Приятно познакомиться, Чарльз Спенсер Чаплин.

Jul 12, 2011 13:03

Я уже недели две поглощена Чарльзом Чаплиным. Точнее его полнометражками. Всё началось с книги по семиотике кино, где в качестве одного из примеров описывался знаменитый "танец булочек" из к/ф "Золотая лихорадка". И ещё там упоминался фильм "Огни большого города" ("City lights"). Я подумала, что, как же так, я никогда не интересовалась Чаплиным, надо, что ли, для общего развития это исправить.



Для меня, тёмной, тогда Чарльз был всего лишь человеком в огромных штанах, ботинках, в котелке и с тростью. Бродяжка. И больше ничего - отложившийся из-за обработки потоком информации образ.

Итак, я начала с фильма "Огни большого города". Он снят в 1931, когда звуковое кино уже вовсю распространилось, но Чаплин намеренно снимал этот фильм немым (лишь добавив некоторые звуковые эффекты, что уже позволяла техника). Здесь оговорюсь, что я купаюсь именно в работах самого Мастера, которые он режиссировал, для которых писал сценарии, музыку, в некоторых играл, в том числе и в традиционном образе Маленького Бродяжки, принесшем ему популярность. Где-то он отводит себе только камео.

Так вот, о фильме. Я никогда бы не подумала, что может настолько захватывать немое кино. Финальная сцена трогает до слёз.

На моём счету несколько немых фильмов: "Малыш" ("The Kid"), "Золотая лихорадка"("The Gold Rush"), "Огни большого города" ("City Lights"), "Люди искусства" ("Show People"), "Цирк" ("The Circus"), "Парижанка" ("A Women of Paris: A Drama of Fate"). И чуток звуковых: "Великий диктатор" ("The Great Dictator"), "Месье Верду" ("Monsenuor Verdu"), "Король в Нью-Йорке" ("A King in New-York").

Просто потрясающе. Очень живые фильмы, темы актуальны до сих пор. За свою деятельность Чаплин подвергся гонениям в США, и был в конце концов выдворен из страны. Для меня этот человек не просто удивительно обаятельный мужчина (даже в свои 68 лет в фильме "Король в Нью-Йорке" он просто великолепен), но и талантливый герой. Очень подкупает стремление донести какие-то идеи, мораль через свои произведения, которые он создавал полностью сам. Каждый его фильм - произведение искусства, в котором видны годы кропотливой работы.

Я понимаю, что не раскрываю тем и сюжетов, но и не хочу, наверное. Я бы советовала посмотреть самим. Меня больше всего обескураживает, что практически в каждом фильме, не смотря на все трагичные линии сюжета, в финале всегда есть надежда и свет. Мне кажется это очень правильным - это не просто американская страсть к "хеппи энду" (сам Чаплин англичанин). Это очень важно - не смотря ни на что дать надежду, дать ориентир. Не втоптать существующую реальность в грязь, обсмеяв её, цинично вскрыв всю мразь и не предложить ничего взамен (чем так грешит современная литература порой). А дать сначала прочувствовать всю боль и несправедливость существующего положения вещей и в конце концов подсказать выход.

Исключение составляет, пожалуй, только "комедия убийств" "Месье Верду". Никакого хеппи энда, и даже, кажется, никакой надежды. Серийный убийца и многожёнец с поднятой головой идёт на казнь, принимая то, что он заслужил, и, кажется не виня общество в том, что оно довело его до этого - работавший клерком в банке 30 лет она был первым уволен после наступления Депрессии, принялся мошенничать и убивать, чтобы содержать жену-инвалида и ребёнка, ничего не знавших о его "бизнесе", но, в конце концов лишился и их. Но без речей о морали из уст главного героя в финале и этот фильм не обошёлся: он обращается к известной идее о том, что убийство одного - преступление (к этой категории он причисляет себя), а убийства миллионов людей - героизм (речь велась о войнах). Масштабы оправдывают всё.

И, наконец, вчера я посмотрела фильм "Король в Нью-Йорке" (1957). В нём отражено и развращённое общество, жажда наживы как двигатель всего, прочие пороки (сцена в кинотеатре с анонсами фильмов, которые полны насилия и прочего бреда; мания молодости с помощью пластических хирургов, рекламная индустрия). Страх американцев быть замеченными в связи с коммунистическими партиями, преследование коммунистических взглядов. То, что Америка совсем не свободная страна. Я смотрела и видела то, что обычно говорят о советском обществе - дикий страх сказать не то и не там и преследования за это; то, что ассоциируется с современным обществом порой - меркантильность и развращённость. Но всё это - Америка середины двадцатого века в чёрно-белом фильме Чарльза Чаплина.

Это видео - фрагмент из фильма, где Король Шадов (Чарльз Чаплин) встречает в школе, которую ему показывают, мальчика-коммуниста (сын Чаплина).

image Click to view

Арт, Настоящее, Вот такое кино

Previous post Next post
Up