Старица

Jun 17, 2012 19:55


Вообще изначально рассказ должен был быть про Тверь и Старицу, так как охвачены оба города были в одну поездку, хоть и в разные дни. Но пост про Тверь я решил отложить, потому что он был бы не полным без упоминания Морозовского городка - о нем стало известно слишком поздно, и найти местного краеведа я банально не успел. А рассказывать об одной ( Read more... )

монастыри, Старица, Тверская область

Leave a comment

immanent June 17 2012, 18:44:21 UTC
очень просто.

во-первых, холм на стрелке Волги и Старицы стратегически более выгоден, чем место, где расположен монастырь. следовательно, он был занят на момент основания обители.

во-вторых, существует дорога от Волоколамска через Лотошино прямо до Старицы, и было бы логично предположить, что дальше она шла к приграничной крепости рязанского княжества (с княжеством литовским), располагавшейся на Селигере на острове Кличен (еще до появления Осташкова). по крайней мере, шлепать в обход через Тверь или Ржев - непростительно большой крюк для того времени.

в-третьих, крещение на Руси происходило примерно так: жителей деревни загоняли в реку и объявляли их всех крещенными, капища сносили и заменяли их объектами христианского культа, буйных с шутками и прибаутками сажали на колья и жгли в срубах.

если христианизаторы приходили без силовой поддержки, то с шутками и прибаутками жгли и сажали уже их. ну, или просто изгоняли по доброте душевной.

в-четвертых, стены вокруг монастырей возводились для защиты в первую очередь от местного населения, ибо в монастырях (а до этого - в острогах) копились подати, которые князья собирали раз в год.

ну и т.д. :)

Reply

faluree June 17 2012, 19:42:52 UTC
исходя из твоего объяснения я поняла, что:
1) как бы ни пришли христианизаторы, им пришлось поселиться в менее выгодном в стратегическом плане месте, что говорит о второстепенном значении монастыря в тот момент;
2) собирать специально ближе к стенам местное население - достаточно опасное занятие; монастыри всегда славились своим собственным хозяйством (для этого и крепкие стены), а, следовательно, население перебралось к монастырю по собственному разумению - вопрос, почему.. крещения ради или после?

Reply

immanent June 17 2012, 20:22:18 UTC
по первому вопросу - ты совершенно права :)

собственное хозяйство, как я понимаю, было вынужденной необходимостью проповедников, ибо им нечего было предложить язычникам при господствующем натуральном обмене.

древние города и монастыри долго соседствовали друг с другом - это не только на примере Старицы видно, то же самое было в Торжке, Боровске и многих других удаленных неспокойных местах. укрепление стен и образование поселений у монастырей происходило много позже первоначального крещения, уже после того как удельные князья были вынуждены принять христианство и усиленно его поддерживали, а также после того, как монастырям были выделены удельные земли, с которых они собирали десятину (размер которой, кстати, значительно превышал дань, отдаваемую Золотой Орде) - бабло-то надо охранять :)

ну и после утраты основными крепостями-городищами своего стратегического значения монастыри приобретали градообразующую функцию. при неслабой поддержке государства. церковь была очень сильна у нас вплоть до революции - преступления перед нею карались жестче, чем террористическая деятельность революционеров.

как-то так :)

Reply

faluree June 17 2012, 20:53:11 UTC
ага, значит, все-таки, от безнадежности ;) христианство всех объединило.

Reply

immanent June 17 2012, 21:03:25 UTC
христианством всех объединили - это правильнее :)

Reply


Leave a comment

Up