Ilya M. Greenberg 9 ноября в 10:23 ·
И чтоб два раза не вставать. Кусок из недавно переизданной "Цио" книги Троцкого о побеге из второй ссылки в Обдорск. Впрочем, до Обдорска он не доехал, ушел из Берёзова на оленьей упряжке с возничим-зырянином. Через остяцкие юрты и леса.
"После ночной кормежки оленей мы проехали мимо Сарадейских и Менк-я-паульских юрт. Только в Ханглазских мы сделали привал. Здесь народ, пожалуй, еще диче, чем в других юртах. Всё им в диковинку. Мои столовые принадлежности, мои ножницы, мои чулки, одеяло в кошеве, всё вызывало восторг изумления. При виде каждой новой вещи все крякали. (...) У меня не оказалось мелочи, и в благодарность за кров и очаг я дал всем мужчинам и бабам по три папиросы и по конфете. Все были довольны.
Старушка-остячка, менее безобразная, чем другие, и очень бойкая, буквально влюбилась в меня, т.е. собственно во все мои вещи. И по улыбке ее было видно, что чувство ее - совершенно бескорыстное восхищение явлениями другого мира. Она помогла мне укрыть ноги одеялом, после чего мы с ней очень мило простились за руки, и каждый сказал несколько приятных слов на своем языке." ("Туда и обратно", 1907 г., СПб)