Подпись и печать

Sep 13, 2013 14:19

Когда книга подписана в печать, вся судьба её героев определена от начала и до конца. Можно сказать, что они уже прожили все свои жизни. Эй, ты дышишь? Точно? Значит, книга, в которой ты герой, ещё не дописана.

Как возник мир? Учите теорию Большого Взрыва, а если сможете, уточняйте её, исходя из научных данных.
Как появилась жизнь на Земле? О, абиогенез - интереснейшая тема: далеко не всё в ней изучено, хотя много наработок есть. Исследуйте, ставьте опыты - может, наконец, раскроете эту увлекательную научную тайну.
А душа? Есть ли она, отдельно от тела? Как объяснить память о прошлых жизнях, предчувствие будущего, редкие, но несомненные случаи телепатии? Может, тут наука кончается и начинаются священные книги?

Да нет. Когда-то и ход светил был непостижим науке. Не исключено, что завтра появится новая научная методика исследования души, которая сегодня непредставима, как вчера непредставиым было изучение человеческого генома. Тогда, при помощи новых математических разработок и множества экспериментов, внезапно окажется понятным механизм поведения внетелесного сознания и приоткроются тайны того, что прежде рождения и после смерти.
И как раз тогда неожиданно мы столкнёмся с новыми загадками, которые сейчас и представить себе не можем.

Но и тогда окажется, что всё многообразие бытия, все миры, вселенные, реальности и многочисленные мироздания - всё это существует в чьём-то воображении. В Чьём-То.
И вот Этот Кто-То окажется не полностью подвластным научному познанию, потому что сама наука - плод Его воображения так же, как и все мы.

Ты слышишь нас, Кто-То?
Слышу, отвечает Он. Более того, это Я Сам всё это и говорю.
А можно, Кто-то, чтобы мы были счастливы?
Ну, можно, отвечает Он. Но скажите мне, что вы понимаете под словом "счастье"? И что вы понимаете под словом "мы"?
А разве Ты не знаешь? Разве мы - не Твои мысли?
Вы - Мои мысли, отвечает Он. Когда вы придумаете ответ, Я буду его знать.

И мы отводим себе в году день - потому что иначе в бесконечной беготне и суете не останется времени. И думаем в этот день об ответах на все наши - или Его - вопросы. И называем это - Судный День. И решаем, что в этот день Он судит нас. А на самом деле -

В большом хранительском труде
в руках любого из людей
судьбы всего лишь маленький кусочек,
но - ежедневно Судный День!
Да, ежедневно Судный День,
а еженощно - время Судной Ночи!


***

На иврите есть понятие хешбон-нефеш, "исчисление души": это процесс, когда человек разбирается в себе, в своих чувствах и мыслях и подводит итог предыдущему этапу своей жизни, готовясь к следующему. Как это делать? Есть множество ответов. Сегодня предлагаю вашему вниманию свой вариант.

Поделим процесс на три части, которым дадим также ивритские имена, чтобы быть последовательными: хешбон-авар (осмысление прошлого), хешбон-атид (осмысление будущего), хешбон-ацми (осмысление себя).

А. ХЕШБОН-АВАР: осмысление прошлого
    Прошедший год мы посвятили неким задачам: каждый - своим. Насколько это у нас получилось? Остались ли те задачи актуальными для нас в течение прошедшего года? Остаются ли они актуальными сейчас и на будущее? Получили ли мы от мира и от Создателя ту поддержку, на которую рассчитывали? Что мы получили из того, на что мы не рассчитывали? Как вообще прошёл год в свете поставленных задач?
Б. ХЕШБОН-АТИД: осмысление будущего
    У нового года - новые цели. Как мы сегодня видим наше будущее? Чего хотим достичь? На что просим благословение на грядущий год?
В. ХЕШБОН-АЦМИ: осмысление себя
    Где две части, там и третья. "Миг между прошлым и будущим… называется 'жизнь'" - то есть мы сами. Кто я сейчас? Во что я верю сейчас? Как представляю себе мир, судьбу, истину, закон, Бога, человечество, народ, страну, нравственность, парность, любовь, войну, зло и добро?
Эти три составляющих вместе и есть хешбон-нефеш.

Помимо нашей работы над собой, дополнительной темой работы на Йом-Киппур является прощение. На кого я обижаюсь, сержусь, держу обиду? Есть ли возможность отпустить её по-настоящему? Что мне для этого нужно? Это мы назовём хешбон-слиха, "осмысление прощения".

***

Ниже предлагаю схему для каждого из этих процессов. Любой читатель может приспособить её для себя.

Хешбон-авар (прошлое):
    А. На уровне ощущений: как прошёл для меня этот год?
    Б. А что я планировал(а) - и что из этого осуществилось?
    В. Что я планировал(а) правильно - а что можно было сделать лучше?
    Г. Что я сделал(а) правильно - а что можно было сделать лучше?
    Д. В чём свыше мне помогли - а в чём я испытывал(а) затруднение свыше?
    Е. Чем ситуация в результате отличается от ситуации год назад - по всем пунктам?
    Ж. Итак, после всего этого: как на самом деле прошёл для меня этот год?
Хешбон-атид (будущее):
    А. Я лично хочу заниматься следующими проектами/вопросами/конкретными проблемами.
    Б. Я хочу заниматься этими вопросами в рамках следующих структур (в одиночку, парой, с друзьями, в качестве ведущего, руководителя, учителя, напарника, в составе такой-то группы, где моё место я вижу таким-то)
    В. Я хочу направлять энергии в рамках работы по этим вопросам непосредственно на следующие (внешние по отношению ко мне или к моей группе) поля (детский сад "Хомячок", школа-интернат номер 29, нелегальные мигранты из Сенегала, пролетарии всех стран) следующими способами (индивидуальные занятия, радиовещание, стояние на бочке посреди площади, сжигание кукол вуду втихаря у себя в подвале).
    Г. Мне (и/или моей паре/группе) необходимы следующие физические обстоятельства.
    Д. Мне (и/или моей паре/группе) необходимы следующие метафизические обстоятельства.
    Е. Мне (и/или моей паре/группе) необходимы следующие энергоресурсы (бодрость духа и тела, сто тысяч миллионов крон, варенье и печенье).
    Ж. Я предлагаю себя в качестве Твоего сотрудника и прошу Тебя стать моим сотрудником. Условия личного договора и взаимодействия с Автором Мироздания.
Хешбон-ацми (о себе):
    А. Какие вопросы для меня являются важнейшими в определении себя?
      Например: (ни вопросы, ни тем более ответы, приведённые здесь, не являются, конечно, обязательными или даже актуальными для всех. Это - всего лишь примеры, основанные на моих собственных размышлениях)
      • "Какова моя роль в мироздании/задача на жизнь?" (пример ответа: "Я должен помочь людям научиться думать").
      • "Верю ли я в Бога и в какого Бога я верю, как я строю отношения с Ним?" (пример ответа: "Я верю, что весь мир развивается по научным законам, но существует в сознании Высшего начала; это значит, что я являюсь мыслью Бога, и пытаюсь быть максимально убедительной для Него мыслью")
      • "Считаю ли я себя религиозным/верующим/светским или нет?" (пример ответа: "религиозное сознание предполагает, что некая догма абсолютно истинна; я не могу поверить в такую догму, потому что она может вступить в противоречие с фактами; а вот Бога я просто ощущаю")
      • "Есть ли какая-либо группа людей, которая важна для меня настолько, что я могу определить себя через неё?" (пример ответа для меня: "Еврейский народ", "Поэты", "Преподаватели")
      • "Какие вещи являются для меня знаками свыше и верю ли я в них?" (пример ответа: "всё, что происходит со мной, является реакцией мира и Бога на то, что делаю я; я хочу подходить ко всему, что со мной происходит, именно с этой точки зрения")
    Б. Как я отвечаю на эти вопросы? (см. примеры выше)

    В. Кто я?

Хешбон-слиха (прощение):
    А. Вот человек, имя которого у меня вызывает отрицательную эмоцию.
    Б. Что произошло?
    В. Для чего это было мне послано? Чему можно выучиться от ситуации?
    Г. Надо ли исправлять? Можно ли исправить? Как? В дальнейшем общении? Без?
    Д. Можно ли отпустить ситуацию и поблагодарить судьбу? (Ответ не автоматически "да").
    Е. Какие чувства у меня вызывает имя этого человека теперь?
    Ж. Если нужно, повторяю относительно другого человека.

***

Доброй судьбы всем нам! Гмар хатима това!

Ваш, Эли Бар-Яалом

мысли, еврейское, мнения, статьи

Previous post Next post
Up