Нимфоманка-1

Mar 17, 2014 15:23



Рецензия Татьяны Буккиевой (http://www.kinopoisk.ru/user/214010/)

Исповедь без раскаяния

Холодный серый асфальт, влажный от дождя. Высокие стены вокруг сдавливают, сужают пространство. Плесень, сырость, затхлость. Пустота. Звенящая тишина. И женщина, распростертая на этой грязи, избитая, жалкая. И вдруг тишину сменяет тяжелая музыка: ударные отбивают жесткий и легко узнаваемый ритм раммштайновской «Führe Mich». Так начинается новый фильм «великого и ужасного» Ларса Фон Триера.

«Нимфоманка», как известно, еще до выхода приобрела вокруг себя некий скандальный ореол, связанный как с провокационной во всех смыслах темой, так и, безусловно, в связи с именем самого Фон Триера, по мнению многих - известного циника и мизантропа. Однако любой, кто так или иначе знаком с творчеством датского режиссера, мог догадываться, что все это лишь напускное, и что «Нимфоманка», получившая яркий слоган «Forget about love», будет не столько провокацией, сколько очередным исследованием глубинной человеческой психологии. В данном случае, исследуя патологию - нимфоманию, Ларс Фон Триер размышляет и о норме (как о весьма уловном понятии), о любви и сексе и их взаимоотношениях, о желаниях и их удовлетворении, о телесном, поверхностном и духовном, глубинном, скрытом внутри.

В связи с длительностью хронометража, фильм датского режиссера был разделен на две части, правда, без участия самого автора, хоть и с его согласия. Но разделенная «Нимфоманка» еще больше подогревает интерес зрителя: концовка первой части, что называется, бьет в яблочко, заставляя с нетерпением ждать продолжения истории, рассказанной Джо. И дело здесь не в банальной оборванности «на самом интересном месте». «Нимфоманка» - это портрет, который пока что не завершен до конца, однако уже на этой стадии его написания просматриваются основные черты героини.

По сути, в фильме присутствуют 2 главных героя - рассказчица (Джо) и слушатель (Селигман), диалог между которыми и составляет основу картины. Главная героиня, рассказывая свою историю, совершает своего рода искаженную исповедь, признавая себя грешницей, но не раскаиваясь. А стареющий одинокий Селигман, внимательный и сочувствующий слушатель, является отражением самого автора, ведущего своего рода диалог с собственной героиней, не критикуя, не жалея, не осуждая, а пытаясь понять и прочувствовать ее. И Стеллан Скарсгард, с завидной регулярностью снимающийся у Ларса, как нельзя лучше подходит на эту роль. Нельзя не сказать и об исполнительницах главной роли: Шарлотта Генсбур, ставшая своего рода музой Фон Триера, великолепна в роли Джо - рассказчицы. Конечно, в полной мере мы сможем оценить ее игру только посмотрев второй фильм, но уже сейчас можно сказать, что представить кого-либо другого в этой роли сложно. Стейси Мартин, играющая молодую Джо, во-первых, действительно очень похожа на Шарлотту, а во-вторых, довольно неплохо справляется со своей ролью. Особенно ярко проявляется это в сцене с больным отцом, которого, кстати, играет давно не появлявшийся в большом кино Кристиан Слейтер. Говоря об актерах, нельзя не упомянуть Шайю ЛаБафа в роли Джерома и, в особенности, Уму Турман, которая, несмотря на очень непродолжительное по времени появление в фильме, фактически создает одну из наиболее ярких сцен картины.

Очень радует тот факт, что многие кинотеатры показывают «Нимфоманку: Часть 1» в оригинале с русскими субтитрами - безусловно, такой вариант более предпочтителен, чем дубляж. Игра актеров, авторская ирония в мельчайших интонациях, фразах: для того, чтобы оценить все это, желательно смотреть оригинал. А, в свою очередь, авторской жесткой иронии, черного юмора и абсурдных моментов в фильме предостаточно. «Нимфоманка» удачно балансирует на стыке жанров, поэтому её нельзя назвать, например, драмой в привычном понимании слова. Отдельные части фильма вызывали смех в зале, другие - заставляли даже сопереживать героине и позволяли увидеть ее в ином свете, а некоторые и вовсе оставляли весьма противоречивые чувства. Ларс снова умело играет на чувствах зрителей.

Previous post
Up