Писал в сентябре 2013 для одного из банков.
1 сентября 2013 года, выступая во Владивостоке, Президент РФ В.В.Путин фактически публично признал экономический спад в РФ, - "Сейчас мировая экономика припала и наша за ней присаживается. Это означает, что поскольку она (российская экономика) не растет такими темпами, как мы ожидали, то не будет соответственно и доходов, которых мы ожидали".
5 сентября 2013 года Министр финансов РФ Антон Силуанов предложил сократить расходы федерального бюджета РФ на 5% в 2014-2015 годах, т.е. фактически провести секвестр бюджета.
О предкритической экономической ситуации в стране и в мире в целом давно говорили некоторые российские экономисты, однако их мнение игнорировалось ввиду доминирования либерально-монетаристских принципов и по политическим мотивам.
Упрощенно эти принципы выливались в схему современного бизнеса, - приобрести актив, взять под него кредит, получить прибыль, приобрести актив, взять под него кредит и так до тех пор, пока доходы позволяют обслуживать кредиты.
Что касается потребительского кредитования граждан, то за последние 10 лет требования к заемщику существенно упростились, объемы кредитов с полным залоговым обеспечением сократились. Вдобавок, некоторые банки высказывают опасения ввиду высокой закредитованности населения и роста просроченных платежей, а в целом по стране уже сформировался некоторый класс заемщиков, которые перекредитуются на бОльшие суммы, чтобы закрыть прошлые кредиты, которые они не в состоянии погасить.
Самое важное, что в основе стабильности этих схем лежит постоянный рост конечного спроса на товары и услуги. В случае экономического спада спрос будет неизбежно падать и поэтому вся эта конструкция рискует рассыпаться, как карточный домик.
На сегодняшний день в силу вероятно политических причин нет общедоступных данных на тему уровней падения спроса и уровня дна экономического спада. Экономисты, чье мнение не признается правящей элитой РФ, заявляют, что оптимистичный вариант - откат в район 1990-х годов, пессимистичный - 1960-х. Экономисты, признаваемые руководством страны заявляют либо о незначительном спаде темпов роста, либо о цикличности развития экономики и что обязательно после спада начнется рост.
Отдельный вопрос, что же действительно является причинами экономического роста РФ и мировой экономики в целом, который рассмотрим ниже. Сейчас я смею утверждать, что мы уже прошли пик максимального развития и далее нас ждет устойчивая тенденция вниз, возможно с некоторой стагнацией на существующих уровнях и, возможно, с некоторыми ограниченными периодами роста.
Эта ситуация особенно затрагивает финансовый сектор. Коммерческие банки в течение последних 10 лет увеличили свои показатели на порядок. В первую очередь - свои кредитные портфели. В теории, рост кредитования должен разгонять экономику, граждане должны становиться богаче и позволять себе большие кредиты, которые в свою очередь также будут стимулировать экономику. Частично это работало в западных странах последние 30 лет и в РФ последние 15 лет, однако такая схема не может быть вечной вообще, и в нашем конкретном случае россияне во многом разгоняли экономики других стран, приобретая на заемные средства импортную продукцию и оборудование. А в условиях экономического спада доходы заемщиков будут падать, граждане будут становиться беднее, следовательно, полностью меняется объективная реальность.
На протяжении 15 лет был экономический рост и постоянный рост доходов населения, теперь будет постоянный экономический спад и постоянное падение доходов граждан и организаций. Отсюда возникают проблемы - и количество платежеспособных заемщиков и суммы кредитов будут уменьшаться, но бОльшая проблема - будет рост просрочек и невыплат по уже взятым кредитам. При этом даже отчуждение залогов не сильно поможет ситуации, так как оценка залога по кредитам с обеспечением (как правило - недвижимое имущество в случае ипотечного кредитования, а также движимое при автокредитовании) производилась исходя из текущих цен и, возможно, текущей ликвидности, которые сформировались на растущем рынке. А при падающем рынке стоимость активов сильно обесценивается. В случае если банки начнут массово реализовывать залоговое имущество, это может еще больше снизить цены.
Вырисовывается не совсем радостная картина после стольких лет благоденствия, однако она объективна и в этой ситуации руководство банка входит в момент принятия решений или точку выбора. Что делать?
1. Продолжать следовать ранее выбранной стратегии, она показывала себя отлично последние годы, значит и далее будет показывать серьезный прирост.
2. Вести агрессивную политику увеличения доли рынка, например, увеличивая кредитный портфель преимущественно за счет потребительского кредитования, а так как рынок насыщен, то, в первую очередь, переманивая клиентов других банков и вводя программы премирования заемщиков, которые берут кредит в первый раз. И, возможно, снижая свои нормы прибыли различными способами, следовательно, предоставляя клиентам более выгодные условия, чем ранее.
3. Изменить стратегическое планирование с точки зрения новых обстоятельств. Прорабатывать и внедрять комплекс мероприятий, направленных на сохранение достигнутых долей на рынке банковских услуг и сохранение бизнеса в целом и при этом, учитывая, что в дальнейшем успешный годовой результат может быть отрицательным, например падение на 10% в год может означать успех потому, что конкурирующие организации упадут на 12-15%.
Основная проблема в выборе решения из этих пунктов - невозможность оценить риски макроэкономического уровня, ввиду слишком большого количества неопределенных факторов. Например, неясная ситуация с конфликтами на Ближнем Востоке, насколько они могут затронуть мировую экономику. Неизвестная ситуация с последствиями наводнения 2013 года на Дальнем Востоке для экономики России.
Поэтому считаю разумным уже сейчас готовиться к возможным негативным последствиям падения спроса, меняя приоритеты от получения максимальной прибыли к сохранению бизнеса.
Во-первых, учитывать в стратегическом планировании снижение показателей банка в зависимости от объективных обстоятельств: снижение темпов экономического роста, снижение покупательской способности граждан, падение экспортной выручки, задержки в выплате заработной платы, рост стоимости продуктов питания, тарифов. При этом стоит производить свои расчеты, не надеясь на достоверность официальной статистики. У меня нет точных данных для расчета, но стоит учитывать, что при негативном, но мягком развитии событий через 3-5 лет показатели банка могут откатиться на уровень 2008 года. Через 10 лет - на уровень 2003 года. Если не предпринимать никаких мер, то ситуация может развиваться стремительнее и более жестко.
Во-вторых, проработать варианты перехода к более консервативной политике, увеличивать долю на рынке традиционных банковских услуг, возможно, снижая комиссионные платежи, нормы прибыли для банковских операций.
В-третьих, подходить к кредитованию дифференцированно, то есть ужесточить требования к определенным группам заемщиков и залогам, в то же время привлекая и предлагая более выгодные условия надежным клиентам других организаций. На мой взгляд, оценка заемщика по нынешним скоринговым моделям в условиях экономического спада приведет к негативным результатам, имеет смысл использовать дополнительную оценку, исходя из анализа, какие отрасли будут падать сильнее и раньше. Какие организации могут иметь сложности из-за падения спроса ввиду значительной долговой нагрузки и ввиду смены приоритетов потребителей (продажа изделий класса люкс, крупные продуктовые дискаунтеры, отделочные и строительные материалы, продажа пива, рекламный бизнес). Какие-то отрасли напротив, имеют шансы увеличить свои прибыли в условиях кризиса (продажа автозапчастей, ремонт автомобилей, продажа дешевого крепкого алкоголя).
В-четвертых, разрабатывать планы сокращения существующей инфраструктуры банка, штата и заработной платы в случае исполнения негативных прогнозов.
То есть быть готовыми к вероятным тяжелым последствиям кризиса. Можно сказать, что кризис, в котором мы уже живем, является пересечением разных объективных явлений в одном временном интервале.
Чтобы понять, чем я руководствуюсь в данном анализе, необходимо провести краткий исторический экскурс. Пик развития современной экономической модели (модели научно технического прогресса) пришелся на 1960-1970-е годы. В двух крупнейших державах - полюсах мира разразились кризисы эффективности капитала, в СССР в 1960-х, в США - 1970-х. Инвестиции в реальный сектор экономики стали приносить все меньше прибыли, рост экономик замедлился. А для существования современной экономической модели необходим постоянный рост экономики, который осуществлялся в первую очередь за счет расширения рынков сбыта. В следствие госпланирования, кризис в СССР протекал незаметно для населения, смягчение падения было найдено в высокоприбыльной нефтяной отрасли, доходы от которой компенсировали убытки и стагнацию других отраслей. В США кризис в 1970-х годах протекал резко и остро, уже в 1971 году США произвели дефолт, фактически девальвировав доллар на 70% по отношению к стоимости золота.
До кризиса соотношение активов финансового сектора к ВВП США составляло чуть более 100%. С точки зрения экономической теории, это нормальный показатель для сектора банковских услуг, так как основная роль коммерческих банков - брать на себя риски производителей.
(За график спасибо
spydell)
Выходом из кризиса 1970-х стала "рейганомика" - набор мер для стимулирования конечного спроса. Основное - кредитования населения без возврата тела кредита с возможностью рефинансирования под залог. При постоянном росте рыночной стоимости залога - недвижимости и постоянном снижении процентной ставки ФРС США. В течение 8 лет доля активов банков увеличилась по отношению к ВВП в 2 раза, улучшились некоторые параметры американской экономики, однако это не решило основную проблему и разразился кризис 1990х (обвал фондового рынка в 1987 годы был прологом этого кризиса).
Развал СССР освободил значительные рынки для производителей из США и стран-спутников. Захват новых рынков сбыта позволил оживить американскую экономику и увеличить активы банков США до 350% от ВВП. Однако основная причина роста экономики США и активов банков - активное стимулирование потребительского спроса через кредитование, которое усилили после обвала 1987 года и форсировали после очередных кризисов.
Но проблема снижения рисков потребителя и кризиса эффективности капитала так и не была решена после 1960х-70х годов, она просто заливалась кредитными деньгами. Что увеличило долю активов банковской сферы в США и Японии - до 450%, в Германии до 350%, Британии и Франции - более 700%. А так как в реальном производстве высоки риски получения прибыли, то избыточная денежная масса, полученная крупными банками в виде кредитов от ФРС, направлялась на фондовые рынки, которые в результате очень сильно выросли за последние 10 - 12 лет. В том числе выросли цены на сырье. Рост цен на сырьевые ресурсы и обусловил рост Российской экономики, которая в настоящее время зависит от экспортной выручки от продажи сырья, и особенно, нефти.
Предыдущий кризис в США - ипотечный кризис 2007-2008 годов показал, как быстро могут протекать процессы и сильно обесцениваться активы и цены на сырье. Для ликвидации последствий того кризиса были запущены 2 программы количественного смягчения (QE, QE2) и сейчас с сентября 2012 бессрочно действует QE3. Однако вероятнее всего, это последний инструмент для сдерживания падения и его ресурс тоже исчерпаем. Возможно, на данном этапе ФРС США совместно с Правительством США придумают какой-нибудь вариант отсрочки глобального кризиса, но на какое время его хватит?!
Кроме того, как я уже отмечал, для существования современной модели экономики необходим постоянный рост рынков сбыта, в случае же стагнации экономики (не говоря уже о падении), США и далее весь мир ждет участь СССР.
Подобную аналитику можно подготовить, используя и другие факторы, я постарался быть краток, ясно одно - падение мировой экономики для устранения дисбаланса спроса и предложения, это неизбежность. Коллапс можно отсрочить (затягивая долговую петлю), но не устранить. Идеальное решение в данной ситуации - максимально точно рассчитать момент разворота и быть к нему полностью подготовленным.
Итого, один из самых пессимистичных прогнозов, который следует учитывать, что в среднесрочной перспективе в США соотношение активов банков к ВВП страны может скатиться к уровню 1960-х годов, т.е. 100-120% от ВВП. Учитывая, что текущих уровней ВВП достиг за счет стимулирования кредитования, падение ВВП США может быть тоже значительным - 30-50%, что, безусловно, отразится на мировой экономике и ценах на фондовых рынках - сырье подешевеет, что будет тяжелым ударом для Российской экономики.
По оценке ряда экспертов, в РФ на начало 2014 года соотношение активов банков к ВВП прогнозируется до 85%, при этом кредитный портфель банков составит около 80%. Это ниже нормы, однако в случае исполнения негативных прогнозов, ВВП России неизбежно сократится, сейчас сложно просчитать объем снижения, но некоторые эксперты высказывают предположения, что падение ВВП России может составить 20-25% за ближайшие 5-10 лет.
Поэтому необходимо стратегическое планирование, в котором обязательно учесть падение показателей банка, оценку вероятных невозвратов кредитов в случае снижения экспортной выручки РФ и как следствие, снижение конечного спроса, смену приоритетов в выборе заемщиков, снижение объемов валютных операций. С главной целью - сохранить бизнес, несмотря на возможное снижение прибыли и откат показателей на уровни 1990-х годов.