Православие и женщина

Nov 06, 2016 18:28

Враги Церкви любят говорить будто Православие уничижает женщину и полагает ее "существом второго сорта". Никаких оснований для таких утверждений наша вера не дает. Напротив, мы полагаем именно женщину - Деву Марию - достигшей самых вершин добродетели. И справедливо ставшую выше даже Серафимов и Херуфимов.
Уж не говоря о целом сонме других святых жен. Имеющих разное прошлое, образование, семейное положение и социальное положение. Но своим произволением стяжавших святость.
Вообщем, по слову Святого Апостола Павла:
«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». (Гал 3:27-28)

Хотя и полного равноправия, конечно, тоже нет. В православном браке жене, действительно, положено слушаться мужа. Но, опять же, это не такая форма послушания о которой любят говорить враги Православия. Обычно, они берут "Домострой" за идеал православной семьи. Вернее, даже и не сам "Домострой", который они никогда не открывали. Но некую карикатурную пародию на него, где отношение к жене - как к последнему рабу. И мужу полагается побоями карать любые попытки неподчинения. Но это совершенно не соответствует православному учению о семье.

Во-первых подчинение жены мужу не безусловное, но жена должна слушаться мужа в той степени, в которой его повеления не противоречат Закону Бога (т.е. Заповедям). Во-вторых побои строго-настрого запрещены (Святой Иоанн Златоуст приравнивал мужей, избивающих жен, к отце- и даже матереубийцам). В-третьих есть целый ряд совершенно каноничных причин, по которым женщина имеет право подать на развод. И в них входит, между прочим, и уже упомянутое физическое насилие, а так же измена и алкоголизм супруга. Полный список причин указан в основах социальной концепции Русской Православной Церкви.

Интересно так же прочитать идеал православной супруги, данный еще в Ветхом Завете:
"Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью.
Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее.
Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
*Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее:
«много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».
Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот делá ее!" (Притчи 31:10-31)

Итак, мы видим отнюдь не пассивную рабыню, скованную цепями шовинизма. Но совершенно иной идеал женщины.
А именно жену предприимчивую, мудрую, физически развитую, трудолюбивую, милосердную и т.д.
Справедливо отмечается, что "миловидность обманчива и красота суетна".
И как мужчина свидетельствую, что имея такую жену я бы имел к ней такое же великое восхищение и сказал ей ровно такие же слова, как и в 28 стихе («много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их»).

православие, мысли

Previous post Next post
Up