Мне очень хочется написать про школу в Израиле, и я некое время обдумывала, как сделать это так, чтобы не было "а вот у нас не то, что у вас", потом поняла, что это как-то мишн импоссибл, поэтому так - я буду сравнивать не Россию и Израиль, а Сандрину школу и свою. Моя - школа номер 38 города Талнаха в 1991 году.
Сандра заканчивает второй класс - он аналогичен первому в России.
Предполагается, что она умеет читать, писать, складывать и вычитать в пределах сотни, множить и делить, решать задачи типа "в четырех шкафах было по пять книг, и Дан принес еще три, сколько книг всего?", рассказать на английском о себе, своей семье и любимых занятиях, ухаживать за несколькими видами растений, делать ловцы снов и многие другие поделки руками, проплыть 100 метров в бассейне, пересказать ряд историй из Торы, играть партию в шахматы, писать элементарные программы на компьютере и делать простейшие асаны из йоги.
В своей школе я должна была научиться читать, писать, вычитать и складывать в пределах сотни, ни в коем случае никогда и ни при каких обстоятельствах не делать помарок, писать каллиграфическим почерком (тут у меня был полный фейл), решать на черновике и переписывать на чистовик так, чтобы все блестело и сияло, и ни в коем случае не забывать в ответе написать "4 (ящика)" и поставить точку, иначе минус, прыгать через скакалку на физре, знать время цветения растений, не растущих в моем регионе, сидеть ровно и не шевелясь, глядя на учителя, а еще - что "я" - последняя буква в алфавите.
В общем - все.
Сандру хвалят. В лицо и за глаза. Все время. Она - прекрасная, замечательная умничка, добрая и старательная девочка, хороший друг и помощница.
В Москве ее хвалил только преподаватель робототехники и наша няня, остальные постоянно твердили, что у меня неусидчивая и характерная девочка, у которой будут проблемы в школе и жизни.
Мои учителя в школе и музыкалке - это был вообще отдельный отжиг. Маме жаловались на меня постоянно - что я не хочу слушаться учителя, что я нескромная, неаккуратная, громкая, наглая, жестокая, ужасная, что я не умею общаться и постоянно дерусь, задаюсь (из-за чего учитель снижал мне оценки, чтобы не считала себя слишком умной), что я невнимательная и пишу, как курица лапой.
По музыке прекрасная преподавательница Бигус и вовсе лупила меня линейкой по рукам и верещала, что у меня нет слуха и за такую игру надо убивать (при этом диктанты на сольфеджио я писала идеально).
Сандра планирует учебный проект на следующий год. Я после первого класса серьезно думала о суициде как об отличной альтернативе второму. Но, к счастью, меня перевели к учителю года и просто хорошему человеку, так что дурдома стало меньше.
В общем и целом, когда я смотрю, как учится Сандра, у меня ощущение непрестанной эйфории.