Десять лет хора во мне

Oct 06, 2014 16:32

Десять лет назад я, тогда первокурсница факультета политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета, пришла в начале сентября (наверное, 1 сентября, хотя не уверена) в свою музыкальную школу. ДМШ №1 имени Гельмера Синисало, которую уже закончила, но в те годы ещё захаживала туда. Пришла, видимо, навестить преподавателей и, не в последнюю очередь, похвастаться поступлением. Конечно, я всегда была отличницей и всё такое, но для девчонки из общеобразовательной школы поступление в университет (в сам ПетрГУ!!!) было вроде как отметиной престижа.

Все меня поздравляли (это я придумываю, на самом деле я не помню), а преподаватель сольфеджио и музлитературы Варфоломеева Татьяна Георгиевна посоветовала мне пойти в университетский хор, хор Терацуянца. Иди, мол, говорит, раз есть возможность поработать с таким человеком. Видимо где-то в глубине головы эта мысль осталась лежать, хотя я тогда это не отрефлексировала - сильных успехов в области хора у меня в музыкальной школе не было, хотя сейчас я могу вспомнить кое-что приятное из хоровой школьной жизни.

Прошёл сентябрь. Я в пылу свойственного мне обрубания концов после выпуска из школы порвала со всеми предыдущими внеучебными занятиями. Ведь мама всегда говорила мне:
«не разбрасывайся». Буду, думала я, учиться. Ага. Не, ну правда, ребята, я - не тот человек, который упирается в одно действие, в один процесс и при этом остаётся весел и удовлетворён. Как показывает мне моя история дел и занятий.

Однажды в октябре, во вторник, сидя на парах, я подумала, что надо бы заглянуть в главный корпус на кафедру культурологи и узнать про хор. И ровно в тот же день к нам в группу пришли пятикурсницы Аня Тарасенко и Лена Цумарова и стали рассказывать про хор. Кроме того, они упомянули, что именно, сегодня, во вторник, будет женская репетиция в 19:30 в главном корпусе, в аудитории номер 347. Я подумала, мол, судьба. И после пар и какой-то консультации рванула на проспект Ленина, в главный корпус. Собственно, я не очень знала, где находится аудитория, а может боялась туда заходить, потому что в то время могла растеряться абсолютно без повода. Я поймала первую попавшуюся девушку возле лестницы на третьем этаже, спросила: «А Вы на хор?» Девушкой оказалась Оля Савельева, сопрано, которая отвела меня на 4 этаж, на кафедру культурологии, где сидел Тер (тогда для меня он был «Георгий Иванович Терацуянц» - потому как мой слух долго не воспринимал «Ервандович») , а вместе с ним и Коля Маташин. Тер задавал мне какие-то вопросы, а Коля сказал, мол, симпатичная, можно брать.

Потом мы спустились вниз, на третий этаж, в репетиционную аудиторию, где Тер меня прослушал. Это было ужасно. Он также спрашивал меня названия играемых аккордов, поскольку я сказала, что закончила музыкальную школу. Но я не помнила ровным счётом ничего и от этого терялась ещё больше. Тер очень неодобрительно покачал головой и посадил меня во вторые сопрано между Катей Е… (представляете, забыла фамилию, которая была тогда у директора хора, Кати Кислициной) и Марианной Варламовой. В тот день учили «Радостно» Чайковского из «Пиковой Дамы». Я помню, что сидела на третьем ряду, на парте.

Так я пришла в хор, который не слышала. Дело в том, что при поступлении в университет, несмотря на то, что в актовом зале ПетрГУ проводилось два концерта в один день, День Первокурсника, ни на один из них в зал я просто не влезла и хор не слышала. И на подготовительные курсы в университет не ходила по вечерам и не слышала репетиций. Так, вслепую, во многом случайно, началась самая волнительная история моей жизни. Семь лет отношений с хором ПетрГУ захватили меня полностью: были и слёзы счастья от причастности, были и слёзы горя от собственной бесталанности, были и слёзы сквозь «Марш энтузиастов» на похоронах Тера, были и слёзы отчаяния из-за обид и неспособности встроиться в коллектив после того, как все мои друзья поуходили, слёзы из-за безответности моей любви к хору. Было ещё много другого. Были слёзы, рвущиеся наружу во время пения, перехватывающие горло на концерте. Была нарезающая круги над коллективом душа на репетициях, были потрясающие проекты, солисты, оркестры, оперы, кантаты и ещё, и ещё…

Когда я уже после прихода в хор навестила своих педагогов в музыкальной школе, моя новость о том, что я теперь пою в хоре ПетрГУ вызвала большой ажиотаж: первой я пришла к преподавателю по специальности, Сусанне Николаевне, а потом, когда после обхода нескольких других педагогов, зашла в хоровой класс, я обнаружила там Сусанну Николаевну, рассказывающую школьному хормейстеру Ольге Петровне о том, что я пою в хоре университета.

Я помню всё. Помню, как Иришка пришла в хор, что Тер сказал по этому поводу, помню папки с нотами, хоровой журнал, ощущения, когда вступает мужской хор… Помню тех, кто помогал мне в партии вторых сопрано, когда я была новенькой, помню, кому помогала я.

Нет, правда, я не знаю ничего о любовных отношениях между людьми. Точнее, всё, что я знаю, я почерпнула из анализа литературы, кино, наблюдаемых жизненных ситуаций и т.д. Но я точно знаю всё об отношениях с хором.

В октябре 2011 года я пришла в хор ЛЭТИ. Недавно, в сентябре 2014, я съездила в свою первую в жизни заграничную поездку с хором. В феврале 2013 я начала реализовывать своё безотчётное, зудящее желание создать свой хор. Теперь у меня есть ХОРЕУ. Отношения с ХОРЕУ, наверное, как с ребёнком - если в хорах, в которых я пою, я вижу воплощение спутника жизни, то ХОРЕУ ещё воспитывать и воспитывать, выпускать в жизнь, совершенствоваться самой ради него.

Если быть честной, в ЛЭТИ я пришла с чёткой установкой не вступать во взаимоотношения с хором. Я пришла петь. И всё. Работать. А теперь мне страшно. Знали бы вы, как. Мне страшно, потому что я чувствую. Я никогда не забуду свою первую любовь - академический хор ПетрГУ, самый лучший хор в мире. Но я, наверное, наконец-то им переболела и теперь открыта для новых отношений с коллективом и музыкой. И мне так чертовски страшно от того, что я начинаю чувствовать к хору ЛЭТИ. Я не хочу, правда. То есть, хочу, конечно. Я боюсь, что второй раз так не переломаюсь. То есть не восстановлюсь.

А тем временем, пока я всего этого боялась и отдалялась, мой особенный и родной ХОРЕУ плотно уселся в моём сердце. Все подпирают друг друга локтями, иногда им тесно, однако в целом все ладят. Но, по поводу этой любви, ребята, у меня нет никаких вопросов и сомнений.

Пы.Сы: итог таков - 10 лет в строю. 9 - в рядах вторых сопрано и 1 - среди первых. А с ХОРЕУ я распелась до альтов :0)

Хор

Previous post Next post
Up