«Девять правил при выборе фонда венчурных инвестиций»
Продолжаем увлекательную тему венчурных инвестиций. Допустим, некоторая компания успешно прошла первичный отсев и попала в фокус внимания специалистов фонда. Тогда они на основе информации, предоставленной основателями компании, осуществляют подготовку информационного меморандума для его представления инвестиционному комитету.
Информационный меморандум содержит описание структуры, принципов функционирования, ценовой политики, политики сбыта компании, ее финансовую отчетность, а также обзор отрасли, в которой эта компания работает (здесь оценивается потенциал роста отрасли, инвестиционный климат, конкурентная ситуация и другие важные параметры).
Иногда, учитывая общую экономическую ситуацию, в меморандум включается также обзор макроэкономической ситуации в стране, регионе, населенном пункте и т.д.
После принятия решения об участии в проекте специалисты фонда готовят инвестиционное предложение, описывающее порядок дальнейших действий по проведению анализа компании, а также условия и параметры планируемой инвестиционной сделки. Производится совместное утверждение инвестиционного предложения представителями фонда и компании-объекта.
Следующий этап сделки в практике именуется «due diligence», т.е. «тщательное рассмотрение» или «аудит». В действительности этот этап является последовательностью нескольких разноплановых аудитов (финансово-экономического, юридического, технологического, маркетингового), проводимых фондом в течение 3-6 месяцев, совокупность результатов которых нужна для того, чтобы подтвердить участие фонда в данном проекте.
Кроме принятия принципиального решения, результатом аудита также является коррекция, нередко весьма существенная, параметров инвестиционной сделки.
После этого осуществляется подготовка документов сделки, отражающих все достигнутые договоренности и показатели, и проводится первая инвестиционная транзакция - денежные средства начинают поступать в компанию.
Далее начинается процесс повседневного взаимодействия, когда команда специалистов фонда осуществляет управление инвестиционным проектом, состоящее, прежде всего в мониторинге показателей деятельности компании. Этот этап продолжается вплоть до момента наступления заключительной стадии - «выхода» фонда из инвестиционной сделки, то есть обратного обмена доли на денежные средства либо проведение IPO и погашение иных существующих (например, долговых) обязательств компании перед фондом. В этот момент происходит фиксирование прибыли фонда.
Как видите все не так уж и сложно. Если у вас интересная технология, вы планируете работать в России и в команде есть сотрудники, которых вы бы хотели подтянуть в профессиональном плане, то попробуйте подать заявку в фонд. Возможно, вам ответят и пригласят на встречу.
Например, в акселератор фонда посевных инвестиций или бизнес-инкубатор нужно идти не из-за денег, а из-за людей и трекинга. Рассматривайте посевные инвестиции, как бонус. Однако если у вас долгое время нет продаж, то акселератор вам не очень поможет. Ваш проект просто не пройдет предварительный отбор.
Даже если вы не получите предложения от фонда, не нужно опускать руки - цените свое время и прочтите до конца эту статью.
Вот девять правил, которые вы должны учитывать при выборе своего первого венчурного фонда:
1) Выстраивайте отношения с людьми из отрасли, которые специализируются на компаниях ранних стадий развития.
Россия страна связей. Если вы рассчитываете на реальные посевные инвестиции, то вам нужно заранее выстраивать отношения с людьми, принимающими решения в сфере вашего проекта. Так вы добьетесь большего успеха в привлечении финансирования, в условиях российской действительности. Поэтому, если вы все еще думаете, что достаточно просто «питчить» свой проект на различных тематических массовках (хакатоны, стартап-сабантуи, стартап-дни и т.п.), вас заметят и выпишут чек, то это откровенный наивняк.
Если некоторые крупные венчурные фонды с гос. поддержкой ещё могут себе позволить профинансировать множество стартапов на небольшие суммы, то остальные фонды делают это сейчас в исключительных случаях.
На ранней стадии развития, каждая компания сталкивается с собственным, уникальным набором проблем, поэтому не теряйте время и сразу ищете того, кто специализируется на их решении.
2) Чем моложе основатель и его компания, тем скорее ему нужен инвестор. И наоборот.
Прекрасное ощущение, когда ты получаешь несколько предложений о покупке или долевом финансировании твоего стартапа. Особенно от венчурных фондов федерального масштаба, но смотрите, чтобы подобные предложения не вскружили вам голову.
Зачастую начинающие предприниматели, окрыленные предложением крупного венчурного фонда, быстро собирают манатки, обрубают все якоря в родном городке, думая, что кто-то их ждет в большом городе. Это ошибочное представление, вас там ни кто не ждет. Вы просто ещё один перспективный проект, который попал в конвейер стартапов и отношение к вам будет соответствующее. В случае провала, вам снова нужно будет собирать манатки.
Если у вас отличный продукт или интересная технология, рекомендую рассматривать предложения от местных инвесторов в первую очередь. Так, как вы нужны в родном городе, вы больше не нужны, нигде.
3) Налаживайте контакты с другими основателями, которые уже поднимали инвестиции.
Так вы быстрее поймете, какой из венчурных фондов, что предлагает на самом деле, поскольку разница между двумя инвестиционными предложениями может быть существенной. Одни инвесторы сразу начнут оказывать необходимую поддержку стартапу. Другие пропадают с радаров после подписания всех необходимых документов и вам придется за ними бегать, чтобы получить обещанное.
Поэтому здесь опять нужно задействовать рабочие контакты. Поговорите с несколькими людьми из отрасли, так вы получите более реалистичное представление о том, что вам на самом деле ожидать от возможного сотрудничества с венчурным фондом.
4) Налаживайте контакты с теми представителями венчурных фондов, от которых зависит принятие решения.
Лучший ответ инвестора - «Да, мы готовы в вас инвестировать». Второй лучший ответ - быстрое «Нет».
Время и скорость развития стартапа - это ваши деньги. В буквальном смысле этого слова. Нельзя тратить свое время на тех, кто не может дать вам четкий однозначный ответ, готовы они с вами работать или нет. Иногда, это зависит от процесса принятия решений в самом фонде, однако нельзя с этим затягивать. Вы имеете полное право потребовать от инвестора дать четкий ответ на первой же встрече.
Тоже касается e-mail и почтовой корреспонденции, которую вы отправляете в венчурные фонды. Если вам не отвечают, что в условиях российской действительности считается нормальным отношением к талантам, то не ждите и двигайтесь дальше.
5) Как можно увеличить шансы на ответ: «Да, мы готовы в вас инвестировать».
Когда вы «питчите» свой стартап перед представителями венчурных фондов, то укажите в презентации, как ещё они могут быть вам полезны. Это может быть, презентация вашего продукта или услуг перед представителями дружественных фонду компаний. Либо, у вас есть конкретный вопрос к представителям венчурных фондов, который не связан с получением финансирования.
В любом случае, я больше придерживаюсь стратегии - сначала отдай, а потом проси. Т.е. фаундеров, которые вначале сами предлагают что-то интересное прежде, чем хотят что-то от меня получить.
Венчурный бизнес можно отнести, в некотором роде, к сфере услуг и лучшие инвесторы всегда найдут способ, чтобы вам как то помочь, а на остальных просто не тратьте свое время.
6) Найдите того, кто сможет дать стартапу профессиональную и конструктивную оценку.
В первый год развития вы столкнетесь с большим количеством подводных камней, поэтому будьте готовы отвечать на самые трудные вопросы ваших критиков. Очень важно заранее проговорить все острые и проблемные моменты с ментором (профи из отрасли), который сможет
дать свою экспертную оценку по поводу развития вашего стартап-проекта.
Иногда, такая критика бывает очень своевременной, особенно если у вас не так много времени и денег, чтобы платить за собственные ошибки.
7) Может ли венчурный фонд помочь вам набрать толковых людей ?
Набор людей в команду является одной из самых важных задач. Что бы вы ни делали на ранней стадии развития компании, вам понадобятся люди в помощь. Поинтересуйтесь у представителя венчурного фонда, как они помогают своим стартапам с рекрутингом. Так вы многое поймете о принципах вашего будущего сотрудничества.
Обычно венчурные фонды не вмешиваются в операционную деятельность стартапа, однако есть и такие, кто за посевные инвестиции требуют принять своего человека в команду. Или ввести представителя фонда в совет директоров, который, впоследствии, может наложить вето на ваши решения.
Учитывая важность этого вопроса лучше сразу узнать обо всем, что касается политики фонда в отношении найма персонала.
8) Важно получить первых клиентов.
Социальные связи и репутация в венчурном бизнесе очень важны. Однако не рассчитывайте поднять раунд только потому, что кто-то из представителей венчурных фондов скажет вам: «Да, у этих ребят классная идея!».
Многие инвесторы может и готовы вложиться в перспективный проект с революционной идеей, но для этого вы должны показать, что у вас есть
реальные и потенциальные клиенты. 9) Доверяйте своей интуиции.
В настоящее время, венчурный бизнес в России - это 60% цифры и документы + 40% эзотерики. Поэтому слушайте себя и доверяйте своей интуиции. Жизнь стартапа слишком коротка, чтобы тратить время на жуликоватые «белые воротнички». Но, к сожалению, многие из них выписывают чеки.
Какой напрашивается вывод ?
С одной стороны, поучиться бизнесу, имея офис и некоторую сумму от фонда на зарплаты и маркетинг, очень приятно. С другой стороны, вы должны четко понимать, что за эту недолгую музыку готовы отдать взамен.
Зачастую, российские венчурные фонды требуют за свои посевные инвестиции больше, чем стоят их деньги, а начинающие предприниматели, в силу своей неопытности, готовы подписать любую бумажку, лишь бы получить доступ к «халявным» деньгам, здесь и сейчас.
Так вот, «бесплатных» инвестиций в чистом виде не бывает, всегда платит кто то.
Поэтому очень важно грамотно защитить свои интеллектуальные права. Пропишите в договоре, какие конкретные права и на какой продукт будут переданы инвестору. Также необходимо разделять интеллектуальные права и все остальные, которые к сделке не относятся, чтобы они не были на балансе компании, когда инвестор "войдет" в ваш стартап. Иначе вы можете передать ему права не только на данный стартап, но и на многие другие идеи, о которых не шла речь.
Венчурный бизнес в условиях российской действительности - это бизнес, который в большинстве случаев приходится на убыточные проекты. И важно это учитывать (
см. предыдущую статью). Тем не менее, венчурные фонды всё равно вынуждены продвигать свои портфельные компании, какими бы убыточными они не были.
Кроме этого каждый венчурный фонд будет стараться переписать ваши правила под себя: они дробят команды, могут наложить вето на ваше решение, блокировать развитие проекта или вообще отсудить все, что вложили, и т.д. . К сожалению, такая ситуация тоже актуальна в условиях российской действительности. В результате, стороны довольно часто не могут прийти к единому мнению по вопросу, требующему общего решения.
Чтобы вы понимали, венчурные деньги - это самые дорогие деньги на рынке. Если у вас есть возможность получить финансирование, где то ещё, то воспользуйтесь этой возможностью в первую очередь.
Примечание: без финансирования поднять проект на серьёзный уровень очень сложно, даже при наличии замечательной идеи. Чтобы получить самый полный набор лучших инвестиционных инструментов для быстрого финансирования вашего бизнеса,
нажмите здесь. Если вы ещё не знаете, то мы практически бесплатно делимся успешными кейсами, эффективными стратегиями, секретными продающими техниками и фишками с постоянными участниками наших мероприятий. Я не знаю, как долго мы будем это делать, поэтому…
Не пропустите наши ближайшие бесплатные мероприятия ! >> Зарабатывайте вместе с нами ! >> Poll