Jun 04, 2014 16:13
Последние много лет одна и та же мысль-наблюдение сильно меня занимает. Я стараюсь её ввернуть во всех разговорах, публичных выступлениях, один раз лет десять тому проговорил в ЖЖ, но не заметил, чтобы это кого-то всерьёз взволновало. А я уверен что это стоит того, чтобы всерьёз обеспокоиться. Особенно сейчас. Посмотришь на "события" с этой точки зрения и удивишься. Актуально потому что. Впрочем, оно всегда актуально.
Так вот эта мысль. В жизни человека очень важно то, как он относится к собственной смерти, а точнее к безсмертию. Никак не относиться к своей смерти он не может, и даже если заявляет об этом - мы ему не поверим.
Для себя я различаю 3 основных вида безсмертия. Первый - в своём прямом религиозном смысле. Жизнь после смерти. Вопрос Веры, он разработан достаточно подробно в каждом исповедании, и его я касаться не буду.
Второй вид - безсмертие атеиста. Простое и продуктивное безсмертие в детях и "безсмертных творениях". Хорошее, конструктивное безсмертие. Побуждает строить и жить. Но как же невесело при таком раскладе приходится бездетным и людям с неудавшейся карьерой.
И, наконец, третий вид. Как я обещал, актуальный. Это примитивное безсмертие популяции, присущее всему живому. Начиная с вирусов и бактерий, через споры, плесени, мхи и растения к животным и, наконец, к человеку. Тупое и мощное на первых порах, но безсмысленное в конечном итоге, потому что, победив соседей, оно принимается само за себя и само себя сжирает. В случае человека оно самое вредоносное и жестокое. Добро бы боролось всё человечество с какими нибудь, например, инопланетянами. Но нет, раздробились на расы, национальности, страны, общества, сообщества и давай распространяться и делить сферы влияния. И нет ничего сильнее и страшнее, потому что единственным мерилом добродетели становится абстрактное "благо отечества". Бросил всё на "алтарь отечества" - вот и свят, вот и послужил делу коллективного безсмертия. А значит и сам получил шанс стать безсмертным. Средства становятся неважны, в деле экспансии все средства хороши, лишь бы служили "святому" делу экспансии. Это архетипическое, как половой инстинкт, только сильнее и опаснее, потому что труднее распознаётся в дремлющем состоянии, а проснувшись не знает удержу и удовлетворения - речь ведь не о страстишках мелких, а о вечной жизни идёт. И не уберегает, как это сейчас окончательно прояснилось, ни интеллект, ни учёность, ни религиозность, ни тонкая душевная организация. Ни (что особенно обидно) просто быть хорошим человеком. Эпидемия, как чума и холера, поражает всех без разбора.
Что же я могу выставить против неё? Чувство вкуса? Узор на крыльях бабочки? Шевеленье облаков в июньском небе? Прелюдию Баха? Пройдёт и даже не заметит, а то и пнёт походя. Пожалуй, только можно посоветовать внимательно внутрь себя вглядеться и с ужасом обнаружить онкологическую поросль на стенках сосуда.