык морской терминологии будет людям скучен, но если кого-то интересуют подробные перечисления снастей, то заходите на альбом на Пикасе и будет вам щасте :) У меня оно, по крайней мере, было. Так что пожелаю себе и остальным побольше парусников в Хайфском порту и надеюсь ещё когда-нибудь повидаться с «Эсмеральдой»!13.




корабли

Previous post Next post
Up