Про варианты решений

Oct 06, 2014 12:18

Мы с клиенткой тут недавно разговаривали про то, что у них в семье хотеть то, на что не было денег, называлось бездуховным. Ну то есть вместо того, чтобы сказать "у нас нет денег, и мне жаль, но я не смогу тебе это купить" (или что-то еще) ребенку говорили, что если он хочет, например, дорогую шоколадку, это очень плохо, потому что он бездуховный, шоколад есть тоже только у бездуховных, а духовные люди едят пустые макароны и благодарны хотя бы за это.

А потом мы как-то вышли на то, что в моей семье было мясо в это время. В самые голодные годы семья, в которой я росла, ужинала олениной, утятиной, куропатками и зайчатиной, и у меня была песцовая шапка на зиму.
Папа еще мечтал о том, чтобы у меня были настоящие унтайки из оленей шкуры, расшитые бисером - сапоги стоили очень дорого, но когда он принес подходящего оленя, мама перемудрила с выделкой и шкура "сгорела" - стала ломкой и хрупкой.

Ну вы догадались, да?
Мой папа был охотник, рыбак, грибник и ягодник. Он тащил из леса все, что там водилось, а порой и не только - например, в одну зиму он нашел в лесу два мешка капусты - то ли с грузовика упали, то ли кто-то хотел куда-то оттащить и не донес. Мама из нее потом супы варила.
Ну и вообще, осенью они делали припасы - морозили мясо, фрукты, ягоды, овощи, молоко - благо погода позволяла это все делать на балконе, варили варенье, настаивали водку на брусники, солили грибы и так далее. А каждую неделю или две отец на весь день уходил в лес с ружьем. Иногда еще со мной.
А мама потом разбиралась с дичью - разделывала, выделывала шкуры, шила из них вещи. Что-то еще сама вязала.
Она - человек с высшим образованием, учитель, старший методист города. И у нас бывало такое, что денег нет совсем. А вот чтобы еды не было совсем - никогда. В Норильске в девяностые, когда оба родителя работают на предприятии, которое не платило зарплату по 2-3 года так было не у всех.

И я вот сейчас - благодаря клиентке - в очередной раз поняла это. Что - на самом деле - мои родители в то время никого не учили жить. Они не говорили своим соседям - "ну что же вы просите у нас взаймы, говорите, что хлеба в доме нет - возьмите проволоку, накрутите петель, поставьте в лесу на зайцев, потом обдерите шкуру, а тушу положите в большую кастрюлю с водой на 24 часа - и будет отменное мясо". А шкуру обработайте уксусом с чем-то там еще (я не помню, у мамы была специальная книжечка с вариантами выделки) и сшейте ребенку шапку или воротник на пальто. Но сами они все это делали. Пробовали. Учились. Когда у отца кончилась дробь, а денег на новую не было (а ведь она стоит копейки!), он зарылся в какие-то книги, переплавил какой-то металлический мусор, сделал формочки и наделал себе дроби самостоятельно.

Еще мои родители не курили, пили очень редко, а закупками занимался папа - он сначала обходил все магазины, составлял список (не на бумаге - в голове, у него была эйдетическая память), где и сколько что стоит, у него был четкий расчет, что и для чего нужно, и только потом он все покупал.

И нас никогда не жалели родственники и соседи, потому что считалось, что у нас все в порядке, и мы можем выкрутиться. И - в общем - они были правы. Мои родители реально умели выкрутиться.
Они прямо-таки целенаправлено крутились.

При этом они были очень плохими предпринимателями - то есть все эти таланты работали только внутри семьи.

И, наверное, я как-то неосознанно переняла у них это. Я просто никогда не думала об этом именно в таком ключе - что мои умения находить работу или нестандартные решения задач - это может быть от них. Просто я это делаю в другой сфере.

И вообще это очень непросто, и этому трудно учить - я точно не учу - хотя какие-то бизнестренеры, вроде бы, это делают. Когда ты пытаешься каждую ситуацию рассмотреть с десяти сторон. Когда "если это случится, я застрелюсь" - это первый вариант, а потом ты ищешь второй, пятый, десятый. Проигрываешь, выигрываешь, получается, не получается. Как с выделкой этих чертовых шкур у мамы - она проштудировала кучу книг про обычаи северных народов и поговорила с большим количеством разных людей прежде, чем нашла какой-то хороший рецепт. И ей, наверное, просто не приходило в голову, что учитель - это интеллигенция, и он не должен марать руки в какой-то грязной шкуре.

Когда твое образование тебя не связывает, когда твой язык тебя не связывает, когда ты готов эксперементировать и искать - жить становится не всегда легче, но точно разнообразнее.
Наверное, поэтому я так люблю фразу "разрешите себе пробовать".

Новое - не всегда лучшее. Но иногда - это единственное спасение.

родители, психотерапевтическое

Previous post Next post
Up