"Антуражные моменты" и другие звери разных миров

Sep 07, 2011 22:29

В комментариях к позавчерашнему рассказу "Только не я" (который сам по себе содержит скрытую отсылку к рассказу "Голова профессора Стонуэлла") мне встретилась интересная мысль (высказанная erelenn и fredmaj):

"Очень захотелось, чтобы этот мир был. Чтобы где-то были Всадница Кэррил, Йори, Сидящий-На-Воде и все остальные..."

Это - осознанный (что ясно из предыдущих слов комментаторов) перенос акцента с "главного" на "второстепенное". Казалось бы - зачем? А между тем это - совершенно НЕ второстепенная вещь.

Да, форум фанатов писателя Стонуэлла - антураж рассказа, а не тема его; а уж сам писатель Стонуэлл и его творчество, все эти Йори и Планцидры - подавно, антураж к антуражу. Но если они в рассказе есть, значит, они тоже важны сами по себе.

Борис Натанович Стругацкий на своём сайте часто получает такие "антуражные" вопросы (о Гомеостатическом Мироздании, о тригенных куаторах, о том, как полностью звучит фраза поэта Верблибена "Волны гасят ветер"...) - и со свойственным ему тактом и чувством юмора аккуратно от них отмахивается. В самом деле, мол, откуда я знаю, что это такое? Я придумал этот кусочек, чтобы картина выглядела подобающе, она выглядит подобающе, всё. (Формулировка здесь - моя, а не БНС, но в общем и в целом это его мысль).

Иными словами: с точки зрения БНС и братьев Стругацких как коллективного писателя (в той мере, в какой я её понимаю), антуражные моменты не обладают отдельной ценностью, но должны создаваться так, чтобы создать у читателя иллюзию, что они ей обладают.

В моём рассказе профессор Стонуэлл, напротив, думает: "Они думают, что Мозаика - просто литературный оборот. А она живая, она всегда перед его глазами. Камешек цепляется за камешек, выемки обнимают выступы: горы, реки, города, войны, языки, дружба, любовь, магия, ненависть, надежда, горы, реки...". Иными словами, (вымышленный мной) профессор Стонуэлл имеет целью "заполнить" мозаику своего мира, и делает это динамично, последовательно, в процессе своего творчества. Он (так выходит) не выделяет антуражные моменты как таковые; но некоторые части Мозаики образуют сюжет, а некоторые - ответвляются и обнаруживаются при его обдумывании (или просто при попытке ответить на вопрос благодарных читателей).

Реальный писатель профессор Рональд Толкин (многими чертами, конечно же, "профессор Ричард Стонуэлл" обязан ему) описал подобный процесс в своей притче "Leaf by Niggle" (в русском кошелевском переводе "Лист работы Мелкина"). Из этой притчи и из его писем и черновиков можно понять, что "антуражные моменты" он вставлял в тексты постоянно - но очень часто потом возвращался к ним, чтобы исследовать их как "реальные". Классический пример - Пятеро Магов (и пресловутые кошки королевы Берутиэль).

Про себя могу сказать, что испытываю вечный интерес к "антуражным моментам" такого рода. Мне почти физически больно, когда обнаруживается фактологическое несовпадение "антуражных моментов" (например, искажённая датировка "Детей капитана Гранта", "20000 лье под водой" и "Таинственного острова"). Мне очень хочется узнать совершенно неважные для повествования подробности (очень интересны амфибии, к которым принадлежит некий Туппугоп, неожиданно вылезший из моря, которое кипятил Луи Ву в "Инженерах Мира-Кольца" Нивена; мне хочется знать, как именно профессор Курои, сын Дайре, из "Школы в Кармартене", двигает горы, и крайне любопытна схема огнедышащей железы средней головы З.Горыныча). Мне интересны даже мои собственные антуражные моменты (например, весь мир Каррэйн как таковой, или Спокойный Мир "Ангела над Титаником", или то, чем занимается Справочная из рассказа "Сантехник! Сантехник!". Далеко не всё я знаю обо всём этом... но мне оно интересно, я не хочу от этого отмахиваться.

А что думаете вы - читатели, писатели, писателечитатели?

Кстати: специально для любителей "антуражных моментов" - сегодняшний новый рассказ, который весь один сплошной антуражный момент. Мир в данном случае совершенно не Каррэйн, а другой, неоднократно мелькавший в разных моих текстах; можете догадаться сами, какой. Итак, читайте "Искушение Ринсола".

Жду интересных мыслей!

PS: сюжетообразующая идея не считается "антуражным моментом" в рамках нашей игры: так, например, не "антуражна" биология пак-защитника как инверсия человеческого старения у того же Нивена, или (остающиеся за кулисами) "реальные" - по-видимому, техногенные - события, приводящие к возникновению Пещеры у Марины и Сергея Дяченко.
PPS: Разумеется, то, что все произведения, которые я упомянул, можно охарактеризовать как "фантастические", ровным счётом ничего не значит.

мысли, литературное

Previous post Next post
Up