Вчера была на экскурсии, посвященной страшным местам и легендам Кенигсберга-Калининграда. Первая легенда была о волках, и - чтоб вы думали - когда еще только экскурсовод заканчивала ее рассказывать, откуда ни возьмись прибежали две дружелюбные собаки. Побегали сначала вокруг нашей группы, потом среди нее (а толпа у нас была человек в двадцать пять), потом немного проводили нас по улице... Что-то от волков в них определенно было.
А вот и сама легенда.
В XIII веке удары топоров крестоносцев повергли на великой жертвенной горе, названной впоследствии Королевской, могучие деревья. Разорены были гнезда птиц, изгнано зверье с округи, погашены жертвенники пруссов. Мощный ураган пронесся над землей. Такого красного солнца никогда не видели в этих местах. "Верные" пруссы, побуждаемые плетьми, стали стаскивать огромные камни на гору для закладки будущего замка Кенигсберг.
Звери и люди обходили гору стороной, лишь старая волчица Герра появлялась под вечер на месте строительства и наблюдала за происходящим, не подходя к крестоносцам ближе арбалетного выстрела. Братья-рыцари, глядя на нее, говорили, что это колдуны непокорных пруссов оборачиваются волками, и что тревога охватывает их, когда они смотрят на восток...
Зима 1256 года ударила неожиданно. Сковав реку Прегель, обожгла морозом все живое. В ту пору добычей волков стали и люди, и звери. Логово Герры было недалеко от замка. И все чаще идущих след в след волков можно было видеть на востоке Королевской горы. Трудно было разобрать, сколько же их прошло. Лишь щенки на повороте "следили" немного в сторону.
Однажды под вечер, когда чернеющий лес уходил в ночь, волчата и подъярки (годовалые волки) подошли к замку. Охрана, увидев их, оторопела, но замешательство продолжалось недолго. Со стен стали бросать рубленое мясо. Голодные волчата подошли ближе. Крестоносцы заманивали их. Потом в бойницах появились арбалеты...
Стемнело, не было видно ни крови, ни стрел. Лишь в снегу рядком лежали волки и щенки, а в оглушительной тишине раздавался хохот со стен. Ночь наступила мгновенно. Но вдруг округа взорвалась зловещим воем. Волки окружили замок со всех сторон. Мощные деревянные ворота сотрясали удары. На четырех стенах замка волки нанесли следы когтями: крест-накрест, крест-накрест, крест-накрест... В замке всю ночь горел огонь. Никто не спал. Ужас охватил людей.
С первым лучом солнца крестоносцы увидели во дворе замка Герру. Никто не поднял арбалета, никто не обнажил меча. Открыли ворота замка, давая волчице уйти.
В течение многих дней у Прегеля, на обледеневших берегах, находили убитых рыцарей. Одних - вмерзших в лед с выеденным лицом и страшными ранами, других - разорванных на куски. И ночью и днем вудлаки мстили своим обидчикам. Герру больше не видел никто, хотя еще долго находивших ее следы у замка охватывал ужас. И по сей день на старых камнях видны ее следы...