Сразу оговорюсь, что "музей музыки" - понятие довольно абстрактное. Это и музеи музыкальных инструментов (как себя и позиционирует, помнится, берлинский). Однако Музей им. Глинки в Москве - в чистом виде музей музыкальной культуры, с тематическими выставками, оперным клубом и т.д. Здесь мне хотелось бы представить свои мысли и впечатления относительно музеев в целом и сконцентрировать внимание на подаче коллекции музыкальных инструментов в трёх различных музеях: Музей музыкальных инструментов в Берлине, Музей музыки в Шереметьевском дворце в Петербурге и Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки.
При этом не хочется измысливать финансирование музеев и их разные статусы и местоположение. Те вещи, о которых хотелось бы поговорить, как мне кажется, решаемы в большей степени грамотным управлением, а не только деньгами.
***
Итак, мне посчастливилось в жизни провести почти неделю в Берлине полтора года назад. Если быть точной, это были пять дней непрерывного хождения по музеям.
Такого высокого уровня я не видела нигде и никогда (очень немногие музеи в Берлине разочаровали). Как сейчас помню, в среду во второй половине дня была возможность сходить в музей по выбору (в основном мы ходили группой). И я отправилась в Музей музыкальных инструментов, недалеко от Александр плац.
Это - ссылка на раздел "Экспонаты" на сайте музея:
http://www.mim-berlin.de/exponate_758.html#highlights Но вряд ли она кому-то поможет. Единственный отмеченный мною глобальный минус музея именно в сайте - он скуп, сух, непривлекателен и неудобен. Поэтому вот ещё ссылочка на англоязычную Википедию:
http://en.wikipedia.org/wiki/Berlin_Musical_Instrument_Museum Именно статья на английском в Википедии оказалась составлена наиболее наглядным образом.
Итак. Дело шло к закрытию, к тому же был будний день, так что я бродила в полном одиночестве. Суровые немецкие охранники ничуть не мешали мне фотографировать инструменты с различных ракурсов (что мне, кстати говоря, очень нравилось там в музеях - отсутствие необходжимости покупать отдельный билет на фотографирование и единая цена за билет в музей, где ты не вынужден платить в два раза больше только потому, что ты иностранец). Признаюсь честно, имея
пунктик на разного рода клавишные я практически не заметила всех остальных инструментов. Но они там есть, честное слово.
И вот здесь - огромный плюс. Как видно по картинке - помещения музея вполне себе позволяют экспонировать крупные клавишные инструменты. И пространство выставочное использовано, на мой взгляд, очень грамотно - к каждому инструменту легко подойти, большинство открыто - можно легко рассмотреть внутренне устройство любого клавикорда, рояля и т.д. Особенное удовольствие мне доставили стенды и модели, иллюстрирующие изготовление рояля и каждую составную частичку современного фортепиано. Правда я ой как не сильна в немецком, а рядом было текстовое описание процесса, которое я осилила лишь наполовину.
Кстати говоря, ещё один глобальный минус музея, кроме сайта - описание экспонатов только на немецком. Однако фонд музея, судя по всему, впечатляющих размеров. По крайней мере, что касается клавишных.
***
Перемещаемся во времени на год вперёд. Весна 2011, Санкт-Петербург, Музей музыки в Шереметьевском дворце. Оговорюсь, что музей является филиалом Государственного музея театрального и музыкального искусства. Экспозиции в основном здании, кстати говоря, производят глубокое впечатление - они современны, пространство организовано чудесно - воздействует на чувства зрителя. Звуковое сопровождение, и даже так редко встречающийся в наших музеях интерактив - конструкция вроде стула, когда на неё садишься, она начинает вращаться, часть её составляют жуткие шестерёнки; при этом в этом зале на экране проходит видеоряд, рассказывающий о "Деле Мейерхольда", сопровождаемый звуком прокручивающейся на старом проекторе плёнки - до мурашек.
Но, простите, Музей музыки в Шереметьевском дворце меня неприятно поразил. Точнее первый этаж. Открывается экспозиция листком бумаги с текстом о том, что в коллекции музея находится более трёх тысяч инструментов, она одна из самых больших и вообще самых лучших. По крайней мере в России. И после такого вот текста идёшь по вытянутому длинному залу (точнее каридору со сводчатыми потолками, напоминающему монастырский подвал), где еле-еле помещаются экспонаты.
Нарисовавшаяся экскурсионная группа школьников очень мешает перемещаться.
Огромный минус: сама экспозиция. Когда в кубической стеклянной витрине буквально "натыкано" несколько десятков духовых инструментов в нескольких сантиметрах параллельно друг другу и сопровождается это всё одной маленькой бумажечкой вроде "коллекция духовых инструментов" - это, мало того, что дурновкусие и неуважение к посетителю. По-моему, это непрофессионально. И вот вся экспозиция в таком духе - посмотрите, у нас куча инструментов, вот они - в каждый угол рассованы. Никакого описания, никакой информации они не несут. Я не люблю ходить по музею с экскурсоводом. Но, боюсь, что даже это не помогло бы, вряд ли работник музея смог бы рассказать о каждом инструменте в подобной витрине.
Ещё не понравилось состояние инструментов - я понимаю, что музею выгодно подчеркнуть, что у них в коллекции есть старинные инструменты... Но, во-первых, в действительности их выставлено мало, а во-вторых, гордиться нужно не тем, что они есть, а тем, что они содержатся в должных условиях и должным образом отреставрированы. Я задумалась над этим позднее, в Москве. О том, что иногда полезнее выставить восстановленный инструмент или своего рода "репродукцию" вместо оригинала, чтобы восполнить информативную часть.
Заметила странность: клавикорды, выпущенные за границей, в музее так и назывались клавикордами. А точно такие же клавикорды, но выпущенные уже в Российской Империи почему-то упорно названы "прямоугольным фортепиано" на бирках музея. Но тут уж я не специалист, поэтому оставлю за собой только право удивиться и интерес к этому вопросу.
Второй этаж, по счастью, практически нивелировал жуть первого. В нём воссозданы интерьеры дворца и экспонируются некоторые инструменты прямо в интерьере.
Несколько залов посвящены именно коллекциям инструментов.
Эти экспозиции составлены и оформлены как нельзя более грамотно за одним обидным исключением. Одной из гордостей музея, как я поняла, являются несколько инструментов великих музыкальный деятелей XIX - XX веков. Так вот, когда в прямоугольном пространстве стоит восемь роялей в два ряда и этот прямоугольник ограничен ленточками - довольно сложно не то что рассмотреть надписи, кому принадлежали инструменты второго ряда - сами-то инструменты, несмотря на их размер, не рассмотришь.
Да, чуть не забыла - страницка Музея музыки на сайте Государственного музея театрального и музыкального искусства:
http://www.theatremuseum.ru/expo/sher.html Сайт, к слову, очень приятный. Не чета немецкому.
***
Июнь 2011, Москва, Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Самые свежие, яркие и, пожалуй, почти безоговорочно приятные впечатления.
Да, стоит отметить одно важное отличие наших крупных музеев от немецких. Там мы были полностью предоставлены сами себе (даже и в небольших музеях маленьких городов). Никаких тебе смотрителей. У нас так или иначе, встретишь везде в уголку зала приятную (когда как, правда) женщину или даже иногда мужчину. ТАк вот, пресловутый человеческий фактор обернулся для меня в московском музыкальном музее невероятно приятным времяпровождением! Это было так неожиданно и так чудесно! Нигде, честное слово, нигде я не встречала таких вежливых и душевных смотрительниц, наполненных одновременно чувством собственного достоинства и открытостью для посетителя!
Здесь я тоже бродила перед закрытием, и на выставке, посвящённой 120-летию со дня рождения Прокофьева для меня специально включили свет. Экономим, говорят, потому и выключаем, когда никого нет.
Однако остановлюсь я на экспозиции музыкальных инструментов, которая в этом музее называлась "Инструменты народов мира". Провожая меня в этот зал и закрывая за мной дверь работница музея сказала прекрасную, никогда прежде не слышанную мною фразу: "Приятного отдыха". Я оторопела от такого чудесного обращения и по телу разлилось что-то совершенно блаженное. Чёрт подери, это ведь действительно, такое сопряжение не только жуткой душевной работы, но и морального отдыха. И я принялась отдыхать - всплёскивая руками перед каждым пяты инструментом и чуть не разревевшись перед одной скрипкой XIX века чудной работы.
Музей честно признаётся, что я их коллекции всего несколько сотен инструментов. Но то, как они выставлены, оставило во мне очень сильные впечатления.
Пространство разделено на пять условных залов, каждый из которых обозначен своим цветом. Синий был посвящён скрипичным мастерам, обычно же в залах помещаются инструменты народов, населяющих Россию, Азию, Америку, Европу, Австралию.
Полюбовалась на отдельную витрину карельских инструментов.
Но суть даже не в том, что там выставлено (хотя меня до сих пор мучает неизвестность относительно камертонового прибора, о котором мне не смогли рассказать смотрительницы, а экскурсионный отдел уже закрылся на тот момент), а в том КАК. Все инструменты очень искусно закреплены в витринах. Краткое описание дано довольно грамотно, хотя не всегда удавалось по цифрам найти соответствующий описанию на витрине инструмент. В каждом зале дано описание экспозиции зала в целом, с краткой исторической справкой. Оригинальные инструменты искусно восстановлены, по заявлянию работников музея - все выставленные инструменты находятся в рабочем состоянии.
Здесь я увидела потрясающую вещь - в одном из залов стояла табличка с рекламой магазина, который предоставил струны для инструментов. Она не была какой-то вычурной, просто сообщала о том, что именно этот магазин предоставил струны. По-моему это очень грамотно - для музея незатратно поставить табличку и получить струны, для магазина выгодно. И волки сыты и овцы целы. По-моему экспонирование инструментов в хорошем состоянии - это очень хороший тон. Это глубокое уважение к посетителям.
Я заметила в углу одной из витрин европейского зала гитару, повёрнутую "спиной" деки. Одну-единственную гитару, все остальные были закреплены в витринах нормально. Когда я как-следует вытянула шею и посмотрела сбоку, я поняла, что у неё нет струн. Одна-единственная гитара, у которой в прекрасном состоянии дека, но ей по какой-то причине не досталось струн, стыдливо повёрнута спиной! Меня это умилило.
Страничка экспозиции на сайте музея:
http://www.glinka.museum/for_visitor/expositions/ Таки сайт чудесный. И вообще в этом музее я наткнуласть на много грамотных вещей, начиная от проводимых мероприятий, предложения по детским праздникам и т.д.
Едиственный минус - организация пространства музея в целом - очень большие холлы на каждом этаже совершенно не используются. Разве что только там иногда проводят какие-то мероприятия.
И, да, названия инструментов, по-моему, даны на двух языках - русском и английском, что тоже большой плюс.
***
Подытоживая: возьмём вежливость работников, богатство коллекции и грамотное экспонирование, сотрудничество со спонсорами, удобный современный красивый сайт, ещё пару штрихов...и получим сильно действующий на эмоции музей. Положительно действующий.
А что ещё нужно...только чтобы кто-то желал Вам приятного отдыха при входе в зал.