Кацусика Хокусай Большая волна у берегов
Канагавы. 1829-1831 Гравюра
Хокусай (родился в октябре 1760 года, Эдо (ныне Токио), Япония - умер 10 мая 1849 года, Эдо) - японский художник и гравер школы "укиё-э" (“картины плавучего мира”). Его ранние работы представляют весь спектр искусства "укие-э", включая гравюры с пейзажами и актерами на отдельных листах, ручную роспись и суримоно (“печатные вещи”), такие как поздравления и объявления. Позже он сосредоточился на классических темах самураев и китайских сюжетах. Его знаменитая серия гравюр “Тридцать шесть видов горы Фудзи”, опубликованная между 1826 и 1833 годами, стала вершиной в истории японской пейзажной печати.
Кацусика Хокусай Феникс
Мацури Ятай 1844
Хокусай широко известен как один из величайших художников Японии, который модернизировал традиционные стили печати благодаря своим инновациям в тематике и композиции. Его работы прославляли Японию как единую нацию, изображая разнообразие ландшафтов и видов деятельности, связанных общими символами и историями. Он был одним из первых художников, на которых глобализация оказала влияние, а позже его подхватили европейские художники, которые позаимствовали его декоративные мотивы, его стиль работы сериями и его видение современного общества. По сей день множество художников продолжают считаться с его наследием.
Кацусика Хокусай родился в 1760 году под именем Кавамура Токитаро и воспитывался Исой Накадзимой, мастером по изготовлению зеркал для сегуна. О ранней жизни Хокусая известно немного, есть предположения, что его мать была наложницей и что он был усыновлен Накадзимой при рождении. Детство Хокусая прошло в сообществе ремесленников с деревянными домами и узкими улочками в Эдо (ныне Токио). Он начал рисовать в возрасте шести лет и с юных лет учился резьбе по дереву.
Кацусика Хокусай Феникс
Мацури Ятай 1844
Будучи подростком, Хокусай одалживал книги за деньги. Он учился у художников старшего поколения, в том числе у Кацукавы Шушо, который возглавлял школу Кацукавы и специализировался на гравюрах с изображением куртизанок и актеров театра Кабуки. В девятнадцать лет Хокусай взял себе имя Сюнро, первое из примерно тридцати имен, которые он использовал в течение своей жизни. Эта практика, при которой художник брал новое имя каждый раз, когда достигал нового уровня мастерства, была распространена в то время, но Хокусай использовал гораздо больше имен, чем обычно, что позже помогло ученым датировать многие его работы.
В студии Кацукавы Хокусаю было поручено создать гравюры из театра Кабуки и изображения борцов сумо. Однако он не был одним из самых любимых учеников, и поэтому ему давали картины в межсезонье, а также дешевую бумагу и некачественные краски для работы. Работая здесь, Хокусай опубликовал в 1779 году свою первую серию гравюр, изображающих актеров театра Кабуки, и женился на своей первой жене, о которой мало что известно.
К. Хокусай Минамото-но Есицунэ
В 1784 году Хокусай снова сменил имя на Гунбатэй и, как полагают, покинул студию Кацукавы. Он начал создавать иллюстрации для книг. Похоже, что это было время значительных перемен в жизни Хокусая. Он начал отходить от гравюр с изображением людей в сторону пейзажей и изображений повседневной жизни, что стало прорывом как для карьеры Хокусая, так и для "Укие-э" в целом. Личная жизнь Хокусая была бурной: его жена родила троих детей, прежде чем умерла в начале 1790-х годов по неизвестным причинам.
В 1790-х годах Хокусай окончательно расстался со школой Кацукавы. Он начал изучать европейские традиции, приобретая французские и голландские гравюры на меди и экспериментируя с линейной перспективой. Его работы привлекли внимание Утагавы Тоехару, который пригласил Хокусая присоединиться к его мастерской. Хокусай снова женился в 1797 году, и у него родилось еще двое детей, в том числе Ой, родившаяся в 1800 году, которая работала с ним и сама стала художницей.
Именно в 1801 году Хокусай начал использовать имя, под которым он сейчас известен, подписывая изображения фразой "Гакеджин Хокусай га", которая переводится как "написанная безумцем живописи Хокусаем". Хокусай был известен своей эксцентричностью в повседневной жизни. Сообщалось, что он девяносто три раза менял место жительства из-за ненависти к уборке, предпочитая найти новое жилье, когда его дом становился невыносимым. Его беспорядок не ограничивался внутренними помещениями. Каждое утро он рисовал китайского дракона и выбрасывал его в окно наудачу.
Хокусай был также известен своей живостью. По-видимому, он был весьма талантливым перформансистом. В 1804 году на фестивале в Эдо он с помощью студентов создал портрет буддийского монаха длиной 180 метров, используя метлу вместо кисти. В 1807 году он принял участие в конкурсе живописи, создав пейзаж с птицами и цветами, а затем взял курицу из ближайшей корзины, обмакнул ее лапки в красную краску и позволил ей пробежаться по его картине, объявив зрителям, что следы - это "кленовые листья на реке Тацу".
К. Хокусай Старый тигр
в снегу 1849 г.
В 1810 году, в возрасте пятидесяти лет, Хокусая поразила молния, и это событие стало рассматриваться как поворотный момент в его жизни. Если бы он умер от удара, его наследие сильно отличалось бы от того, каким оно является сегодня. В том же году он опубликовал руководство по рисованию "Словарь бессмысленных рисунков глупца Оно", а в следующем году выпустил "Сон жены рыбака" - эротический образ, который с тех пор вызывает как отвращение, так и восхищение.
В это десятилетие Хокусай начал создавать свои самые амбициозные работы и добился феноменального успеха. Он опубликовал еще два руководства по рисованию, озаглавленные "Передача сути" и "Просвещение руки: случайные рисунки Хокусая", также известные как "Манга Хокусая". Эти книги писались на протяжении всей его жизни, в итоге составив пятнадцать томов, которые оказали влияние на мангу и аниме.
Кацусика Хокусай: Сон жены рыбака. 1814 На этой гравюре на дереве женщина изображена полулежащей, ее голова запрокинута к левой стороне кадра, черные волосы стянуты сзади, а два осьминога обвивают ее тело. По обе стороны от группы находятся скалы, а пространство вокруг иллюстрации заполнено плотно распределенным текстом, подробно описывающим историю, в которой осьминог рассказывает женщине как он отведет ее в подводный дворец.Это изображение является особенно впечатляющим примером эротического жанра, известного как "шунга", что буквально переводится как эвфемистические "весенние картинки", которые были особенно популярны в девятнадцатом веке. "Сон о жене рыбака" был и остается популярным в первую очередь благодаря мастерству Хокусая в изображении женского наслаждения: открытое положение тела женщины, ее откинутая голова, закрытые глаза и открытый рот вызывают у нее чувство самозабвения и вдохновляют зрителей на полет фантазии. "Сон жены рыбака" был опубликован в сборнике "Шунга", изданном Хокусаем в 1814 году; он продолжал работать в этом жанре до 1821 года, к этому моменту он опубликовал три тома. Хотя европейские критики часто ошибочно называют эту сцену изнасилованием, из текста ясно следует, что это сцена взаимного удовольствия. Вполне вероятно, что современным японским зрителям вспомнилась бы популярная история о ныряльщице за жемчугом, которая спускается в подводный дворец, преследуемая морскими обитателями, чтобы спасти украденную жемчужину, принадлежащую ее возлюбленному.
В это десятилетие Хокусай начал создавать свои самые амбициозные работы и добился феноменального успеха. Он опубликовал еще два руководства по рисованию, озаглавленные "Передача сути" и "Просвещение руки: случайные рисунки Хокусая", также известные как "Манга Хокусая". Эти книги писались на протяжении всей его жизни, в итоге составив пятнадцать томов, которые оказали влияние на мангу и аниме.
Хокусай: Семь счастливых японских богов, которые, как считается, даруют удачу (Seven Gods of Good Fortune), около 1810-х: Фукурокуджу (вверху слева), Хотэй (большая сумка и веер), Эбису (рыба), Дзюдзин (в центре со свитком), Бишамонтен (копье), Бензайтен (женщина с бивой), Дайкокутен (тюк риса).
Хокусай привнес европейскую перспективу в японскую гравюру, часто выбирая важную фокусную точку и выстраивая свои гравюры вокруг нее. Он использовал различные механизмы обрамления, чтобы подчеркнуть эти фокусные точки и придать глубину своим изображениям. В то время как зрители двадцать первого века привыкли видеть гравюры, выполненные таким образом, во времена Хокусая эта техника была беспрецедентной, и именно благодаря его влиянию она стала широко распространенной в японской гравюре.
Хокусай Снегирь и плакучая
вишня, 1834 г.
Хокусай твердо верил, что с возрастом он будет совершенствоваться как художник, и посмертные критики согласились, что так оно и было. В 1830 году он опубликовал тридцать шесть видов горы Фудзи, подтолкнув "Укие-э" в сторону пейзажа, а в 1831 году опубликовал сто историй о привидениях. Гора Фудзи была центральным символом в творчестве Хокусая, и он нашел множество способов изобразить эту гору. Это повторение создало единство между различными сценами японской жизни, представленными художником. Его способность возвращаться к одной и той же теме, создавая разнообразные образы, свидетельствует о его композиционном и творческом мастерстве.
В этот момент он сменил свое имя на Litsu, что означает "годовалый", подчеркивая, что этот период был временем метафорического возрождения. Он продолжал экспериментировать и приспосабливаться к новым стилям и был очень успешен в профессиональном план.
Личная жизнь Хокусая продолжала оставаться бурной. В 1821 году умерла одна из его дочерей, а в 1828 году умерла его вторая жена, после чего его младшая дочь Ой ушла от мужа и вернулась в дом Хокусая. В 1839 году пожар в мастерской Хокусая уничтожил большую часть его работ. Примерно в это время его внук начал играть в азартные игры и плохо себя вести, что привело к истощению семейных финансов. Хокусай и его дочь были вынуждены покинуть свой дом и жить в храме.
К. Хокусай Мужская волна
Хокусай перенес в жанр Укие-э изображения (с традиционной ориентации на людей) на пейзажи и смену времен года. Его дизайн гравюр побуждал зрителей стать свидетелями неуловимых изменений в природе, запечатлевая птиц, цветы и движущуюся воду, сочетая внимание к мимолетному с осознанием того, что находится вне времени.
Энергичный художник, Хокусай вставал рано и продолжал рисовать до глубокой ночи. Таков был обычный режим его долгой и плодотворной жизни. Хокусай умер в возрасте девяноста лет в 1849 году, успев за свою жизнь создать около 30 000 печатных рисунков. Сообщается, что его последними словами было пожелание, чтобы у него было больше времени: "Если небеса дали мне еще хотя бы пять лет, я мог бы стать настоящим художником".
Его похороны в храме Сэйкедзи в Тайто собрали около ста человек. На его надгробии было выбито его последнее имя - Гакьероджин Манджи, что переводится как "старик, помешанный на живописи".
Хокусай за свою долгую жизнь воплотил суть школы искусств Укие-э в течение последнего столетия ее развития. Его упорство и гениальность, за 70 лет непрерывного художественного творчества, стали прототипом целеустремленного художника, стремящегося только к выполнению поставленной задачи. Более того, Хокусай представляет собой фигуру, которая начиная с конца 19-го века, впечатляла западных художников, критиков и любителей искусства, возможно, больше, чем любой другой азиатский художник.
©