Крестовая гора высоко возвышается над долиной Косьвы. Называется она так потому что раньше на вершине стоял чугунный крест, выплавленный из руды Губахинского железного рудника, ещё в середине XVIII века, положившего начало современному городу Губаха. Высота горы 471,3 м, на вершине имеются живописные скальные останцы. Сейчас на её склонах располагается горнолыжный центр, как и полагается с канатной дорогой. Но оказывается в Губахе раньше была ещё одна такая дорога, только ездили на ней не лыжники, а вагончики с каменным углём.
В 1825 году на склоне горы Крестовой был найден первый губахинский уголь, промышленная эксплуатация его началась в 1896 Крестовой копью, в склонах горы было пройдено 6 штолен, которыми отрабатывался один крутопадающий пласт угля (Ивановский), владельцами копей были князья Абамелек-Лазаревы. От устьев штолен уголь гужевым транспортом перевозили на железнодорожную станцию, но учитывая отсутствие нормальных дорог это выходило очень дорога, созрела идея построить канатную дорогу через р. Косьву, к железной дороге, всё это значительно упростили бы доставку угля.
В октябре 1901 года проволочно-канатная дорога была пущена в действие. Проектировала дорогу фирма Адольф Блейхерт и Ко. При штольне №2 была устроена начальная станция канатной дороги и размещена паровая машина мощностью 12 л.с., эта станция лежит на высоте 61 м над уровнем р.Косьвы. Конечная станция появилась около полотна железной дороги, на высоте 16 м над уровнем реки, в 543,85 м к северу от начальной станции. В середине пути имелась промежуточная станция для доставки угля со штольни №1. Вагонетки, грузоподъёмностью 30 пудов (491 кг) перемещались на шкивах по канату диаметром 15 мм со скоростью 2 м/с. Производительность дороги составила 100 вагонеток в час.
В 1918 году шахта, вместе с канатной дорогой национализируется, и в 1927 году переименовывается в шахту имени 1 мая. Основной откаточной штольней становится штольня №1, модернизируется и канатная дорога, деревянные конструкции заменяются металлическими и бетонными, растёт её производительность.
Из бетона строится новый погрузочный узел, куда кроме угля с Первомайской подавался и уголь с шахты имени Калинина.
Но, к сожалению, нет ничего неисчерпаемого, тем более запасы угля, и в 1972 году шахта (в 1959 году сначала присоединённая к шахте им. Калинина, а затем к шахте им. Крупской) закрывается в связи с отработкой запасов.
Тогда же и демонтируется канатная дорога, от которой сейчас остались только руины здания перегрузочной станции около железной дороги. Устье штольни взорвали, чтоб никто не лазил туда, его можно обнаружить по самоизливу шахтной воды ярко-оранжевого цвета.
Вот так выглядела эта дорога до революции. Фото из фондов ПКМ
Проект дороги из статьи инженера А.Доткевича "Проволочно-канатная дорога на Кизеловских копях", Уральской горной обозрение, 1901 год
За скан статьи большое спасибо
mishainik А так дорога выглядит сейчас.
Конечная станция проволочно-канатной дороги.
Начальная станция канатной дороги - справа от реки, около трубы. Когда-то там было устье откаточной штольни (штольни №1)