Новый, очень важный для меня текст

Sep 14, 2012 11:57



Эли Бар-Яалом
Пять революций духа

а. Введение

Одно из проявлений эволюции человека - эволюционное развитие восприятия всего, что над: высшего, необъяснимого, божественного. Как бывает в любой эволюции, порой накопившиеся изменения позволяют говорить о революции, в корне меняющей отношения между человеком и высшим началом. Мы выделяем пять таких революций с начала существования человека как вида.
Отметим отдельно, что атеизм не является эволюцией, точно так же как прекращение поиска не является "революцией" в способе поиска. Атеизм, так же, как и агностические конфессии (например, конфуцианство - "Ты не научился служить людям, как же ты размышляешь о служении духам?"), просто не занимается отношению к высшему началу, поэтому он лежит в стороне от описываемой ниже модели.

б. Пять революций (они же пять стадий)

1. "Там что-то есть!": от бессознательного - к анимизму (шаманизму)
Когда: около 50000 лет назад, при переходе предков человека к "поведенческой современности" (behavioral modernity). Возможно, параллельно происходило и у неандертальцев.
Суть: У всего происходящего есть причины. Есть я, ты, он и они, а есть дух/душа малины, водопада, наводнения, того-жаркого-что-сверху и того-невидимого-отчего-люди-падают-и-перестают-ходить-навсегда.
Источники информации: "ну то есть как это - откуда я знаю, что есть дух малины? Глянь - вот же она, малина!"
Примеры: дожившие почти до наших дней представления бушменов и аборигенов Австралии.

2. "Там кто-то есть!": от анимизма - к теизму
Когда: при переходе от охотничье-собирательского общества к скотоводческо-земледельческому.
Суть: Мир управляем! Тех, кто управляют ("боги"), мы наблюдаем через законы природы, но к богам можно обращаться, ублажать их. Те же существа, в которых верили наши предки - духи источников, кустов и наводнений - мелкие сошки в космической иерархии богов.
Источники информации: "Я слышал голос бога! А если не я, то наш деревенский жрец точно слышал!"
Примеры: Древняя Греция, Египет, ацтеки.

3. "Он Един!": от теизма - к централизму (монотеизму)
Когда: для единиц - ещё во 2-м тысячелетии до н.э.; как сложившаяся доктрина - в т.н. "осевое время" (ок. 600 до н.э.); как политическая сила - в 1-м тысячелетии новой эры.
Суть: У всего один Источник! Всё исходит от Него и объяснимо через Него - это и есть наука. Цель человека - жить в максимальном соответствии с Его законом.
Источники информации: "Пророки услышали, мудрецы истолковали, учителя прочитали, а я ходил в школу".
Примеры: буддизм (закон кармы безличен, но универсален и познаваем), ислам (Аллах обладает чертами характера - милосерден, милостив, мстителен и т.д.), христианство (Бог обладает характером и воплощён в человеке).

4. "Всё - Он!": от централизма - к панэнтеизму ("всё в Боге")/пантеизму ("всё - Бог")
Когда: для единиц, возможно, ещё до наступления 1-го тысячелетия до н.э. (образ Пуруши в "Ригведе"); как сложившаяся доктрина - начиная со средневековья. Как политическая сила - фактически, не сложилась (редкие исключения в новое время).
Суть: Наука (в современном смысле) познаёт окружающую действительность. Священное писание (религия в смысле 3-ей стадии) описывает суть бытия. Важнее, конечно, религия - ведь она священна, а наука - нет. Значит, "научный" мир - оазис внутри бесконечного Бога (описываемого священными писаниями), и вторичен по отношению к Нему. Всякое противоречие между догмами религии и научными открытиями крайне болезненно и приводит к многочисленным разногласиям.
Источники информации: осторожные философские умозаключения, еле-еле балансирующие между догмами Писания и достижениями науки (которые зачастую берутся из популярных, а не научных, источников).
Примеры: современный индуизм, продвинутое (не народное!) православие в России, суфизм в исламе. Редчайший случай религии, созданной специально на 4-й стадии - бахаизм. Пантеизм Спинозы относится сюда же (хотя Спиноза, как и многие его последователи, готов отказаться от священных писаний, если они ему мешают).

5. Новая революция, или "Господи, давай обсудим": от панэнтеизма - к конструктивному диалогу
Когда: да вот сейчас. А для единиц... Не исключено, что многое осознавал уже Платон, да и Авраам под подозрением.
Суть: Что происходит в мире? Посмотрим и узнаем. Отчего это происходит? Изучим и узнаем. Для чего это происходит? Спросим у нашего сердца. Как нам лучше поступить? Спросим свою совесть. А где же Бог? Так вот же Он. Всё это - двусторонний диалог с Ним.

Человечество будет вырабатывать законы согласно совести и чести, и это и будут законы от Бога.
Человечество будет познавать мир согласно науке и разуму, и это и будет знание от Бога (не исключая самую что ни на есть метафизику, и то, что до Вселенной и помимо её).
Человечество будет развиваться и бережно творить само себя из самого себя, и это будет творение от Бога.

Догмы отпадут. Если сердце подскажет, что та или иная книга вдохновлена Богом, это ещё не означает, что всё в ней - истина в последней инстанции до последней буквы, и не означает, что надлежит черпать истину только из этой книги. Это значит лишь, что надо прочесть эту книгу (возможно, неоднократно) и задуматься над ней (возможно, надолго).

Человек будет сотрудником Бога. Потому что любой человек - воплощённый Бог.
Источники информации: "Я - воплощённый Бог. Ты - воплощённый Бог. Мы с тобой - два разных человека, но мы с тобой - один и тот же Бог. Всё, что я могу рассказать тебе о Боге, ты можешь услышать и от Бога-который-ты. Ты имеешь право не доверять мне - доверяй Ему. Он ведь тоже - я. А если Он скажет тебе, что мне можно доверять, значит Он хочет поговорить с тобой моими устами".
Примеры: Поскольку революция начинает свой путь сейчас, сложно говорить о ярких примерах. Предвестники пятой революции - движения "нового века", в которых на первый взгляд видна деградация - возвращение на 3-ю стадию (харизматический евангелизм в христианской Америке), на 2-ю (неоязычество типа Викки, Асатру или русского родноверия) и даже на 1-ю (экстрасенсы, медиумы, колдуны). Но общее у них - возрождение прямого общения с высшим началом: того, что в религиозной терминологии называется пророчеством.
При всей дикости, эти всплески - преддверие принципиально нового отношения к высшему началу, революционного по отношению к 4-й стадии. Это отношение не феноменологическое: научный взгляд на события не только не противоречит ему, но является неотъемлемой частью его. Объяснения явлениям изначально ищутся через науку, а понятие Бога обретает смысл на более высоком, ранее незаметном уровне: как источник и смысл бытия вообще и моего индивидуального бытия в частности; как Тот, в Чьём сознании (воображении) существует постижимый научный мир. На 4-й стадии Бог должен был "сократиться" для создания мира, на 5-й становится понятным, что Он никуда не "сокращался".

в. Что меняется  и что остаётся

Заметим, что основное "открытие" каждой революции остаётся актуальным и для последующих. Так, и "Там что-то есть", и "Там кто-то есть", и "Он един", и "Всё - он" по-прежнему верны на пятой стадии. При этом на каждой стадии полностью переосмысливается мироздание - на то это и революции.

Заметим также, что с каждой революцией сокращается количество вещей, которые необходимо принимать на веру: так, например, на третьей стадии уже необязательно верить, что Зевс изменил Гере с Семелой, на четвёртой - что Бог поместил Землю в центр мироздания и запустил Солнце вокруг неё. На пятой стадии разница между верующим и неверующим сокращается до единственного естественного различия: верующий ощущает Бога в происходящем, неверующий - нет.
Поскольку "ощущать Бога" и "говорить с Богом" на пятой стадии фактически неразличимы, можно было бы сказать, что деление "верующий - неверующий" тождественно делению "пророк - непророк" - если бы не было (во все времена) многих неверующих (атеистов, агностиков), которые были при этом ярко выраженными пророками (визионерами, ведущими человечество вперёд и т.д.). Таким образом, на 5-й стадии пророков оказывается не меньше, а больше, чем верующих..

г. Еврейский вопрос (и не только)

Иудаизм как духовная практика зародился на 2-й стадии ("ибо каждый народ идёт с именем своего бога, а мы идём с Именем Единого"), пережил 3-ю революцию ("идолы их - сребро и злато, порождение рук человеческих") и кое-как перебрался через 4-ю - создав в себе новые течения, такие, как каббала и хасидизм. Но базисная концепция того, что сейчас называется иудаизмом, по-прежнему "застряла" где-то между 2-й и 3-й стадией.
Отношение к Торе и книгам пророков как к реальному, но прошлому откровению, которое может меняться в рамках динамики общения человечества с Высшим Началом, заманчиво - но полностью исключается 7-м, 8-м и 9-м принципами веры по РАМБАМу.
Квинтэссенцией иудаизма в современном понимании является "Шулхан арух" и сопутствующее ему восприятие задачи человека как "накопления заповедей", которые воспринимаются как механизмы, включающиеся определённым поведением. 
Всё это делает иудаизм - в том смысле, в котором он понимается сейчас - полностью неприспособленным к пятой революции. Неортодоксальные течения - консервативный и реформистский иудаизм - не меняют в корне теологическую модель, и поэтому никак не влияют на ситуацию.
Пишущий эти строки, например, не может не верить в Творца, Чья воля порождает материальный мир с его законами, и ощущает, что человеческая жизнь - диалог с Творцом, причём в высшем смысле этот диалог Творец ведёт Сам с Собой. Но пишущий эти строки не может верить в "накопление заповедей" - это оскорбило бы Бога. И пишущий эти строки знает, что он не один такой.
Вот главнейшая задача еврейского пути на сегодняшний день. Другие духовные пути, несомненно, стоят на таком же распутье.

В преддверии Нового Года возношу Тому, в Чьём воображении зарождается всё (включая этот текст), молитвенную просьбу (которая тоже рождена Его воображением, и поэтому имеет шанс осуществиться), чтобы мы все в этом всём смогли успешно и бескровно разобраться, перебравшись через новый рубеж навстречу новому этапу нашей эволюции.

мысли, еврейское, о религиях, статьи

Previous post Next post
Up