Click to view
В эволюционном контексте термин «человек» относится не только к ныне живущим людям, но и к представителям вымерших видов рода Нота. Кроме того, исследования антропогенеза распространяются на других гоминид, например австралопитеков. Род Нота отделился от австралопитеков или подобных им гоминин около 2 млн лет назад в Африке. Существовало несколько видов людей, большинство из которых вымерло. К ним, в частности, относятся эректусы и неандертальцы.
Важнейшими этапами антропогенеза, отделившими человека от других гоминид и выделившими его из мира животных, были начало изготовления орудий труда, освоение огня и появление языка.
Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и природа всегда были и являются такими, как их создал Бог. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку.
В середине XVIII века К. Линней дал начало научному представлению о происхождении человека. В труде «Система природы» (1735 г.) он отнес человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 году появилась научная работа Ж. Бюффона об орангутане. Голландский анатом П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных.
В конце XVIII - первой половине XIX веков археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения о антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40-50-х годах XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший в одно время с мамонтом. Эти открытия, опровергавшие библейскую хронологию, встретили сопротивление. И все же в 60-е годы XIX века идеи Буше де Перта признали в науке.
Революционную роль в учении о антропогенезе сыграли идеи Чарльза Дарвина. Он писал: «Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения».
После находки скелета неандертальца (1856 г.) и целого ряда предшествовавших подобных находок 8 первой половине XIX века в науке появилось новое направление - палеоантропология. Оно дало фактический материал для постановки вопроса не только об анатомическом сходстве человека и некоторых обезьян, но и о биологической эволюции человека в прошедшие эпохи. Этот вопрос был поставлен Ч. Дарвином вскоре после опубликования «Происхождения видов», хотя уже в этой книге он писал: «Будет пролит свет на происхождение человека и его историю». Впрочем, этот аспект дарвинизма был его современникам вполне очевиден.
В 1920-х годах в Африке действительно были обнаружены останки существа, которое Раймонд Дарт назвал австралопитеком. Первой важной находкой был череп детеныша этого вида, обнаруженный в Южной Африке. Мозг ребенка был слишком велик для детенышей обезьян -410 см3 - и имел округлую форму, как у современных людей. Клыки были короткими, а основание черепа характерным для прямоходящих существ. Эти признаки убедили Дарта в том, что существо было переходной формой между обезьяной и человеком.
Понадобилось около 20 лет, чтобы подтвердить открытие Дарта новыми находками костей австралопитеков. В то время преобладало мнение о том, что развитие интеллекта предшествовало переходу к прямохождению, а черты австралопитека говорили об обратном. Со второй половины XX века австралопитек считается прямым предком рода Нота, к которому принадлежит и современный человек. Вместе с Нотo Sapiens австралопитек входит в трибу гоминини. Тем не менее накапливаются новые данные, которые ставят под сомнение происхождение людей от австралопитека, и этот род может, в конце концов, оказаться боковой и тупиковой ветвью в антропогенезе. Судя по недавним находкам останков сахелантропа и оррорина, австралопитекам предшествовали другие человекообразные обезьяны, которые больше них похожи на сравнительно поздних предков человека. Однако последние находки еще ждут подтверждений независимыми авторами.
Начиная с Дарвина эволюция объясняется приспособлением живого к условиям изменяющейся среды при воздействии трех определяющих факторов: изменчивости (мутации), отбора (оценка средой эффективности этих мутаций) и наследственности (передача этих мутаций). Таким образом, полагается, что в соответствии с этим эволюционным законодательством под воздействием изменений окружающей среды обезьяноподобные предки современного человека приобрели характерные для него свойства. Среди свойств человека, представляющих в нем специфически человеческое, прежде всего выделяются когнитивные способности (сознание) и язык.
Формирование составляющих сознание когнитивных особенностей современного человека - целеполагания, способности к абстрагированию, воображения, памяти - было определено изменениями организма предков людей. Так, это увеличение объема головного мозга - от 500 кубических сантиметров у современных крупных обезьян до 1450 у современного человека, противопоставление большого пальца руки (сделало возможным манипуляцию предметами), формирование современного вида стопы (сделало возможным прямохождение) - «гоминидная триада».
В свою очередь эти изменения были вызваны изменением внешних, прежде всего - климатических, условий. Так, определяющую роль сыграли периоды значительных похолоданий («ледниковый период»), вынудив предков современного человека переместиться из гибнущих лесов на равнину. Здесь у них развивалось прямохождение; потребность в добывании пищи и защите от хищников провоцировали использование предметов окружающего мира.
Предполагается, что видами, близкими к общему предку горилл, шимпанзе и людей, были накалипитек из Кении и уранопитек с Балканского полуострова. По данным молекулярной биологии, около 7-8 млн. лет назад сначала гориллы, а потом и шимпанзе отделились от предков людей. ДНК шимпанзе на 98,4% идентична человеческой. Из-за влажного климата тропических лесов, в кислых почвах которого кости плохо сохраняются, а также отчасти из-за невнимания исследователей, сосредоточенных преимущественно на поиске предков человека, ископаемых горилл и шимпанзе до сих пор практически не найдено.
Считается, что есть две главные научные школы, по-разному объясняющие движущие силы эволюции человека. Раньше других появились представления об адаптации предков людей, обитавших на деревьях, к жизни в саванне, куда они вышли для охоты на травоядных. Теория саванны, впервые сформулированная Раймондом Дартом, не исключает, что к саванне смогли приспособиться лишь те обезьяны, которые еще в лесах приобрели необходимую для этого анатомию и поведенческие навыки.
Некоторые антропологи, например Бернард Вуд, Кевин Хант и Филипп Тобиас, считают теорию саванны устаревшей. Альтернативная гипотеза допускает, что человек эволюционировал под влиянием приспособления к земноводному существованию, то есть к собиранию моллюсков и прочей пищи на мелководье, что требовало, в частности, способности плавать и нырять, отличающей человека от прочих обезьян.
Эта гипотеза объясняет многие анатомические особенности современного человека, такие как прямохождение; отсутствие шерсти; развитый слой подкожного жира; низкое положение гортани относительно носоглотки, характерное для морских млекопитающих; vernix caseosa, или первородная смазка новорожденных детей, также характерная для морских млекопитающих, а не обезьян; крупный мозг; высокий нос с направленными вниз ноздрями (не вперед, как у обезьян), предотвращающий попадание воды в носоглотку; и жирная кожа с обилием сальных желез, которая может служить для защиты от воды.
Примерно 2,4 млн лет назад в одной из линий гоминин наметилась новая эволюционная тенденция - началось увеличение мозга. Первый представитель гоминин, у которого объем мозга превысил типичные для шимпанзе и австра-лопитеков 400-450 куб. см, - это Нота Habilis. Он первым стал изготавливать простейшие каменные орудия. По некоторым данным, наиболее примитивная олдувайская культура обработки камня возникла около 2,7 млн лет назад, а исчезла около миллиона лет назад. Эти гоминины, по-видимому, начали питаться падалью крупных животных, а свои каменные орудия, возможно, использовали для разделки туш или соскребания мяса с костей.
Древнейшие представители вида Нотo Sapiens появились в результате эволюции 400-250 тысяч лет назад. Господствующей в наши дни гипотезой происхождения людей является африканская, согласно которой наш вид появился в Африке и оттуда распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции Нотo erectus и неандертальцев. Альтернативная гипотеза называется мультирегиональной. Согласно последней, люди, начиная, по-видимому, от Нотo erectus, эволюционировали как единый вид, в котором генные потоки могли свободно циркулировать. Имеющиеся в настоящее время данные палеоантропологии не позволяют сделать окончательный выбор между этими гипотезами, хотя данные генетики поддерживают африканскую теорию.
Креационизм (от лат. Сreatio, род. п. сreation - «творение») - теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом рассматриваются как непосредственно созданные Творцом, или Богом.
Креационистские концепции варьируют от чисто религиозных до претендующих на научность. Такие направления, как «научный креационизм» и появившаяся в середине 1990-х годов неокреационистская концепция «Разумного замысла» (англ. Intelligent design), утверждают, что имеют научное основание. Однако научным сообществом эти концепции признаны псевдонаучными, поскольку противоречат научным данным, а также не соответствуют критериям верифицируемости, фальсифицируемости и. принципу Оккама.
История креационизма является частью истории религии, хотя сам термин возник не так давно. Термин «креационизм» стал популярным приблизительно с конца XIX столетия, означая концепции, признающие истинность изложенной в Ветхом Завете истории сотворения мира. Накопление данных различных наук (от астрономии до геологии и биологии), в особенности распространение в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между новыми взглядами в науке и библейской картиной мира. Результатом этого антагонизма в дальнейшем стало последовавшее возрождение креационизма как совокупности телеологических концепций, являющихся реакцией консервативно настроенных христиан на ставшие доминирующими представления об эволюционном и естественном пути происхождения живой и неживой природы.
В 1932 году в Великобритании основано «Движение протеста против эволюции», в цели которого входило распространение «научной» информации и фактов, доказывающих ложность эволюционного учения и истинность библейской картины мира. К 1970 году число его активных членов достигло 850 человек. В 1972 году в Соединенном королевстве было образовано «Научное объединение имени Ньютона».
В США достаточно влиятельным организациям креационистов удалось добиться временного запрета на преподавание эволюционной биологии в публичных школах нескольких штатов, а с середины 1960-х годов активисты «младоземельного креационизма» начали добиваться введения в школьную программу учения «научного креационизма». В 1975 году постановлением суда по делу «Дэниел против Уотерса» преподавание в школе чистого креационизма было признано неконституционным, что вызвало замену названия на «науку сотворения», а после ее запрещения в 1987 году (процесс «Эдварде против Агилларда») - на «разумный замысел», который вновь был судебно запрещен уже в 2005 году.
В Турции с 1992 года функционирует «Стамбульский фонд научных исследований (ВАV)», известный своей широкой издательской деятельностью. В феврале 2007 года фондом было презентовано иллюстрированное учебное пособие «Атлас сотворения мира» объемом 770 страниц, которое было бесплатно разослано ученым и школам в Великобритании, Скандинавии, Франции и Турции на их языках. Помимо «научных» теорий книга затрагивает мировоззренческие вопросы. Так, авторы книги возлагают на теорию эволюции вину за коммунизм, нацизм и исламский радикализм. «Дарвинизм - единственная философия, для которой ценен конфликт», -• говорится в тексте.
В настоящее время в разных странах мира под идеологией креационизма действуют общественные объединения, группы и организации. По имеющимся сведениям: 34 - в США, 4 - в Великобритании, 2 - в Австралии, 2 - в Южной Корее, 2 - на Украине, 2 - в России, 1 - в Турции, 1 - в Венгрии, 1 - в Сербии,
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), членом которой является и Россия, в своей резолюции 1580 от 4 октября 2007 года под названием «Опасность креационизма для образования» высказала обеспокоенность возможностью не-здоровых последствий распространения идей креационизма в рамках образовательных систем и тем, что креационизм может стать угрозой правам человека, имеющим для Совета Европы ключевое значение. В резолюции подчеркиваются недопустимость подмены науки верой и ложность утверждений креационистов о научности их учения.
В христианском креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественно-научных данных. По степени расхождения с общепринятыми в науке воззрениями на прошлое Земли и Вселенной среди них различают:
--Буквалистский (младоземельный) креационизм (Уоung Earth Creationism} настаивает на буквальном следовании Книге Бытия Ветхого Завета, то есть что мир был создан в точности так, как это описано в Библии, - за б дней и около б тысяч (как утверждают некоторые протестанты, основываясь на масоретском тексте Ветхого Завета) или 7500 (как утверждают некоторые православные, основываясь на Септуагинте) лет назад.
-Метафорический (староземельный) креационизм: в нем «6 дней творения» - универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний; в действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет, поскольку в Библии слово «день» (др.-евр. «йом») означает не только сутки, а часто указывает на неопределенный отрезок времени (Быт.2:4 переведено как «время», Быт.2:17, Пс.89:5; 2Петр.З:8). Среди метафорических креационистов в настоящее время наиболее часто встречаются:
- креационизм постепенного творения (Рrogressive Creationism). Согласно этой концепции, Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления. Представители данного направления принимают геологические и астрофизические данные и датировки, однако полностью отвергают теорию эволюции и видообразование путем естественного отбора;
- теистический эволюционизм (эволюционный креационизм} признает теорию эволюции, однако утверждает, что эволюция является орудием Бога-Творца в осуществлении его замысла. Теистический эволюционизм принимает все или почти все идеи, общепринятые в науке, ограничивая чудесное вмешательство Творца такими не изучаемыми наукой актами, как сотворение Богом бессмертной души у человека (папа Пий XII) или трактуя случайность в природе как проявления божественного промысла (современный российский палеонтолог А.В. Гоманьков). С точки зрения теологии, разные концепции теистического эволюционизма варьируют от общего для авраамических религий теизма (диакон Русской православной церкви Андрей Кураев} до пантеизма, деизма и взглядов Тейяра де Шардена. Из-за того что в дискуссиях на тему «эволюция или творение?» теистические эволюционисты чаще всего поддерживают «эволюционистскую» точку зрения, многие креационисты, не приемлющие эволюции, не считают их позицию креационизмом вообще (наиболее радикальные из буквалистов даже отказывают теистическим эволюционистам в праве называться христианами).
Наиболее активны в пропаганде буквалистского креационизма фундаменталистские протестантские общины США. Напротив, большинство «исторических», протестантских церквей придерживаются взглядов, близких к теистическому эволюционизму: так, например, англиканская Епископальная церковь США в 2005 году выпустила «Катехизис Творения», в котором с позиций теистической эволюции отвергаются как буквалистский креационизм, так и претендующие на «научность» креационистские концепции.
Тем не менее всемирно известный американский биолог-эволюционист российского происхождения и православного вероисповедания, один из авторов синтетической теории эволюции Феодосии Добжанский писал в своем эссе в поддержку эволюционного креационизма, озаглавив его «Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции»: «Я креационист и эволюционист... Приходит ли эволюционная доктрина в столкновение с религиозной верой? Нет. Рассматривать Священное Писание как школьный учебник по астрономии, биологии, геологии или антропологии - грубая ошибка. Воображаемый (и неразрешимый) конфликт возникает только тогда, когда символы Священного Писания истолковываются в том смысле, который в них никогда не вкладывался.
В России, а до этого в СССР в самиздатовских публикациях буквалистский креационизм первоначально не был популярен. Напротив, был опубликован ряд работ православных ученых, имевших научные степени в области геологии и биологии и считавших вполне возможным совместить свои религиозные взгляды и исследования в области геологии, биологии и теории эволюции. Известны взгляды, например, митрополита Иоанна (в миру Константин Николаевич Вендланд, крупный ученый-геолог, исследователь Тянь-Шаня}, придава вшего большое значение исследованиям академика Льва Семеновича Берга и его теории номогенеза, или «развития на основе закономерностей». Известным палеонтологом, доктором биологических наук С.В. Мейеном (в самиздате публиковался под псевдоним С. Катюнин) были осознаны и отчасти разработаны теоретические возможности такого синтеза (в представлениях номогенетической концепции Любищева - Мейена). Различные возможности соотношения теории эволюции и религиозного взгляда на мир были рассмотрены в работах профессора, доктора геолого-минералогических наук, протоиерея Глеба Каледы, доктора исторических наук Н.Я. Мерперта, доктора исторических наук А.Б. Зубова, а также исследованы кандидатом биологических наук, диаконом Д. Зворыкиным, доктором физико-математических наук В.И. Гоманьковым, доктором биологических наук А.В. Гоманьковым.
«В православии нет ни текстуального, ни доктринального основания для отторжения эволюционизма. Не имеет для православных смысла и потакать общественной моде на иррационализм (любой иррационализм в конце концов сработает в пользу оккультизма и против Церкви). <...>Итак, у православия в отличие от язычества, демонизирующего материю, и от протестантизма, лишающего твар-ный мир права на сотворчество, нет оснований для отрицания тезиса, согласно которому Творец создал материю, способную к благому развитию. Сама же сущность процесса развертывания мира не меняется оттого, с какой скоростью он происходит. И наивны те, кому смутно кажется, что Бог становится не нужен, если мы растянем процесс творения. Равно как наивны и те, кто полагает, что сотворение мира за более чем шестидневный срок умаляет величие Творца. Нам важно лишь помнить, что ничто не мешало, не ограничивало творческого действия. Все происходило по воле Творца. А состояла ли эта воля в том, чтобы создать мир мгновенно, или в шесть дней, или в шесть тысяч лет, или в мириады веков, - мы не знаем».
- Протодиакон Кураев А.В. // Православие и эволюция.
Патриарх Московский Алексий II, выступая в 2007 году на XV Рождественских чтениях, высказался против навязывания в школе теории «происхождения человека от обезьяны» без участия Бога.
Для работ «научных креационистов» фундаменталистского направления типичны следующие положения:
• противопоставление «операционной науки» о явлениях природы в настоящем времени, гипотезы которой доступны экспериментальной проверке, «исторической науке» о событиях, произошедших в прошлом. Из-за недоступности непосредственной проверки, по мнению креационистов, историческая наука обречена опираться на априорные постулаты «религиозного» характера, и выводы исторической науки могут быть истинными или ложными в зависимости от истинности или ложности априорно принятой религии.
• «Первоначально сотворенный род», или «барамин». Креационисты прошлых веков, подобно К. Линнею, описывая различные виды животных и растений, предполагали, что виды неизменны и число ныне существующих видов
равно числу первоначально созданных Богом (за вычетом видов, вымерших уже на исторической памяти человечества, например дронтов). Однако накопление данных о видообразовании в природе заставило противников теории эволюции выдвинуть гипотезу, согласно которой представители каждого «барамина» были сотворены с набором определенных характеристик и потенциалом к ограниченному ряду изменений. Вид (репродуктивно изолированное сообщество, как его понимают популяционные генетики, или статическая фаза эволюционного процесса, как его понимают палеонтологи) не синонимичен «барзмину» креационистов. По утверждению противников теории эволюции, одни «барамины» включают в себя много видов, а также таксоны более высокого порядка, в то время как другие (например человеческий, на чем креационисты настаивают по теологическим, телеологическим и некоторым естественно-научным причинам) могут включать лишь один вид. После сотворения представители каждого «барамина» скрещивались между собой либо без ограничений, либо в подбараминах - видах. В качестве критерия принадлежности двух разных видов к одному «барамину» у креационистов обычно выдвигается способность производить потомство (пусть даже и неплодовитое) при межвидовой гибридизации. Поскольку известны примеры такой гибридизации между видами млекопитающих, традиционно классифицируемыми как принадлежащие к разным родам, то среди креационистов бытует мнение, что у млекопитающих «барамин» примерно соответствует семейству (единственное исключение - человек, который составляет отдельный «барамин»).
• «Потопная геология», декларирующая одномоментное отложение большей части осадочных пород земной коры с захоронением и быстрой фоссилизацией останков вследствие Всемирного потопа во времена Ноя и на этом основании отрицающая стратиграфическую геохронологическую шкалу. По мнению сторонников «потопной геологии», в палеонтологической летописи представители всех таксонов появляются «полностью сформированными», что опровергает эволюцию. Более того, залегание окаменелостей в стратиграфических слоях отражает не последовательность сменявших друг друга на протяжении многих миллионов лет флор и фаун, а последовательность экосистем, привязанных к разным географических глубинам и высотам - от бентосных и пелагических через шельфовые и низинные к равнинным и высокогорным. Называя современную геологию «униформистской» или «актуалистской», «потопные геологи» обвиняют оппонентов в постулировании исключительно медленных скоростей таких геологических процессов, как эрозия, осадконакопление и горообразование, которые, по мнению «потопных геологов», не могут обеспечить сохранности окаменелостей, а также пересечения некоторыми о каменел остями (обычно стволами деревьев) нескольких слоев осадочных пород («потопные геологи» называют такие окаменелости «полистратными»).
• Для объяснения многомиллиардолетних возрастов Земли и Вселенной, которые дает гео- и астрофизика, в креационизме предпринимаются попытки доказать непостоянность во времени мировых постоянных, таких как скорость света,
постоянная Планка, элементарный заряд, массы элементарных частиц и т. д., а также в качестве альтернативного объяснения - постулируется гравитационное замедление времени в околоземном пространстве. Ведется также поиск явлений, указывающих на молодой (менее 10 тыс. лет) возраст Земли и Вселенной.
• Из других утверждений часто встречается тезис, будто второе начало термодинамики исключает эволюцию (или по крайней мере абиогенез).
В настоящее время музеи, основанные креационистами, действуют в четырех странах. Больше всего музеев в США - 21, в Канаде находятся 5 музеев, по одному-в Великобритании и Турции.
В 1984 году в штате Техас Карлом Бо (англ. Саrl Baugh) был основан «Музей свидетельств Сотворения». Карл Бо известен своими раскопками (якобы им были обнаружены следы динозавров рядом со следами человека, кости и кожные покровы динозавров), а также серией телепередач «Сотворение в XXI веке» (Сreation in the 21th сеntury) на телеканале ТВN.
28 мая 2007 года в американском городе Цинциннати открылся крупный музей креационизма. На основе компьютерных технологий в музее воссоздана альтернативная концепция истории Земли. По версии создателей музея, от сотворения мира прошло не более 10 тыс. лет. Основной опорой при создании музея стала Библия. В музее есть специальный раздел, посвященный Всемирному потопу и Ноеву ковчегу. Теории Дарвина в музее посвящен отдельный раздел, и, по мнению создателей, он полностью развенчивает современную эволюционную теорию происхождения человека. Перед открытием музея 600 академиков подписали петицию с просьбой оградить детей от музея. Небольшая группа собрала пикету стен музея под лозунгом «Не лги!». Отношение к музею в обществе остается неоднозначным.
Бывший президент США Джордж Буш выступал за введение в школьную программу «теории разумного замысла» наравне с теорией эволюции. Однако в декабре 2005 года судья федерального окружного суда штата Пенсильвания Джон Джонс признал, что «теория разумного начала» является ненаучной религиозной концепцией и что теория Дарвина может преподаваться не как версия, а как научный факт для школ города Дувр. Это решение ослабило позицию религиозных консерваторов в США, однако споры продолжаются до сих пор.
В 2011 году 42 нобелевских лауреата по химии, физике и медицине написали открытое письмо, поддерживающее отмену Луизианского акта о преподавании научных дисциплин (англ. Louisiana Sciens Edications Act), который фактически разрешал преподавать в школе креационистские воззрения вместо научных.
Некоторые политики Европы одобряют антиэволюционные идеи. Так, в 2004 году правительство Сильвио Берлускони попыталось запретить преподавание эволюции в итальянских школах. В 2006 году заместитель министра образования Польши Мирослав Ожеховский назвал эволюцию «ложью» и предложил преподавать в школе креационизм. В ответ на это 1135 польских ученых написали открытое письмо президенту Польши Леху Качиньскому, в котором поставили под сомнение соответствие Ожеховским занимаемой должности. В 2007 году Карина Вольф (Каrin Wolff министр культуры земли Гессен (Германия), выступила за преподавание креационизма в школах.
В России большой резонанс вызвало дело Маши Шрайбер. 8 марте 2006 года петербургская 10-классница Маша Шрайбер и ее отец подали иск с требованием исключить теорию Дарвина из школьной программы (истинные причины иска неясны, в прессе предполагали пиар-акцию). 21 февраля 2007 года Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга отказал в удовлетворении иска. 6 марта 2007 года семья Шрайберов обжаловала в городском суде Санкт-Петербурга решение Октябрьского районного суда. 4 июля 2007 года городской суд Санкт-Петербурга отклонил кассационную жалобу по иску и оставил в силе решение суда первой инстанции.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 29.01.2007 на 15 Рождественских образовательных чтениях в Государственном Кремлевском дворце заявил: «Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, - пусть так считает, но не навязывает это другим». Известен креационный
«школьный учебник» «Общая биология 10-11» С.Ю. Вертьянова (под редакцией академика Ю.П. Алтухова), в котором делалась попытка создать целостное представление о мире, однако специалистами в области биологии автор был уличен в некомпетентности и в совершении ряда подлогов, а учебник, по мнению рецензентов, оказался «ниже всякой критики». Гриф Министерства образования учебник Вертьянова не получил. Благодаря отрицательной рецензии, данной Кафедрой библеистики Московской православной духовной академии, учебник не получил и грифа Отдела религиозного образования Московской патриархии.
Уильям Пейли в 1802 году предложил «концепцию часовщика». Вкратце концепция часовщика, также именуемая «доказательством замысла» (аrgument from disign), основана на следующем примере:
Представим, что мы нашли в поле часы. Никому не придет в голову предположение, что эти часы возникли сами по себе, в результате цепи случайных взаимодействий молекул. Очевидно, что часы возникли в результате разумного замысла, автором которого был часовщик. Вселенная намного сложнее, чем часы. Биологические системы намного сложнее, чем часы. Очевидно, утверждал Пейли, что Вселенная и, в частности, жизнь не могли бы существовать, если бы их не создал «часовщик» с неизмеримо более мощным разумом, чем создатель простых часов.
Проблема данного доказательства в том, что оно предполагает прогрессию. Если часы требуют для создания часовщика, а часовщик для появления требует Бога-часовщика, следовательно, и Бог-часовщик требует для своего существования еще более сложного «Бога над Богом» - и так до бесконечности.
Еще одна проблема данного доказательства в том, что его автор утверждает, по сути, следующее: «если искусственное не может быть естественным, то и естественное не может быть естественным». То есть автор приводит пример искусственного объекта (часы), который, очевидно, естественным не является, и делает из этого ошибочный вывод о том, что любой объект обязан быть кем-то созданным..
А. Урманцева «Мозговой штурм (Избранные дискуссии)» 2013 г.