Памятка близким людей, переживших насилие или изнасилование

Oct 15, 2013 10:59

после ряда групп и индивидуальных работ с этими темами я решила написать, что можно делать, а чего лучше не делать, если вы узнали, что с вашим близким это произошло.

Чего не надо делать ( Read more... )

психотерапия, отношения

Leave a comment

gelena_s October 15 2013, 08:04:00 UTC
Все очень по делу, спасибо! Распечатаю для клиенток.
Но добавлю еще один пункт: если несколько лет назад кого то из ваших близких изнасиловали и вы , как сейчас понимаете, оказались не на высоте. Особенно это касается ваших детей. Не еште себя, а извинитесь за невольно нанесенные обиды. Не бойтесь всколыхнуть старую боль! Больше всего ваши дети нуждаются в вашем извинении.
Это из очень долгого опыта работы с застарелыми травмами. Почти всегда там к травме добавлена выстроенная стена из невысказанных упреков родителям, что не поддержали и обвинили.
Сейчас работаю с женщиной за тридцать, у которой к изнасилованию уголовником в тринадцать лет добавлены ссылка к дальней родне, десятилетнее обвинение в развратных намерениях и обвинение в том, что отец мог сесть за нее в тюрьму так, как он организовал избиение этого уголовника до смерти.
Сейчас уже с ней намного лучше, но она еще никак не может собраться поговорить с родителями о прошлом, но без этого не будет настоящего исцеления.
Травма становится излеченной, когда человек спокойно говорит: да со мной это было, но это не запрещает мне жить и не накладывает ограничений.
И близкие своим извинением могут сильно приблизить этот момент жизни в полную силу.

Reply

imja October 15 2013, 08:09:43 UTC
что значит, без этого невозможно полное исцеление? Вы это прямо-таки клиентке говорите?

извините, а если родители настаивают на том, что ты - шлюха или отказывают принимать, что вели себя неправильно?
я тут с Вами в корне не согласна. не согласна от слова совсем.

хорошо, если близкие помогают. но если не помогают, не нужно толкать человека к ним за извинениями. исцеление возможно и без этого.
не обязательно об этом нормально говорить. вообще говорить с кем-то, кроме терапевта не обязательно, если человек не хочет.

у меня прямо-таки противоположное мнение. травма становится излеченной, когда не мешает жить так, как я хочу. говорить про нее мне не обязательно. тем более, спокойно.
и необходимость поговорить об этом с родителями может травмировать

Reply

gelena_s October 15 2013, 10:44:47 UTC
Все- таки я очень невнятно выражаю мысли письменно. Раз меня можно так понять.
Вы же написали памятку для близких, которые хотят помочь. Вот я и добавляю- для тех, у кого осталось чувство вины, что когда то вели себя не так. Это тоже по работе с клиентами. Там , где матери или отцы сумели извиниться за старые обиды детей, отношения намного быстрее становятся ближе. Они ведь тоже приходят на прием и рассказывают, что тоже годами носят на сердце вину. Это для таких случаев. Многие из них боятся просто извиниться, боятся снова ранить, но только делают более толстой стену отчуждения.
В том конкретном случае, что я очень отдаленно описала- там им всем давно надо поговорить. Они уже пять лет кругами ходят вокруг этой темы, родители всякими нелепыми способами пытаются загладить вину, но боятся трогать эту тему.
Тест на произносимость фразы: я пока еще очень обижена на ваше поведение, когда меня изнасиловали- обычный индикатор стадии работы. Уговаривать клиентку что то сказать родителям задачей терапии не является. Сейчас у этой клиентки по физиологическим маркерам реакции на само событие уже нет, а вот с обидой на близких еще надо работать.
Необходимости обязательно говорить нет, но допускать возможность сказать- очень желательно. Многие через пару лет звонят и говорят: мы с мамой вдруг вспомнили то время, пообижались, поплакали вместе, извинились друг перед другом и сейчас ощущение , как камень свалился.
Для меня все таки есть разница- могу говорить и говорю.
Извините, что невнятно выразилась.
Правда несколько удивило, что можно считать травму проработанной, если человек выдает физиологические реакции( дрожащий голос, пятна на коже и т.д. ).для меня тут как при фобичке или панической атаке- это главные показатели.

Reply

imja October 15 2013, 11:22:06 UTC
где я писала, что можно считать травму проработанной, если нсть физиологические показатели? не б
ыло такого.
что делать, если прошло много лет и есть чувство вин
ы- сложный вопрос. я бы сказала, что извиняться нужно, но вопрос формы и способа - отдельная тема

Reply

gelena_s October 15 2013, 12:51:46 UTC
Так если человек не может говорить спокойно- это и есть показатели физ.маркеров. Тон голоса, пульс, цвет кожи- составляющие состояния, простите за тавтологию.
А форма и способ- это уже задача, которая постепенно решается. Иногда у меня. Семейная и бизнес медиация- моя любимая тема. Но научить можно любого!
Главный критерий - появление интереса к противоположной стороне.

Reply

imja October 15 2013, 14:21:12 UTC
в смысле? я не считаю ненормальным, если человек, вспоминая изнасилование, заплачет или разволнуется. это не значит, что он все еще в травме. я когда свою первую учительницу вспоминаю - кажды раз говорю матом и злюсь. нет у меня там спокойствия, сука она была. а вот если мне плохо становится или физиология зашкаливает - тргда да. ждать, что жертва захвата заложников будет говорить об этом спокойно мне кажется странным.

Reply

gelena_s October 15 2013, 15:08:03 UTC
Ну тут подходы разные, я умею всю физиологию из тела убирать. Ко мне часто и приходят другими коллегами присланные, когда человек после травмы от прикосновений шарахается. Я же и после взрывов в метро работала, все мои быстро стали снова в метро ездить.
Ведь если человек реагирует на травму, то он реагирует на похожих людей, похожие интонации, жесты.
Ребята после Чечни очень не радовались, когда у них спонтанные реакции на родню включались.
Ре- это повторение, акция - действие, реакция- это повторенное действие, привязанное уже к другому объекту.
После того, как у моего ученика в крупном областном городе один из бойцов проломил грудную клетку сестренке, которая по дурости прыгнула на него со спины из шкафа , мы серьезно занялись разработкой техник снимающих посттравматические проявления, как именно телесные.
И мне нравятся результаты, клиентам больше эти эпизоды не снятся, они их помнят, но как воспоминания, иногда как испытания, иногда как урок( в зависимости от контекста), но давление не повышается, сердцебиение не усиливается. Эмоции тоже как правило слабой выраженности. Но злость при воспоминании для меня лично повод снова с этим работать.
Вот жду не дождусь когда с коллегой из ЮАР снова встречусь и отработаю пару эпизодов, которые меня включают в острые эмоции.
Да, в эпизоде с бойцом все остались живы, да и парень в порядке, уже женился давно.

Reply

imja October 15 2013, 15:14:47 UTC
Вы явно здесь что-то путаете или не так понимаете.
Я считаю, что если убрать всю физиологию, мы убираем опыт. Я считаю, что это ДОЛЖНО оставаться, а не я чего-то не умею.
Одно дело - когда я не могу ездить в метро после взрыва, и совсем другое - когда я не помню, как мне было страшно или больно.
Я считаю, что вспоминать об этом и - может быть - волноваться или плакать - абсолютно нормальная часть.

Мой ребенок, например, может вспомнить, как потерялся или сломалась игрушка, и заплакать или загрустить. Это не значит, что у нее стресс или невроз. Это нормально.

И, конечно, она плачет и расстраивается не так, как это было тогда.

Меня пугает то, что Вы пишете - и то, что исцеление невозможно, и то, что физиологических реакций не должно оставаться.

Reply

gelena_s October 15 2013, 15:42:30 UTC
Просто у нас с вами , наверное шкала эмоций разная. Я же написала- люди все помнят, эмоции есть, но спокойные, не мешающие жить.
Вы пишете про тоже самое. Но в шкале у вас приняты более яркие проявления. Может у нас с вами разные клиенты. Они же под терапевта подбираются. Да и мои мальчишки как то из за игрушек не плакали, даже дрались мало. Последний раз грустили сильно из за погибшего хорька, но без слез- тишина просто долго была.
Про полное исцеление- ну это как с изучением иностранного, приближающаяся величина. Можно прекрасно говорить, но знать как родной, практически невозможно. Так и с полным исцелением- любой опыт все равно память тела и души. Нужно ли полное то?
Так что это скорее фигура речи. Но люди поговорившие о прошлом с участниками событий, как правило чувствуют себя лучше- это просто мой опыт с девяносто третьего года, кое какую статистику я собрала.
Это очень хорошо, когда люди по разному видят норму. Удачи вам!

Reply


Leave a comment

Up