Вообще изначально рассказ должен был быть про Тверь и Старицу, так как охвачены оба города были в одну поездку, хоть и в разные дни. Но пост про Тверь я решил отложить, потому что он был бы не полным без упоминания Морозовского городка - о нем стало известно слишком поздно, и найти местного краеведа я банально не успел. А рассказывать об одной
(
Read more... )
во-первых, холм на стрелке Волги и Старицы стратегически более выгоден, чем место, где расположен монастырь. следовательно, он был занят на момент основания обители.
во-вторых, существует дорога от Волоколамска через Лотошино прямо до Старицы, и было бы логично предположить, что дальше она шла к приграничной крепости рязанского княжества (с княжеством литовским), располагавшейся на Селигере на острове Кличен (еще до появления Осташкова). по крайней мере, шлепать в обход через Тверь или Ржев - непростительно большой крюк для того времени.
в-третьих, крещение на Руси происходило примерно так: жителей деревни загоняли в реку и объявляли их всех крещенными, капища сносили и заменяли их объектами христианского культа, буйных с шутками и прибаутками сажали на колья и жгли в срубах.
если христианизаторы приходили без силовой поддержки, то с шутками и прибаутками жгли и сажали уже их. ну, или просто изгоняли по доброте душевной.
в-четвертых, стены вокруг монастырей возводились для защиты в первую очередь от местного населения, ибо в монастырях (а до этого - в острогах) копились подати, которые князья собирали раз в год.
ну и т.д. :)
Reply
1) как бы ни пришли христианизаторы, им пришлось поселиться в менее выгодном в стратегическом плане месте, что говорит о второстепенном значении монастыря в тот момент;
2) собирать специально ближе к стенам местное население - достаточно опасное занятие; монастыри всегда славились своим собственным хозяйством (для этого и крепкие стены), а, следовательно, население перебралось к монастырю по собственному разумению - вопрос, почему.. крещения ради или после?
Reply
собственное хозяйство, как я понимаю, было вынужденной необходимостью проповедников, ибо им нечего было предложить язычникам при господствующем натуральном обмене.
древние города и монастыри долго соседствовали друг с другом - это не только на примере Старицы видно, то же самое было в Торжке, Боровске и многих других удаленных неспокойных местах. укрепление стен и образование поселений у монастырей происходило много позже первоначального крещения, уже после того как удельные князья были вынуждены принять христианство и усиленно его поддерживали, а также после того, как монастырям были выделены удельные земли, с которых они собирали десятину (размер которой, кстати, значительно превышал дань, отдаваемую Золотой Орде) - бабло-то надо охранять :)
ну и после утраты основными крепостями-городищами своего стратегического значения монастыри приобретали градообразующую функцию. при неслабой поддержке государства. церковь была очень сильна у нас вплоть до революции - преступления перед нею карались жестче, чем террористическая деятельность революционеров.
как-то так :)
Reply
Reply
Reply
Leave a comment