Динлины в Сибири

Jan 03, 2024 11:53





Жертвенный алтарь Культура Сансиньдуй

Исследователь Китая Георгий Грум-Гжмайло утверждал, что динлины - это люди со светлыми волосами и голубыми глазами, проживавшие в долине реки Хуан-Хэ южнее пустыни Гоби[1]. Иакинф Бичурин утверждал, что динлины - представители монголоидной расы. Из его трудов[2] следует, что они сыграли заметную роль в истории Монголии. Лев Гумилев отождествляет динлинов с половцами[3].
Последним известным динлином был третий император династии Мин с храмовым именем Чжу-Ди. Он построил запретный дворец в Пекине. В трудах И.Бичурина упоминается еще один динлин из династии Тан. О нем говорится в письме Ажо[4] государства Хагяс китайским вельможам, которое цитирует Бичурин: «Ваш царствующий дом происходит из одного со мной рода». Ажо считал, что новый император Ли Чунмао (Шао Ди) так же как и Ажо происходит из динлинов.
Первое упоминание о потомках Ди встречаются в период династии Шан-Инь. Вероятно, в это же время появился миф про Хуан-Ди, как создателя первого китайского государства на горе Кунь-Лун. Этот Хребет занимает Северную часть Тибетского нагорья. Там начинается река Хуан-Хэ. Поэтому закономерно предположить, что предки динлинов вышли с этой территории.



Слева направо Ворон, Орел,
Чжун - сын Шао-Хао. Культура Сансиньдуй
Тан - первый правитель династии Шан-Инь. Он взял верх над династией Ся, чье правление было сосредоточено в окрестностях современного города Лоян. Далее в династии Шан-Инь зафиксировано большое количество правителей Дин[5]. В Хрониках Луйши чунцю[6], датированных Vстолетием до н.э. приводится следующее выражение: «Ди-предком становится тот, кто обрел небесный путь-дао; гуном становится тот, кто постиг дао-закон неба и земли...». Дао[7] - свежее на то время понятие. Тем не менее можно понять, что Ди на тот момент - это мандат Неба на власть, а Гун - мудрый человек, философ, гуру.
Также в хрониках Луйши чунцю следует обратить внимание на описание момента, когда У-Ван из рода Чжоу взял верх над последним правителем Шан-Инь. «Сойдя с колесницы он повелел отдать потомкам Ся - земли Ци, а потомкам Чэн Тана - земли в Сун и оставил за ними право приносить жертвы в Санлине...». Санлинь - буквально «тутовый лес» - священная роща на горе, где иньцы приносили жертвы Небу[8].



Маска Шао-Хао. Культура Саньсиндуй
В одном из китайских мифов говорится, что царь птиц Шао-Хао[9] является плодом любви бессмертной Хуан-Э и сына Бай-Ди - звезды Циминсин[10]. Они встречались под тутовым деревом и Шао-Хао также родился под деревом Цюнсан[11]. Шао-Хао создал государство птиц за некой Восточной пустыней, но потом вернулся на родину. Вместо себя в мифической стране птиц он оставил сына по имени Чжун с лицом человека и туловищем птицы. Чжун также был назначен духом дерева гоуман, подчинённого правителю Востока Фу-си. Этот рассказ позволяет понять археологическую культуру Саньсиндуй[12]. При этом Сансиндуй - большая часть культуры исторического периода династии Шан-Инь. На жертвенном алтаре Сансиньдуй Чжун- располагается в верхней части, но его положение ниже Орла, который, видимо, являлся высшим божеством.
Другая китайская легенда рассказывает, что Цзянь-Ди проглотила два яйца, снесённые ласточкой и родила основателя иньского народа - Ци - родоначальника иньского племени. Ди-Цзюнь, бывший божественным первопредком иньцев, имел голову ласточки[13].
Таким образом, можно предположить, что на начальном этапе правления династии Шан-Инь высшим божеством была ласточка. Со временем на первые роли вышел Орел, но даже после падения династии Шан-Инь люди продолжили поклоняться птицам-богам. В период Чжоу на первую роль вышел огненный ворон[14]. На артефактах того времени часто встречаются животные, наездниками которых являются птицы. Этот символизм демонстрирует подчиненность родов, тотемами которых были соответствующие животные.





Для кормления богов- птиц использовалась сосуд/чаша дин. По одному из мифов первую чашу создал предок Хуан-Ди. Другой миф говорит, что первый правитель династии Шан-Инь собрал металлы со всех подвластных территорий и выплавил из них 9 сосудов дин, которые подлежало использовать для небесных подношений.





Следы динлинов в Хакасско-минусинской котловине

После поражения от рода Чжоу, сторонники прежней династии Шан-Инь, очевидно, разошлись в разные стороны. Большая группа динлинов ушла на Север и осела в Саяно-Алтайском регионе и на Севере Монголии.
Иакинф Бичурин, ссылаясь на китайские источники, сообщает, что жители Хагяс перемешались с динлинами... владение Хагяс составляло западные пределы Хуннов и те поставили государем у динлинов китайского полковника Ли Лин.
Жители Хагяс были «рослые, с рыжими волосами и голубыми глазами. Черные волосы в Хагяс считались не хорошим признаком, а с карими глазами считались потомками Ли Лина»[16]. Земля Хагяс описывается так: «Почва летом болотиста, зимой большие снеги. Из деревьев сосна, береза, ива, ели, более всего берез. Есть золото, железо, олово. Реки текут на Северо-Восток, минуя Хагяс, соединяются вместе и текут строго на Север».



Львы на поводке у людей.
Республика Тува
Из этого описания можно предположить, что речь идет о Западной Туве и/или Южной Хакасии. В тексте также говорится, что жители любили зрелища с обученными львами. В доме культуры тувинского села Кызыл-мажалык сохранились рисунки на камнях, где люди держат львов на поводках.
Начиная с III тыс. д.н.э. в Хакасско-минусинской котловине эволюционировала окуневская археологическая культура. В ней центральным культовым объектом был тотемный столб (менгир), на котором замыкались обряды почитания богов и поминовения великих предков. В результате возвышения одного из родов тотем Оленя стал старшым среди равных. И тотемные столбы трансформировались в оленные камни.
С приходом в Хакасско-минусинскую котловину андроновских племен, меняются верования. На рукоятках ножей появляются пары животных. Символ этого культа - женщина, стоящая между двух кошачих хищников или коней. Женщину отождествляют с Великой матерью - дочерью Неба и символом плодородия.





Период существования Андроновской культуры по времени, практически, совпадает с расцветом и упадком китайской династии Шан Инь. Поэтому андроновцы и иньские динлины могли прийти в хакасско-минусинскую котловину одновременно - после крушения своих центров.
Такая миграция, очевидно, сопровождалось войной, которая отразилась в скифском зверинном стиле. Одновременно в Хакаско-минусинской ктловине меняется традиция погребения. Появляются большие пирамидальные курганы тагарской культуры[17], характерные для долины реки Вэйхэ в окрестностях современного города Сиань. Но в Китае вокруг курганов нет каменных ограждений, в тагарской культуре они есть.
Андроновцы ограждали могилы предков круглым забором из каменных плит. Возможно произошло смешение традиций и появились «тагарские курганы», с квадратным ограждением. Но динлины-иньцы также могли принести новую культуру захоронения уже в готовом виде. В одном из описаний тагарских курганов сказано, что «они похожи на дольмены, с которых сняли крышку». Строительство дольменов распространено в Индии и Корее. Причем в Корее дольмены строили возможные потомки динлинов-иньцев. Возможно крышка дольмена переместилась под землю и стала закрывать погребальную камеру.





Чтобы окончательно разрешить проблему появления новой формы захоронений, необходимо сделать вывод о генетике динлинов. По этой проблеме очень мало информации. При этом люди, захороненные в курганах тагарской археологической культуры как правило принадлежат к гаплогруппе R1a - характерной для носителей андроновской культуры. Допускаю, что динлины также могли быть представителями гаплогруппы R1a. И они могли принести новую похоронную традицию уже в готовом виде. Среди артефактов эпохи Шан-Инь есть изображения людей. Поэтому мы можем составить представление об их внешности.





В Корее считается, что самые древние дольмены расположены на острове Канхвадо на склоне горы Манисан. По преданию, легендарный основатель корейского государства Тангун сделал на вершине Манисан алтарь, где совершал ритуалы поклонения предкам. В Хакасско-минусинской котловине существуют аналогичные археологические комплексы: на вершине горы располагается Све[18], на склоне - как правило с восточной стороны большое количество курганов.
Можно предположить, что Тангун - это Тан Мудрый - первый император династии Шан Инь. Его потомки или современники могли стоять у истоков корейского государства. Они построили дольмены и святилище на вершине горы Манисан, чтобы поклоняться небесным богам - птицам.



Изображения Орлов. Сафроновские
курганы. Хакасия
В Хакасско-минусинской котловине на вершинах гор можно найти камни, которые опираются на три точки и имеют сверху углубление/ямку. Такие камни - аналог сосуда Дин, созданный природой и доработанный человеком. Некоторые композиции похожи на птицу с яйцом[19]. В Хакасско-минусинской котловине также сохранилось почитание ласточек - верховного божества раннего периода Шан-Инь. Считается, что ласточки провожают души умерших к месту их дальнейшего пребывания. Также зафиксировано почитание Орлов. Многие шаманы надевают на себя костюмы с орлиным оперением. Сохранились наскальные рисунки орлов. Не исключено, что священные камни с изображением птиц динлины привезли с собой, поскольку такие композиции не являются массовыми для наскального искусства в Хакасско-минусинской котловине. Сохранилось в регионе и почитание Ворона, но, корни этого культа, скорее всего восходят к окуневкой археологической культуре.
Таким образом, динлины оказали большое влияние на историческое развитие хакасско-минусинской котловины. И памятники, обнаруженные на этой территории, вероятно, следует переосмыслить с учетом аспектов культуры динлинов.
Горные сооружения Све, найденые в Хакасско-минуинской котловине на вершинах гор, можно разделить на 3 группы. Представители окуневской культуры не ставили тотемных столбов на вершинах гор искорее всего не использовали вершины для поклонения богам. Но они могли использовать горы в качестве крепостей - убежищ.
Вторая группа - святилища андроновской эпохи - посвященные Великой матери - например, гора Ханобазы (ханская гора камней). Подобным образом устроено святилище на горе Немрод даг в Турции (насыпанный курган). По описанию Геродота «золотая баба», которой поклонялись скифы, также располагалась на насыпном холме. Третья группа - святилища тагарской культуры, связанные с почитанием птиц. Это святилища на вершинах гор с курганными полями на склонах.. ©

[1] Г. Е. Грум-Гржимайло, «Белокурая раса в Средней Азии»
[2] И. Бичурин «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена»
[3] Л.Н.Гумилев «Динлинская проблема».
[4] Правитель государства Хагяс
[5] Императоры: Шан - Во Дин, Чжун Дин, Цзу Дин, У Дин, Гэн Дин, Вэнь Дин, Ди И, Ди Синь.
[6] Перевод Г.А. Ткаченко «Люйши чунцю» издательство «Мысль», 2010 год
[7] Философское учение, созданное Конфуцием (551-479 г. д.н.э.)
[8] Г.А. Ткаченко «Люйши чунцю» издательство «Мысль», 2010 год
[9] Юань Кэ «Мифы древнего Китая»
[10] Планета Венера
[11] Букв. «далёкое тутовое дерево».
[12] См. А.В. Варенов, Е.А.Гирченко «Саньсиндуй - новая культура эпохи бронзы из Южного Китая».
[13] Юань Кэ «Мифы древнего Китая»
[14] «Когда настало время Вэнь-вана, небо сперва явило огонь и красного ворона с пурпурным посланием в клюве на алтаре земли Чжоу. Вэнь-ван тогда сказал: «Победила ци огня». И поскольку победила ци огня, он сделал своим цветом красный и своим занятием огонь» - Люйши Чунцю.
[15] Крюков В.М. «Текст и ритуал»
[16] И. Бичурин «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена».
[17] Тагарская арехологическая культура
[18] Вершина горы окруженная каменной кладкой -как правило древний культовый объект (святилище). НекоторыеСве использоваться как крепости-убежища.
[19] В китайских источников Саяны именуются «горы Динлин». Л.Н. Гумилев «Динлинская проблема»

РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, Запретная археология, chinatown

Previous post Next post
Up