Nov 03, 2014 09:30
после прочтения комментов я тут обнаружила интересную тенденцию: ряд комментаторов много раз написал, что женщины, оказывается, гораздо реже бывают насильниками, чаще всего их собственные насильники - это мужчины, а если мать избивает ребенка, давайте поищем мужчину, от которого она пострадала.
Мне кажется, это какая-то ужасно однобокая картина.
Женщины очень часто выступают насильниками по отношению к детям, запрещая им сопротивляться или жаловаться. Или к котам и собакам. Я неоднократно работала с клиентками, у которых был запрос на изменение этой ситуации.
Да, конечно, у мужчин есть тестостерон, и им больше разрешена агрессия в обществе, поэтому они чаще совершают преступления, за которые попадают в тюрьму - грабежи, изнасилования, нападения, убийства в драке.
Но у женщин тоже есть природная агрессивность, и неоднократно мы обсуждали проблему, что - с одной стороны - у женщины есть инстинкт сохранить ребенку жизнь и вырастить его до определенного возраста, а с другой - съесть, потому что он маленький и слабый. К примеру, умильное зрелище, когда кошка "укотовляет" крольчонка возможно только тогда, когда она сама только что разродилась. В нормальной ситуации она его сожрет.
Поэтому большая часть женского насилия обращена в адрес маленьких детей - тех самых, раздражающих, требующих постоянного внимания, непослушных, а самое главное - слабых. И эти женщины, которые ужасно избивают маленьких детей на людях (зайдите в ютуб, наберите "мать избивает сына") - отличный пример.
И большая часть физического насилия до десяти лет в анамнезе у моих клиентов - от матерей. Причем в ряде случаев, от матерей, у которых нет мужчин, рожденных от матерей, у которых нет мужчин, работающих в женской сфере - не найти там мужчину-абьюзера в семье, разве что нужно закопаться на четыре поколения назад. При этом, вырастая, клиенты также обесценивают свою боль и унижение, как это делали их матери. "Ну пороли меня - и что? Всех пороли" - это не считается преступлением в нашей стране. Вот и все.
При этом "любящие мамы", ломали детям руки, запирали без еды, били палками, оскорбляли. Я уже не говорю о конкретных криминальных историях, когда они возили своих детей на аборт или избивали в живот, чтобы "избавиться от плода", душили своих внуков и хоронили в огороде, закрывали в колодце с ледяной водой и прочим образом воспитывали.
Это не отменяет мужского насилия, но почему - как это происходит? - возникает идея, что у женщин агрессии нет или она возникает только в ответ на действия мужчины или потому, что там где-то был мужчина-абьюзер?
Это не так. Лично я помню, что когда я осталась на 21 день без смены с барышней 10 месяцев (такое у меня было один раз за детство дочери, и мне хватило), которая пытается есть все, что не прибито, а то, что прибито, просто облизывает (я не шучу - например в манеже она засосала насмерть петлю, за которую он складывался), я дошла до состояния, в котором несколько раз, когда она начинала плакать в пятый раз ночью мне несколько раз было проще оставить ее плакать на 2-3 минуты, а самой выйти в другую комнату и пошвырять ее мячики в стенку - потому что до этого я просто боялась, что я сделаю с ней что-то плохое - например, начну кричать или трясти.
Но я знаю, что многие мамы не утруждают себя таким. Более того, на детских площадках, пока я гуляла с маленькой дочерью, я это наблюдала постоянно - затрещины, оскорбления, а порой и полноценные истерики. Например, когда девочка в песочнице сунула себе в рот горсть песка (дети делают это) ее мама схватила совочек и начала ей запихивать песок в рот со словами "Нравится - жри еще!". Мы ее еле оттащили и пришлось вылить на нее бутылку воды, чтобы она пришла в себя.
Да, тут, конечно, можно порассуждать, где папы, почему женщины проводят так много времени с ребенком и так далее. И я понимаю, что рассуждать про это надо.
Но я сама себя ловила на том, что порой я так разговаривала с дочерью, как не стала бы больше ни с кем. И мне приходилось вручную останавливать этот процесс и запускать другой. И это возникает само собой - просто потому, что она слабее, и у меня есть власть. И если не осознавать это - то, что она меня слабее, и у меня есть власть - легко попасть в ситуацию насильника из жертвы (например, у меня как-то само собой вырвалось "маму бить нельзя" в адрес дочери - это то, что я слышала много раз в своем детстве. Когда маму было бить нельзя (в мои три-пять лет), а маме меня бить было можно, потому что "а как же иначе тебе объяснить?").
И - повторюсь - мой посыл состоит в том, что женщины также естественно агрессивны, как и кошки, как и кролики, как и морские котики. У них меньше гормонов, отвечающих за это, но в некоторые моменты гормональный статус меняется, а ситуация - очень непростая. И тогда любое животное (а мы биологически все-таки они), начинает проявлять агрессию, даже если его никогда никто не бил.
Поэтому как раз я обычно нахожусь в ситуации с клиентами, что мам и пап очень жалко, они были ужасно несчастны, бедны, страдали, у них было много проблем. Но то, что они делали со своими детьми - все равно недопустимо и ответственность за то, что они делали, лежит на этих людях, за исключением совсем психиатрических диагнозов.
гендерное